В конце 70-х – начале 90-х гг. сформировалась целая плеяда одаренных уйгурских художников, которая значительно расширила проблемно-тематический круг, обновила образно-пластическую структуру, диапазон используемых традиций и продолжила, творчески переработав, разнообразные традиции как мирового художественного опыта, так и национального, в том числе народного, искусства. Это такие интересные и своеобразные художники, как Медат Кагаров, Леким Ибрагимов, Талгат Миррахимов, Ахмет Ахат, Руслан Юсупов, Кураш Зульпикаров, Ашимжан Курбанов и многие другие.
Как правило, работы уйгурских художников не перегружены формами и несколько сдержанны по колористическому решению. Они склонны к многократному варьированию одних и тех же или близких мотивов. Одни художники интуитивно, другие вполне сознательно находили эти основные принципы, питающие общие корни, уходящие в недра народной художественной культуры прошлого в музыкальном и словесном фольклоре, в прикладном искусстве.
Художник М. Кагаров – философ по складу ума и поэт по восприятию жизни, он мыслит чрезвычайно образно, ярко, своеобразно и подмечает все необычное. В этом заключается его отношение и к окружающему его миру, и к своему творчеству…
Сегодня М. Кагаров – народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана, лауреат многочисленных премий и участник самых престижных выставок, признанный авторитет в художественных кругах центральноазиатского региона.
Однажды художник рассказал интересную историю о том, как когда-то под Бухарой он побывал на старом суфийском кладбище и удивился тому, что над могилами высятся шесты, увенчанные знаками в виде открытых ладоней. “Это значит, что человек ушел из мира с чистыми руками, – трактует эту символику Медат. – Он ничего с собой не взял, оставив все людям. По этому закону и нужно жить”.
Творчество художника М. Кагарова многопланово и разнообразно. На первом этапе своего творческого пути М. Кагаров очень много и плодотворно работает в графическом жанре, создавая уникальные образцы графики, иллюстрирует книги известных авторов Востока и Запада и создает многочисленные серии высокометафорических литографий, которые позднее экспонировались на международных и персональных выставках художника. Серии его работ “Хивинские впечатления”, “Времена года”, “Автобиография”, “Фарижский репортаж”, “Когда цветет миндаль”, “Мой Узбекистан”, “Билал Назым”, “Военные песни В.Высоцкого” и многие другие стали заметным явлением в художественной культуре республики.
За серию автолитографий “Боевые спутники мои” М. Кагаров был удостоен молодежной премии. Целый ряд графических произведений художника закупило Министерство культуры и Союз художников Узбекистана. Это было серьезным творческим достижением Мастера. Показательна его серия “Поэзия Абдуллы Арипова”, созданная в 1977 г., когда еще молодой поэт был на пороге популярности, хотя все говорили о его потрясающей талантливости. Поразила она и Медата. Серия получилась яркой, эмоционально сдержанной и запоминающейся. Художник не стремился передать нечто сюжетное, связанное с конкретным произведением. М. Кагаров выражал свои личные впечатления легко, вдохновенно.
Поэтичность и метафоричность его графических работ уникальны. Если к этому добавить его мастерство и стремление к символизму, то реальное воплощение становится поразительным. Художник умеет в многозначительных деталях выразить контекст всей композиции. Так, на одном из листов серии “Военные песни В.Высоцкого” под названием “Небо этого дня” художник изобразил любимых им птиц. Это – символы непреходящего, души, духа мертвых, восхождения на Небо (ведь не случайно и такое название).
Птицы – это возможность общаться с духом великого поэта, высшее проявление сознания, мысли. Если было бы две птицы, то они олицетворяли бы дуализм. На литографии их значительно больше, что позволяет говорить о многогранности творчества поэта Высоцкого. К тому же птицы не на дереве, не на крыше дома, а на колокольне, что придает дополнительную смысловую нагрузку произведению. Таким образом, возникает некий союз земного и божественного. Это и некий протест войне, призыв к миру, ведь птицы еще со времен мифологии сопровождали героев, которые неизменно совершали подвиги. К этому можно добавить, что в восточной философии птицы олицетворяют созидательный принцип, а в исламе птицы – это души верующих, живущих на Древе Жизни.
Уже много лет художник М. Кагаров все больше занимается живописью. В 1991 г. М. Кагаров с персональной выставкой посетил город Урумчи – административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Организаторы повезли известного художника по древним городам, в том числе и в Турфан, близ которого сохранились пещерные комплексы, а также многочисленные древние архитектурные сооружения. Росписи, увиденные художником, изумили его. М. Кагаров вернулся из поездки с совершенно иным мировоззрением и мировосприятием жизни. С того времени начался так называемый живописный период творчества художника, который стал не только новым течением в творчестве М. Кагарова, но и новым направлением в живописи, названный кем-то из критиков “Визион-Арт”.
В полотнах М. Кагарова, созданных в так называемом визионарном стиле, появился особый мир, сочный и красочный, наполненный нежным терпким ароматом и проникновенными мелодиями Востока. При этом созданные картины глубоко индивидуальны, обладают особым видением художника, часто интуитивным, позволяющим точно определить его настроение и даже жизненные воззрения. Это даже проявление какого-то эссеистического мышления художника, где “синтез абстрактного, конкретного и реального носит свободный и подвижный характер”.
Бытовые сюжеты и картины, созданные на мотивы восточных миниатюр, и даже авангард у М. Кагарова – особые и имеют яркие отличительные качества, присущие только ему. М. Кагаров классифицирует свое современное творчество на несколько групп: суфи-арт, авангард, турфанский стиль, бытовые сюжеты, мотивы восточных миниатюр и графика. Замечательны картины художника “Божественный шанырак”, “Дервиш и красавица” (диптих), “Земля и Небо” (диптих), являющиеся вершиной творчества художника. В них – философия зрелого Мастера, осмысление и даже переосмысление пережитого и обращение к молодым, стремящимся постичь Истину.
Произведения мастера “Человек и птица”, “Девушка с веером”, “Пастушок урочища Тангалы”, “Ожидание”, “Наказ”, “Молитва в полдень” являются наглядным примером творческого использования старинных мотивов в современном талантливом обрамлении.
Свободное от идеологических рамок творчество М. Кагарова приобрело новый своеобразный симбиоз: классическое образование, реалистическая сдержанность, европейский авангард, восточная мелодика и своеобразное, глубоко национальное мышление. И еще много разных оттенков и нюансов, которые не поддаются словесному описанию, а подвластны только талантливой кисти Мастера.
Работами М. Кагарова по праву гордятся и Государственный музей Узбекистана, и Третьяковская галерея, и уйгурская галерея “Мын уй”, и огромное количество частных коллекционеров. Иметь картину художника – это не только стильно и дань моде. Это класс, это изысканный высокохудожественный вкус.
Фархад Хамраев