Портреты односельчан у фотохудожника Султанбая Дехканова, который родился в кишлаке Сретенко на берегу Сырдарьи Бекабадского района, отличаются простотой и жизненной убедительностью. Мастеру чужды идеализация и внешние эффекты. Снимки своих героев С. Дехканов делает обычно на фоне пейзажных панорам, стремясь прежде всего передать их внутренний мир.
Среди работ С. Дехканова – цикл психологических портретов, в числе которых “Женщина-пастушка”, “Портрет художника Туры Шомирзаева”, “Ойдин момо”, “Семья”, “Лицом к лицу с мечтой”, “Кокономотальщицы”, “Ултув момо” и др. Одно из лучших его произведений – “Большой урожай” было включено в каталог “125 лет узбекской фотографии”.
Художественное фото и живопись, в принципе, имеют ряд общих черт, несмотря на то, что это разные виды искусства. Художник изображает не только реальность, но включает и своё отношение к ней, и свою фантазию, а фотограф должен точно воспроизвести объект и его место действия. “Но в искусстве живописи и фото, – утверждает С. Дехканов, – не должно быть лишних деталей. Композиционные решения схожи, они помогают сделать необходимые выводы и принять философские решения. Один известный фотохудожник говорил: “В произведениях живописи из 100 работ получается примерно 70 удачных, в фотографии же из 100 снимков удачных получается примерно 2 или 3″.
Многие сюжеты его произведений рождаются во время творческих поездок. Художник бывал в различных уголках нашей страны – в городах и кишлаках Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ташкентской областей.
Ряд своих произведений С. Дехканов посвятил историческим памятникам архитектуры, городским и сельским пейзажам. Ему интересна природа, дворы, сады, улицы городов и сел. Необычайно красивое сочетание архитектурных форм и колористического решения характерно для его работы “Шохизинда”. Романтической наполненностью образов, поэтическим восприятием жизни и эмоциональным колористическим настроем, вобравшим в себя всю полноту душевных переживаний, отличается фотоэтюд “Весна в Байсуне” Знать историю страны – значит соприкасаться с истоками духовности, без которой трудно представить нашу современность.
С. Дехканов – энергичный, беспокойный, жизнерадостный человек, что положительно влияет на творческую деятельность его как фотохудожника. Уважение вызывает его преданность искусству, любовь к родному краю и самоотверженность. Создавая полотна на сельскую тематику, художник главным образом обращает внимание на гармоничное единство человека и природы.
С. Дехканов – участник ряда республиканских выставок и конкурсов. Так, на выставке “Люди нашей земли” он был награждён дипломом Академии художеств Узбекистана (2006 г.), на республиканском конкурсе “Родина начинается с махалли” получил Гран-при за фотопроизведение “Махалля – очаг просвещения” (2008 г.), на республиканском конкурсе “Зеркало сельской жизни”, где были представлены его произведения “Невеста” и “Сельские девушки”, в которых С. Дехканов раскрывает национальные традиции сельской жизни, был удостоен диплома.
В июле 2009 г. С. Дехканов принимал участие в работе фотовыставки “Мой любимый город”, посвящённой 2200-летию города Ташкента, на которой демонстрировались его работы “Картина жизни”, “Запах лета”, “Встреча вчерашнего дня с сегодняшним”, “Встреча с мечтой”. Фоторабота “Картина жизни”, выполненная в жанре портрета, была признана лучшей в этом жанре.
Работы фотохудожника С. Дехканова оригинальны по своему колориту, фантазии и мастерству исполнения. Ими любовались и восхищались зрители многочисленных республиканских выставок, у которых была возможность погрузиться в загадочный, таинственный мир фотоискусства.
Планы С. Дехканова на будущее разнообразны. Он намеревается создать произведения о благоустройстве и развитии села. Надеемся, что на последующих выставках можно будет увидеть яркие образы его односельчан и запечатленные на фотоснимках знаменательные события и замечательные изменения в жизни села.
Сухроб Курбанов