Известно, что становление современной живописи Узбекистана проходило в непростых условиях и отличалось ускоренной эволюцией. Стремительный прорыв различных направлений, характерных для 20-х гг. XX в. (авангард, импрессионизм, реализм), к середине 30-х гг. словно “завяз” под идейным нажимом социалистического реализма. Пожелтевшие листы документов, хранящихся в архивах, свидетельствуют о непростых творческих судьбах художников тех лет. На фоне этого сложного исторического периода происходит профессиональное “взросление” первых узбекских художников – А. Абдуллаева, Л. Абдуллаева, Б. Хамдами, А. Сиддики, Х. Мансурова, Ш. Хасановой. Сложение их творческих индивидуальностей пришлось на те годы, когда усиленно внедрялись принципы соцреализма, а большинство их педагогов были раскритикованы, обвинены в “формализме”, “натурализме”, “декоративизме”.
Деятельность первых национальных художников находилась под постоянным контролем государства, поэтому творческая судьба А. Абдуллаева, Л. Абдуллаева, Ш. Хасановой сложилась вполне удачно. Что касается Б. Хамдами, А. Сиддики, Х. Мансурова, то их путь был прерван Второй мировой войной. К сожалению, большинство произведений этих авторов трудно найти, в результате чего их творчество до сего времени изучено не полностью.
В стенограммах отчетных собраний молодые живописцы тех лет характеризуются как “талантливые, подающие надежды национальные художники, любящие свою профессию, ищущие, работающие над своим творческим ростом, умеющие определить новые стороны жизни” (1, л. 76). Именно таким был Бахром Хамдами, удостоившийся признания поклонников изобразительного искусства. Активный период творчества этого первого ташкентского национального художника пришелся на 1933 – 1942 годы – годы его учебы и формирования как личности. Наиболее полные сведения о нем можно найти в монографиях искусствоведа Р. Такташа. Что касается сохранившихся работ, то по данным архивов известно, что картины Б. Хамдами, наряду с произведениями А. Николаева (Усто Мумин), В. Кайдалова, Н. Карахана, А. Абдуллаева были приобретены закупочной комиссией Музея культуры народов Востока (Москва) (1).
В Узбекистане произведения художника имеются лишь в собрании Государственного Музея искусств республики. Это более десяти работ, которые проливают свет на его творчество, дают возможность определить тематику, жанры, специфику художественной манеры. Несколько этюдов и набросков являются частной собственностью членов его семьи.
Б. Хамдами родился в 1910 г. в Ташкенте. Отец его был крупным землевладельцем. В 1930-е гг., оклеветанный соседями по махалле, он был посажен в тюрьму. Имущество было конфисковано. У. Тансыкбаев вспоминал, что когда они были в Москве с Б. Хамдами, последний написал заявление в Верховный суд страны о пересмотре решения ташкентского суда. В том же году дело было пересмотрено, отец оправдан, земли возвращены (2). Однако отец художника Косимхон не смог простить соседей по махалле и переехал с семьей в махаллю Камолон.
Начальное художественное образование Б. Хамдами получил в 1932 – 1934 гг. в Ташкентских учебно-производственных мастерских. В 1934 г. его приняли на четвертый курс декоративно-художественного отделения Ташкентского художественного техникума. Одним из первых его учителей был А. Волков. Об этом свидетельствует сам Хамдами: “После выставки Волков, посмотревший мои работы, пригласил меня в свою бригаду, в которой я начал работать с 1935 г. В то время я только-только начал работать творчески, не был в контакте ни с кем из художников и не был членом какой-либо группировки” (3). А. Волков, увидевший в Хамдами, наряду с огромным интересом к живописи, еще и творческий талант, помог формированию в нем самого главного – активного отношения к жизни и работе. Ранние работы Б. Хамдами – киноплакаты. Затем он снимал копии с плакатов Усто Мумина, В. Рождественского, С. Мальта.
Несмотря на то, что Б. Хамдами учился у А. Волкова, затем у М. Курзина, взгляды на искусство которых были связаны с авангардистскими концепциями, он пошел по пути, казалось бы, более простому, однако более богатому изобразительными средствами – по пути реализма. Метод реализма считается начальной школой освоения живописи, и начинающему художнику его освоение было необходимо. Б. Хамдами старался глубоко изучить реализм как таковой. Изображая людей бурно меняющегося времени, он старался отобразить и осмыслить и события тех лет (4).
Основная часть произведений Б. Хамдами, хранящихся в коллекции Музея искусств, – портреты, на которых изображены близкие художнику люди. У каждого из них свой характер, каждый из них своеобразен и неповторим. Русские художники, писавшие портреты жителей Востока, воспроизводили в основном этнические типажи, насыщенные восточной романтикой и лирикой (“Портрет таджика”, “Портрет бухарского еврея-красильщика” П. Бенькова; “Портрет колхозника”, “Девушки с хлопком” А. Волкова; “Портрет молодого узбека”, “Уйгурская женщина” А. Николаева (Усто Мумина); “Портрет молодой женщины” Н. Карахана). Б. Хамдами же в своих работах старался запечатлеть душевную теплоту, отражающуюся в выражениях лиц, степень интеллекта, психологическое настроение. Целый ряд портретов, созданных им в конце 30-х гг., может служить подтверждением вышеизложенного.
Такие его работы, как “Портрет Баходира”, “Комсомолка Мухитдинова”, “Портрет брата”, свидетельствуют о стремлении художника глубоко освоить жанр портрета, о его поисках собственного художественного почерка, неповторимого стиля (5; 6, с. 11). В каждом из изображаемых Б. Хамдами улавливает близкие ему самому качества – стойкость характера, высокоидейность. Таковы “Портрет дедушки” (1938 ), “Поэт Мустариб” (1940 – 1941 гг.). Последняя работа является наиболее известным произведением художника, олицетворением народной мудрости. Глубокие морщины на лице поэта – словно печать трудной жизни. В результате мастерского владения кистью художник с помощью беспорядочных, полных движения, словно живых, мазков создает выразительный, впечатляющий образ. Автор стремился через индивидуальный типаж воплотить отшлифованный веками этнический тип, характер народа.
В картинах “Строительство якоря”, “Молодые художники”, “Любимая песня” наряду с живописной техникой чувствуется присущее художнику возвышенное настроение и тонкое восприятие окружающей действительности. В этих работах, помимо желания Б. Хамдами выразительно осветить тему, отражено его внимание к человеку, его мечтам и чаяниям. К примеру, в картине “Любимая песня” чувствуется, что художник глубоко владеет академическим рисунком, стремится посредством работы с натурой, передачей игры света и тени, переливов красок создать завершенную композицию. Каждый из персонажей, слушающий льющуюся с грампластинки песню, наделен индивидуальным характером. И автор старается глубоко раскрыть эмоциональное состояние души каждого из своих героев. Б. Хамдами интересовала не фотографическая точность, а настроение передаваемого события. Произведение “Любимая песня” написано крупными мазками, композиционное решение свободное и точное, колорит чист и ясен. В том же году художником был создан еще ряд полотен.
В отчетном докладе Н. Карахана на состоявшейся в 1937 г. в Москве творческой выставке художников Узбекистана отмечалось, что на ней особое признание большинства получили картины Б. Хамдами “Красная чайхана” (хранится в Музее культуры народов Востока) и “Ликбез на Чирчикстрое”, несмотря на то, что последняя была более слабой по композиционному и цветовому решению. Надо также подчеркнуть, что докладчик отметил полотно Б. Хамдами “Красная чайхана” наряду с картинами П. Бенькова “Урожай, что надо”, О. Татевосьяна “Свадьба в колхозе”, Н. Кашиной “Женщина в колхозе – большая сила” и В. Уфимцева “Мать-героиня”, т.е. в числе лучших достижений живописи Узбекистана (7).
С 27 мая по 20 октября 1938 г. Союзом художников Узбекской республики был объявлен конкурс на лучший эскиз тематической композиции. Б. Хамдами участвовал в нем с эскизом “Изгнание лентяя из колхоза”. Кучис охарактеризовал картину так: “С точки зрения реализма работа интересная, тема и образ глубоко прочувствованы, работа в состоянии привлечь внимание зрителя”. Л. Барханов также отметил ее “пространственное решение, своеобразное отношение к колориту” (7).
Особое место в числе сохранившихся работ художника занимает его автопортрет. Каждый художник передает свой образ, стремясь воплотить при этом все свои художественные достижения и выразительные средства. Автопортрет – это всегда повод для отражения мировоззрения, душевных переживаний и взглядов художника. Именно поэтому автопортреты вызывают особый интерес у поклонников искусства.
Единственный “Автопортрет” Б. Хамдами был создан им в 1940 г. Это произведение примечательно тем, что написано в академическом стиле, с соблюдением традиций реалистической школы. При этом особое внимание художник уделил этнографическим приметам и чертам, особо подчеркивая, что он – национальный художник, представитель узбекского народа. Использование классической композиции, как и в других его портретах, придает работе монументальность, усиливая при этом душевные и эмоциональные качества героя.
Б. Хамдами, работая над полотнами, старался приглушить в своей палитре яркость красного и желтого цветов. Фактуру тел жителей солнечного края он раскрывал вариацией красновато-коричневых красок. Известный художник В. Еремян так отзывался о его произведениях: “Я видел множество работ узбекских художников с изображением узбекских людей. Однако никто с такой теплотой не изображал их, как это сделал в своей композиции Б. Хамдами” (8).
В работах Б. Хамдами, находящихся в коллекции музея, чувствуется значительный интерес к отображению событий тех лет. Таковы портреты “Комсомолец”, “Колхозник” и др. Художника привлекали как групповые портреты, так и индивидуальные, психологически насыщенные образы. И хотя творческий путь Б. Хамдами не очень велик по временным меркам, как первый национальный ташкентский художник в своих портретах и сюжетных композициях он смог передать атмосферу своего времени и характеры современников.
Литература
1. ЦГА Уз, ф.2320, оп. 1, А.31. Дискуссия “О борьбе за социалистическое искусство” – 1937 г., л.76; оп. 6, А.4.
2. Стенографический отчет творческокго диспута за правдивое социалистическое искусство , 1937 г.
3. ЦГА Уз, ф.2320, оп. 1, А.39. Стенографический отчет заседания оргкомитета Союза художников Узбекистана. – 1937 г., л.361.
4. ЦГА Уз, ф.2320, оп.1, А.27. Протокол заседания оргкомитета Союза художников Узбекистана. -1937 г., л.36.
5. Волков В. Творчество Хамдами и формирование плеяды профессиональных узбекских художников во второй половине 30-х годов. Рукопись. Ташкент, 1959 г. 14 с.
6. Токтош Р. Бахром Хамдамий. Тошкент, 1969.
7. ЦГА Уз, ф. 2320, оп. 1, А.39. Стенографический отчет заседания оргкомитета Союза художников Узбекистана. – 1937 г.,- л. 60.
8. ЦГА Уз, ф. 2320, оп. 1, А.83. Стенограмма диспута “5-го заседания” Союза художников Узбекистана. – 1938 г. – л.48.
Нигора Култашева