17 марта 2009 г. в Ташкенте недалеко от киностудии “Узбекфильм” был открыт общественный семейный Дом-музей. Еще три года назад на этом месте был пустырь, росли сорняки. Салтанат-опе пришлось немало потрудиться. Сначала она добилась выделения земельного участка. Благодаря помощи хакимията Чиланзарского района было начато строительство и собственного дома, и здания будущего музея. Сейчас строительство практически завершено, перевезены со старой квартиры накопленные для музея экспонаты, обустроены помещения для их демонстрации. Самое большое из них – площадью 130 кв. м – на первом этаже. Еще четыре комнаты находятся на втором этаже. В настоящее время фонд Дома-музея насчитывает около 5 тысяч предметов.
Так кто же она – организатор Дома-музея? Салтанат Сиддикова родилась в 1935 г. в Бостанлыке Ташкентской области. Перед самой войной семья переехала в колхоз Гулистан (сегодня это территория Ташкента). В начале войны отец ушел на фронт, дошел до Берлина, был удостоен боевых наград, в их числе орден Богдана Хмельницкого, который ему вручили уже после войны. Вернулся домой инвалидом…
“Военные и первые послевоенные годы, – вспоминает Салтанат-опа, – были очень трудными. Когда еще только пошла в первый класс, приобщили к работе на участке на маленьком тракторе. Полученные в детстве навыки обращения с машиной пригодились и позже. На тракторе работала 10 лет, а потом 55 лет водила машину”. Салтанат-опа – женщина волевая, трудолюбивая, держится просто, но с достоинством, о таких говорят, что они крепко стоят на земле. Любит порядок. Своих детей, а их у Салтанат-опы 12 и двое приемных, а теперь еще 59 внуков и 12 правнуков, всегда учит быть честными, трудолюбивыми. Всю жизнь сама работала на земле. Брала земельный подряд. В 1985 г. вышла на пенсию, награждена медалью “Шухрат”.
Сегодня Салтанат-опа – член целого ряда общественных организаций: женсовета г. Ташкента, республиканского фонда “Нуроний”(“Благородный”), общества “Дустлар жамияти” (Общество дружбы), фонда “Олтин мерос” (“Золотое наследие”), НДПУ.
В составах различных делегаций и как турист С.Сиддикова побывала во многих странах – в Германии, Франции, Польше, Болгарии, Индии, Пакистане, Иране, ОАЭ, России. Принимала неоднократно иностранных гостей у себя дома.
“Почему Вы решили создать Дом-музей?” – задаю вопрос Салтанат-опе.
“Когда я была маленькой, – отвечает она, – я подолгу рассматривала вещи, находившиеся у нас в доме и в домах соседей – старинные кумганы, глиняные горшки и т. д., интересовалась их историей. А потом этот интерес перерос в желание сохранить эти вещи. Отец поощрял мое увлечение, говорил, что в жизни каждого человека должно быть стремление к чему-то возвышенному, что каждый человек рождается для того, чтобы сделать что-то хорошее, полезное для других. Я многие годы собирала предметы старины, культуры и искусства, ездила в Самарканд, Бухару и другие города и кишлаки. Узнавала о многих вещах, которые меня интересовали, через своих друзей, родственников и знакомых. Многие вещи остались от родителей, остальные приобретала сама. Некоторые экспонаты привезены из Китая, России, Индии, Турции, Латвии и других стран. Есть и подаренные иностранными гостями. Но основную часть коллекции составляют, конечно же, предметы узбекского декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами, творившими на протяжении нескольких столетий”.
Музей позволяет познакомиться с раритетами, составляющими культурное наследие Узбекистана. Только одних вышитых паляков насчитывается до 30. О них можно говорить как о национальной художественной форме со своим стилем, сохранившимся в течение столетий, изучать по ним технику вышивки, орнаментальное убранство. Среди экспонатов – старинная одежда мужская и женская, детская, халаты, платья, по которым можно изучать не только покрой, но и фактуру тканей (100 шт.), женские головные платки (30 шт.), тюбетейки (до 50 образцов). Особый интерес представляют золотошвейные халаты, отличающиеся декоративностью и орнаментальным разнообразием вышивок. Женские серьги, диадемы, нагрудные украшения, амулеты тумор, женское накосное украшение сочпопук тоже представлены в музейной экспозиции. Сделанные много лет назад они до сих пор поражают своей красотой и утонченностью. В их изготовлении использованы разнообразные технические приемы обработки металла: резьба, ковка, литье, чеканка, гравировка, накладная и ажурная филигрань, тиснение. Их формы традиционны, и вместе с тем им присуще богатство пространственно-пластических решений.
В музее много керамической посуды – хумов, двуручных и одноручных кувшинов и др. Интересен керамический светильник чирог зеленой поливы с одним устьем, предварительно датированный XIII в. Есть и тогора – крупный керамический сосуд тазообразной формы для замешивания теста, стирки белья. Много таких интересных предметов хозяйственного обихода и быта, как большие деревянные ступы для дробления зерна, плетеные ляганы, корзины, деревянные прялки. Есть национальные музыкальные струнные и духовые инструменты, а также патефоны, старинные книги на арабской графике.
Одна из самых впечатляющих, пожалуй, – коллекция медночеканных изделий (красная медь). В этом древнейшем искусстве, уступающем по возрасту лишь керамике, сложились свои локальные стили со своеобразными формами изделий, техническими и художественными приемами. Наибольшей известностью пользуются изделия бухарских, хивинских и самаркандских мастеров, мастеров Ферганской долины и Ташкента. Сейчас, конечно, трудно говорить об их действительной датировке, но, несомненно, история многих насчитывает не одно-два, а возможно, несколько веков. Очень редкий экземпляр – переносная лампа из красной меди в закрытом четырехгранном футляре, которая могла использоваться при перемещениях по подземным ходам. Среди других медночеканных изделий – курительные приборы чилим, тазы для нарына – норин тогора, казаны – один с четырьмя ушками, другой – оригинальной цилиндрической формы с двумя очень тонкими кольцевыми ручками; тазики для умывания и др. Уникальны три цилиндрической формы сосуда, предназначенные для измельчения продуктов с помощью двусторонних пестов с шарообразным завершением концов. На тулове каждого – по два выпуклых опоясывающих элемента. Верхний и нижний края отогнуты наружу. Они напоминают подставки, бытовавшие в XII в., только без орнамента.
Более 60 предметов Салтанат-опа передала в начале 2000-х гг. Государственному музею истории Темуридов в дар о памяти великого предка. Сегодня она – желанный гость этого музея, постоянно участвует в мероприятиях, посвященных дню рождения Амира Темура, празднику Навруз и др.
В настоящее время в усадьбе Дома-музея живут три семьи – двух сыновей и дочери Салтанат-опы и она сама. Директором Дома-музея официально считается ее сын Фуркат Сиддиков. Дело это семейное, все домочадцы должны, как считает Салтанат-опа, продолжить дело всей ее жизни, следить за состоянием музея, благоустраивать и пополнять его новыми экспонатами, работать с посетителями. Ведь Дом-музей предназначен для людей. Это не просто хранилище, а место, куда приходят, чтобы прикоснуться к страницам истории народа, познакомиться с укладом его жизни, бытом, культурой и искусством, традициями, которые, изменяясь во времени, никогда не теряли своей национальной основы.
В музее предстоит сделать еще очень многое, чтобы в нем не только хранились все собранные А. Сиддиковой раритеты, но чтобы они были доступны для специалистов и массового посетителя. А для этого следует систематизировать экспонаты, уточнить место и время их происхождения, что невозможно сделать без специального исследования. Необходим должный учет экспонатов, следует найти каждому предмету свое место в экспозиционном пространстве, решить вопросы, связанные с изготовлением музейного оборудования.
Лариса Левтеева