В 2005 г. в журнале “Тафаккур”, №4, был опубликован мой рассказ “Камолиддин Бехзад”, в котором шла речь о встрече двух великих художников – Бехзада и Мир Саида Али из Термеза. Читатели не раз задавали мне вопрос, действительно ли живописец родом из Термеза или это вымысел. Это и послужило причиной возвращения к образу Мир Саида Али.
Впервые о нём и его отце – художнике Мир Мусаввире я узнал в 1980 г., в бытность работы в журнале “Совет Ўзбекистони санъати”. Один из сотрудников журнала, театровед Сирожиддин Ахмедов, сказал: “Востоковед Илёс Низомиддинов пишет статью о вашем известном земляке миниатюристе Мир Саиде Али. Было бы хорошо, если бы вы включили эту статью в план отдела”. Спустя некоторое время эта статья была опубликована во втором номере журнала за 1983 г. Согласно представленным в ней сведениям, Мир Сайид Али (при дворе Акбаршаха, правителя Могольской Индии, его называли Нодир ул мулк – Жемчужина государств”) и его отец Мир Мусаввир (его также звали Мир Мансур) были термезцами. Автор приводит эту информацию, ссылаясь на произведение современника живописца мемуариста Айнуддавла бин Яхё ас Сайфи ал Хусайна “Нафоис ул маорис”, написанное в 70-е гг. ХVI в., который пишет: “Жудойи – настоящее имя которого Мир Сайид Али, сын Мир Мансура, господин родом из Термеза, некоторое время жил в Бадахшане. Мир (Сайид Али) в наследственном, перенятом от отца деле – изобразительном искусстве – преуспел и непревзойден. Знаток и мастер поэзии”.
У И. Низомиддинова читаем также, что краткие сведения о живописце содержатся в “Трактате о каллиграфах и художниках” средневекового автора Кази Ахмеда (1597 г.), в монографии английского искусствоведа Перси Броуна “Индийская живопись могольского периода” (1924 г., Оксфорд), книге “Камолиддин Бехзод ва унинг наккошлик мактаби” узбекского учёного Орифа Усманова (Ташкент, 1977 г.), монографии “Художественное оформление азербайджанской рукописной книги ХIII – ХVII веков” азербайджанского учёного А. Ю. Казиева (Москва, 1977 г.). Если взять за основу эти данные, то выстраивается наиболее полная биография живописца.
Мир Саид Али родился в Термезе приблизительно в конце ХV в. Первые уроки миниатюрной живописи получил у своего отца. Учитель же самого Мир Мусаввира неизвестен. Зато хорошо известны его произведения, выполненные в портретном жанре. Так, миниатюра “Портрет Сархан-бека суфрачи” (портрет заведующего дворцовым столом), выполненная в своеобразной манере и замечательной колористической гамме, передаёт образ героя своего времени. По сведениям учёного и живописца Содика Китобдора, Мир Мусаввир плодотворно работал в Индии и занимал высокие посты во время правления Акбаршаха (1556-1605). Илёс Низомиддинов пишет: “Мир Мусаввир или Мир Мансур был известен как живописец в тот период, когда жил в Термезе и Бадахшане” (журнал “Совет Узбекистони”, 1983, №2). Он занимался творчеством в Тебризе в 1510-1540 гг., позже в Индии, умер в 1555 г.
Как повествует персидский автор Дуст Мухаммад (1544 г.) в книге “Мусаввирлар ва хаттотлар хакида рисолалар”, Мир Мусаввир и Око Мирак были художниками в китабхане при дворце шаха Тахмаспа I, расписывали стены и зеркальные залы дворца брата шаха Соме Мирзы. По приказу Тахмаспа I Мир Мусаввир создал книжные миниатюры для оформления “Хамсы” Низами Гянджеви и “Шахнаме” Фирдоуси. Автор утверждает, что Мир Мусаввир настолько силён, что если Мани увидит его работы, то выбросит кисть художника. Особенно прославились его миниатюры “Ануширван и совы” (1539-43 гг.), выполненная к рукописи дастана Гянджеви “Махзан ул асрор” (“Сокровищница тайн”), и “Ночной кошмар тирана Заххака” – к “Шахнаме” Фирдоуси. Содики Китобдор особо подчёркивает, что сын Мир Мусаввира Мир Саид Али в живописи намного превзошёл своего учителя-отца.
Закономерно возникает вопрос: за какие заслуги при дворе Акбара Мир Саид Али был удостоен высочайшего титула “Нодир ул мулк”? Для этого необходимо вспомнить, как художник попал к индийскому правителю.
Известно, что Мир Саид Али и его отец Мир Мусаввир до переезда в Индию пережили немало трудностей. Еще в юношеские годы Мир Саид Али из-за сложной обстановки в Термезе переехал в Бадахшан. Позже, узнав о том, что известный живописец Бехзад переехал из Герата в Тебриз (1501-24), и там заведует библиотекой при дворе Сефевидов, отец и сын направляются к нему. В Тебризе вокруг Бехзада сплотился круг учеников, среди которых – живописцы Косим Али Хиротий, Око Мирак Исфахоний, Хайдар Али Турбатий, Музаффар Али Турбатий, Рустам Али и другие. В это же время в Тебризе ищет временного укрытия второй правитель государства Бабуридов Хумаюн, спасаясь от внутренних разногласий в своей стране. За 3-4 года, проведенных в столице Сефевидов, Хумаюн был очарован искусством Мир Мусаввира и Мир Саида Али. Вернув трон в Дели, он призывает их к себе. К этому времени скончался выдающийся художник эпохи Бехзад, и ситуация в тебризской мастерской перестала быть привлекательной для отца и сына. Ухудшилось и их материальное положение. Эти изменения констатирует Кази Ахмад в “Трактате о каллиграфах и художниках”, который пишет: “Оба – отец и сын – стали несчастными, поэтому уехали в Индию”.
Исследования о тебризском периоде творчества Мир Саида Али вели азербайджанские учёные А. Казиев и К. Керимов. По сведениям К. Керимова, Мир Саид Али создал немало миниатюр и стихов под псевдонимом “Жудоий” (см.: К.Д. Керимов, “Азербайджанский художник ХVI века Мир Саид Али” // Сб. “Исследования и материалы по архитектуре и искусству Азербайджана”. Баку, 1966 г.). Очевидно, исходя из того факта, что в Тебризе работали преимущественно азербайджанцы, учёный называет Мир Саида Али художником-азербайджанцем.
Индийский период творчества принес Мир Саиду Али славу. По приказу Акбара I он создавал миниатюры больших форматов (55х77 см, в Европе такой формат использовали “малые голландцы”) к известному на Востоке произведению “Достони Амир Хамза” – “Хамзанаме” (Хамза – дядя пророка Мухаммеда). Через некоторое время было решено приступить к иллюстрированию 12-томного сборника, включающего в себя 1200 миниатюр. Для этого проекта была собрана интернациональная группа из 30 художников, приглашённых из Индии, Ирана и Средней Азии; возглавил группу Мир Саид Али. Его правой рукой и помощником был Ходжа Абд ас Самад из Шираза. Ученики из Индии Дасвантх и Басаван позже стали известными мастерами своего дела. Мир Саид Али руководил группой на протяжении 7 лет. В 1569 г. он уехал в Мекку, где, предположительно, умер. Иллюстрирование сборника было завершено под руководством Ходжи Абдусамата. Из выполненных 1200 работ на сегодняшний день в разных музеях мира сохранились 140 миниатюр.
Записи Перси Броуна свидетельствуют о том, что часть наследия Мир Саида Али – около 60 картин – хранятся в музее “Индастрэль” в Вене (Австрия) и 25 картин – в Музее Виктории и Альбера (Лондон, Англия).
Миниатюра Мир Саида Али “Меджнун около юрты Лейлы” (к произведению Низами “Хамса”, 1539-43 гг.) покоряет зрителя охватом пространства, плавным переходом эпизодов, жёстким подчинением персонажей и деталей основной сюжетной линии. Также выстроены миниатюры “Стойбище кочевников” (ок. 1540 г., Музей Саклера, Кембридж), “Вечерняя жизнь дворца” (ок. 1540 г., Музей Саклера, Кембридж), “Автопортрет” (ок. 1540 г., Галерея Фрир, Вашингтон), “Портрет молодого писца” (ок. 1550 г., Музей Округа, Лос-Анжелес). Мир Саид Али прославился также тем, что участвовал в иллюстрировании знаменитой рукописи “Шахнаме” Фирдоуси.
Известно, что он создал и множество альбомов на отдельные темы и сюжеты. Его высокое мастерство особенно демонстрируют произведения, выполненные в последние годы: портрет отца Мир Мусаввира (1565 – 1575 гг., Музей Гимэ, Париж), “Илья-пророк спасает тонущего Нур ад-Дахра” (Лондон, Британский музей), “Мудрец, размышляющий над книгой” (1570 – 1580 гг., Музей Гимэ, Париж). Визирь императора Акбара I Абу-л Фазл в книге “Акбарнома” пишет о Мир Саиде Али с большой похвалой и восторгом: “Своему искусству он научился у отца. С того момента, как он попал во дворец, луч царского благоволения сиял над ним. Он сам прославил себя своим искусством…”. Из более чем ста художников, прибывших из Тебриза в делийский дворец, наилучшим он считает Мир Саида Али. Можно утверждать, что Мир Саид Али в период правления Бабуридов в Индии фактически заложил основу новой школы миниатюры.
В свое время я показал художнику Рузы Чарыеву две миниатюры Мир Саида Али, вошедших в книгу “Персидские миниатюры”. В ответ мастер современности в изумлении сказал: “Этот художник по мастерству не уступает великому Бехзаду, свидетельство тому – точный выбор цвета, тонкость контура и линий, неординарное композиционное решение”. Ещё больше он изумился, увидев работу Мир Мусаввира “Портрет Сарханбека суфрачи”: “Посмотрите, есть характер, пластика, чистые цвета…”. Когда же я отметил, что оба художника – уроженцы Термеза, радости его не было предела: “У нас, оказывается, есть такие земляки, почему мы до сих пор не знаем о них. О них надо рассказывать. Выпустить их альбомы в Узбекистане. Необходимо вести работу по увековечению их имён на их родине – в Термезе. Их творчество – наследие всего человечества. Наш долг – проявить к ним уважение и восстановить их имена на родине. Просьба к тебе: напиши о них”.
Слова художника до сих пор в моей памяти…
Нодир Норматов