Орнамент как знак, символ, графическое выражение всеобщих законов Вселенной существует многие тысячи лет. Он впервые появился еще в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н.э.).
Орнамент строится на ритмическом чередовании или повторе геометрических или изобразительных элементов. Он может быть живописным или скульптурным, заимствующим свои формы от объектов и предметов реального мира путем их обобщения, или условно-абстрактным. Используется преимущественно в декоративно-прикладном искусстве, широко применяется в архитектуре, составляя неотъемлемую и нередко важнейшую часть декоративных композиций, книжной графике (1, с. 92). Но связанный более или менее тесно с формой украшаемого предмета, орнамент никогда не подчиняется ей до конца, не растворяется в прикладном искусстве как одно из его многочисленных выразительных средств. Он остается самостоятельным видом художественного творчества со своими законами, своими композиционными принципами (2, с. 120).
Первые образцы орнамента (каз. – “ою-орнек”, от слов “ою” – выкройка и “орнек” – узор. Мастера и мастерицы, владеющие искусством орнамента, именуются “оюшы”) в истории художественной культуры Казахстана дает глиняная посуда – это ряды вмятин, зигзаги, “елочные”, плетеночные (“веревочные”) узоры. Весьма распространенными были горизонтальная, вертикальная, диагональная линии, а также такие геометрические формы, как круг, полукруг, овал, квадрат, ромб, треугольник, спираль, крест. Древний человек наделял узоры определенными символическими значениями, передавая свое понимание об устройстве мира. Так, треугольник символизировал горы, круг – солнце, квадрат – землю, свастика – движение солнца, спираль – развитие, движение и т.д. Были распространены также широкие полосы, заштрихованные поперек, шахматная сетка, узор гребня, топора, мышиного следа, звезды, сломанного рога, спаренных колец, глаз верблюжонка, позвонок и т.д.
Чаще всего покрывались орнаментом днища, оборотные стороны украшений-оберегов, скрытые от глаз человека части предметов. По всей вероятности, на первых порах узоры еще не обладали декоративными качествами.
Казахский народ впитал многовековые традиции своих разноплеменных предшественников, чье орнаментальное творчество, ставшее лидирующей формой изобразительного искусства, в силу подвижного образа жизни, развивалось по пути не конкретного воспроизведения реальных объектов, а путем передачи его содержания в условно-абстрагированной форме. Как правило, изображались образы не целиком, а с помощью какой-нибудь детали, по принципу замены целого наиболее важной его частью. Одной из предпосылок появления орнамента была необходимость отмечать предметы семьи, рода, племени отличительными знаками. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться с эстетической, этнознаковой, магической, культовой точек зрения.
В орнаментальной композиции главные элементы выделяют размером, ярким цветом и расположением по центру. Второстепенные элементы, дополняя главные и оттеняя их ведущую роль и значение, пластично соединяются в целостный организм. Тщательный подбор цвета в прикладном искусстве казахов проводится с целью создания такого декоративного образа, который смог бы непосредственно вызывать у человека приятные чувства и ассоциации.
Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков. Природа для него стала источником создания оригинальных орнаментальных композиций. Казахи добились умелой стилизации природных форм, переработав реальную предметную форму в упрощенную, условную. Подбор каждого мотива орнамента, в том числе и выбор цветового решения, является творческой работой народных мастеров. Цвет орнамента связан с фантазией мастера, с его художественным вкусом. Большое значение казахи придавали выбору фона, значительно усиливая удачным подбором звучание всего узора.
Из группы геометрических мотивов доминирует треугольник. Он издавна слыл мощным оберегом, глобальным символом универсального характера, популярным и в наши дни. Треугольную форму имели амулеты – обереги от сглаза. Амулет одевали на шею животных, в виде талисмана давали носить детям. В числе амулетов-оберегов можно назвать следующие:
Бес танба – крестовина, условное изображение четырех сторон света. Применяется в декоре безворсовых ковров – алаша, тканых лент – баскуров, а также украшает деревянные изделия: сундуки, кровати. Цветовая гамма – красный и черный цвета.
Жiлiншек – кость, применяется для украшения безворсовых ковров – алаша, войлочных сумок – тыс-кап, узорных лент. Окрашивается в красный, черный, бордовый, коричневый, зеленый тона, допускается и контрастирование с фоном – черный узор на белом фоне.
Балта – топор. Мотив напоминает по форме топор, ассоциирует благополучие хозяйства, домашнего очага. Цветовая гамма: красный, коричневый, синий и черный тона.
Балдак – костыль. Это символ опоры, чаще – в композициях, обрамляет, окантовывает центральное поле, преимущественно коричневого, синего, зеленого и красного цветов. Иногда обводится дополнительной линией другого цвета, что придает ему большую четкость и нарядность.
Ирек, су – зигзаг, вода, элемент с сильным охранным свойством. В сознании казахов ассоциируется также с образом змеи, нижним миром, водой. Воспроизводится в различных вариациях: в виде волнообразной линии, свернутой спирали, иногда в виде рыбьей чешуи. Распространен в ковроткачестве, в вышитых изделиях. Основные цвета – голубой, синий и фиолетовый.
Тарак – гребень; мотив, пленяющий красотой ритма. Встречается на узорных тканых лентах – баскурах, безворсовых коврах алаша. Доминируют расцветки желтого, коричневого, красного, синего, черного тонов.
Канка – костяк. Мотив украшает тканые изделия – алаша, баскуры, вышивки. Выполняется преимущественно в желтом, зеленом, красном и черном тонах.
Донгелек – круг, орнаментальное воплощение солнца, поскольку в представлении казахов изображение животворящего солнца распространяло в воображаемых лучах охранную, очищающую и стимулирующую добро силу. Узор украшает текеметы, сырмаки, национальную одежду. Доминируют белый, желтый, красный, бордовый, черный цвета.
В казахском орнаменте наиболее значительное место занимают зооморфные мотивы, передающие животное чаще всего по принципу замены целого частью. Иногда в едином пластическом образе совмещаются части разных животных.
Ведущий художественный мотив – муйiз, рисунок рогов барана. С ним связывались представления о богатстве, приумножении скота, охранные функции. Рог украшает текеметы, сырмаки, алаша, а также архитектурные сооружения. Используемые цвета – кирпично-красный, желтый, синий, зеленый и синий, коричневый и черный.
Сынар муйiз – один рог. Наиболее распространенный вид казахского орнамента, украшавшего обычно войлочные изделия – текеметы, сырмаки. Ритмический строй представленного мотива обрамляет контур композиции. Распространенная гамма – красный и черный цвета. Сынык муйіз – сломанный рог; народные мастера этим мотивом украшали ковры, циновки, баскуры, алаша, сумки. Его основные тона: красный, бордовый, зеленый, коричневый, черный.
Омыртка - позвоночник; встречается в различных комбинациях – в обрамлении и в центре орнаментальных композиций. Эффектно выглядит окрашенный в синий, бордовый, красный, коричневый и черный тона.
Тышкан iз – мышиный след, используется для украшения ковров, коржынов, аяк-капов. Этому мотиву отведена окантовочная, бордюрная роль в композиции, он имеет преимущественно красный, коричный, бордовый, черный тона.
Ботагоз – глаз верблюжонка. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Это магический узор, наделяемый охранным свойством. Согласно поверьям, глаз, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной. Такой элемент встречается как в центральной части композиции, так и в образовании бордюра, окаймляющего края изделия. Традиционная цветовая гамма: красный, коричневый, черный, синий цвета.
Ит куйрык – собачий хвост, наряду с охранным свойством, олицетворял дружбу, символизировал различные благопожелания. В связи с охранной функцией он украшал резьбу двери юрты, лицевые части кровати, иногда – войлочные изделия. Цветовая гамма: коричневые, бордовые, синие тона.
Туйе табан – верблюжий след, олицетворение богатства, приумножения скота, стимулятор продуцирующей силы и различных благ. Он украшал различные изделия народных ремесел, его использовали в резьбе по дереву, инкрустации, вышивке, в войлочных изделиях. Основные тона: коричневый, бордовый, черный.
Кайнар – родничок, символ водопоя, как источника жизни, символ зеленых пастбищ, скотоводческого хозяйства. Цветовая гамма: голубой, синий, фиолетовый.
В казахском прикладном искусстве популярен и растительный орнамент: изображение цветов, листвы, деревьев, плодов и семян. Многие из этих мотивов восходят к глубокой древности. С образом дерева связаны идеи роста, плодородия, жизненной силы. От образа Мирового древа в традиционном сознании формируется Древо жизни, а затем Древо родовое и, наконец, генеалогическое, в чем отражен процесс перехода глобальных символов в частные. Распространено также изображение куста, растительного побега с вьющейся листвой, трилистника, многолепесткового цветка.
Гул – цветок; мотив имел различные варианты, в том числе: бутон, тюльпан, лотос, пальметта, астра. С цветком связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Чаще всего такие мотивы украшают предметы домашнего обихода: настенные ковры, полотенца. Колорит – предпочтительно красные, желтые, оранжевые и бордовые тона.
В богатейшем багаже казахских орнаментальных мотивов имеются также космогонические.
Ай - месяц в изображении в паре со звездой. Астральные объекты у казахов наделены очищающей мощью, светлой энергетикой, это обереги, проводники различных благ.
Жылдыз – звезда; в традиционном сознании данный мотив у казахов идентифицируется с человеческой душой. Небесные светила всегда наделялись очищающей мощью. Мотив украшает центральные части ковров. Основные цвета: красный, синий, бордовый.
Феномен кочевничества – это образ жизни рядом с животными, которые обеспечивали человека буквально всем. Все, что окружало древнего кочевника – и растения, и животные, и явления природы, небесные тела, дождь и снег – все это он подвергал своеобразной идеализации (3).
Каждая из представленных групп орнаментов: растительная, животная, геометрическая и космогоническая, содержит в себе определенный смысл. Любой элемент орнамента имеет определенное назначение. Изящные ласточки, изумительные лепестки растительного орнамента украшают верхнюю одежду, а также платья девочек. Зооморфные мотивы, орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, украшали одежду мальчиков. Определенные элементы использовались в декоре головных уборов, верхней одежды, брюк. К примеру, узоры верблюжий след, мышиный след, “собачий хвост” никогда не применялись для украшения головных уборов.
“Прочтение” орнаментов – своеобразный универсальный ключ, открывающий богатства народной культуры.
Не менее интересна символика цвета в казахском орнаменте. Белый цвет на фоне изделия и в основном рисунке – символ белого пути, истины, счастья. Красный – огонь, палящая энергетика солнца, любовь; черный – сила, величие, могущество, а также цель, благополучие.
В казахском орнаменте сочетание красных и синих цветов – напоминание о природных богатствах солнечного края, выражение мечты народа о счастье (недаром в орнаменте встречаются изображения бога счастья и достатка Тао-тье и круто изогнутые рога животных – признак успехов в скотоводстве) (3).
Бледные цвета признак грустной поры, тоски, тревоги. Зеленый символизирует обновление земли, весну, молодость, синий цвет – символ неба, божества Тенгри, желтый – разума.
Примечательны слова М. Семеновой: “Орнамент, приближающийся по своей конфигурации к сложному разветвлению бараньих рогов, по мере охвата большого пространства, композиции обретает также черты монументальности, к личному элементу все больше примешивается элемент эпический, движение воспринимается как бесконечное, вечное, непрерывное, а также неподвижное в своей бесконечности. Здесь дана мощная концепция мира в максимальных общих категориях – пространства, времени, вечности, обретающих монументальность” (4, с. 37). В этой связи хотелось бы добавить, что перечисленные категории возможны лишь в контексте с цветовой гаммой орнамента.
Исходя из перечисленных цветовых предпочтений казахского орнамента, можно заметить, что на первом месте всегда стоял красный цвет, на втором – черный (темно-коричневый), на третьем – белый, затем уже выстраиваются другие цвета – бордовый, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой. Цветовой каркас, состоящий из триады красный – черный – белый, был заложен издревле, подтверждение чему – цветовое решение петроглифов и керамика эпохи неолита и бронзы Казахстана.
Литература
1. Соловьев С.А. Декоративное оформление. М., 1987.
2. Лебедева Е.В., Черемных Р.М. Искусство художника-оформителя. М., 1981.
3. Баримбеков Ж. Казахский орнамент. Алма-Ата, 1986.
4. Семенова М.Т. Народное искусство и его проблемы. М., 1977.
Шахизада Турганбаева