За годы независимости между Узбекистаном и Японией установились и крепнут дружеские отношения. Активно развиваются политические, экономические и культурные связи, осуществляются творческие и деловые контакты, проводятся конференции, выставки, изучаются национальные ремесла, традиции, обычаи, разрабатываются совместные проекты. В плане “Породненные города” в самом центре Ташкента, рядом с монументальным комплексом Интерконтиненталь, разбит Японский сад, дающий возможность ознакомиться с природой Японии, а также хорошо отдохнуть.
Следует отметить, что успешно развиваются творческие контакты между узбекскими и японскими артистами. Японская танцовщица Томоми Сакагути в 1992 г., в эксклюзивном интервью с корреспондентом газеты “Вечерний Ташкент” сказала: “Я рада работать на ташкентской сцене”. Солистка театра классического балета Японии, обладательница премии Тамары Красовиной на Независимом международном конкурсе им. С. П. Дягилева, покорила узбекистанцев высоким профессионализмом и мастерством.
Гастроли балетной труппы ГАБТа оперы и балета им. А. Навои с успехом проходили в городах Японии, где состоялись постановки балетов П. И. Чайковского. В марте 2002 г. балетная труппа “Таёта-Сити Балет” Японии совместно с артистами Театра оперы и балета Узбекистана подготовила спектакль П. И. Чайковского “Щелкунчик”, посвященный Международному дню театров.
В деле укрепления взаимодействия наших стран определенную роль играет созданный в 2000 г. Узбекско-Японский центр развития человеческих ресурсов. Важным этапом в этом плане явилось проведение выставки информационных технологий Японии и Узбекистана, состоявшейся в Ташкенте. В августе 2001 г. еще одним свидетельством плодотворного сотрудничества в области искусства и культуры стала премьера японской оперы “Юдзуру” (“Журавль в вечерней мгле”) композитора Дана на сцене ГАБТа им. А.Навои, имевшей грандиозный успех.
В ноябре 2005 г. на IV Международном фестивале симфонической музыки в Ташкенте в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана прозвучало произведение для оркестра “Rabyrinth of Lines” современного японского композитора Масао Ендо.
В марте 2007 г. ташкентский Театр-студия “Ильхом” был на гастролях в Японии по приглашению и при поддержке Японского фонда. Зрители Страны восходящего солнца получили возможность увидеть пьесу “Подражания Корану” по мотивам произведений А. С. Пушкина.
Узбекистанские композиторы всегда с большим интересом изучали японскую музыку, национальные традиции, культуру, фольклор. Так, Борис Гиенко создал две пьесы на японскую тему для камерного оркестра. Рустам Абдуллаев, продолжая традиции и развивая творческие принципы своего учителя, написал цикл пьес на корейские и японские темы. Пьесы Хабибуллы Рахимова для камерного оркестра на японские народные мелодии с успехом исполнялись во время его визита в Японию. Живой интерес к японскому фольклору проявляет в своем творчестве Полина Медюлянова. Контакты узбекских композиторов с японскими музыкантами постоянно расширяются. Постижению особенностей японской национальной культуры, изучению японских художественных традиций, знакомству с музыкальными инструментами и способами игры на них способствовали лекции японских ученых и концерты японских музыкантов-исполнителей, проходившие в залах Государственной консерватории Узбекистана. Особенно запомнились узбекистанцам такие инструменты, как кото, родственный узбекскому кануну, и шакухачи, родственный узбекскому наю.
С 24 октября по 24 ноября 2008 г. в городах Японии Тайота и Нагаки будет показан балет “Урашима Таро” по мотивам японской легенды. Приятно, что автор этого произведения композитор Феликс Янов-Яновский, получил официальное приглашение присутствовать на премьере балета с супругой – Натальей Янов-Яновской.
Ярким событием культурной жизни Ташкента стали недавно состоявшиеся концертные выступления джазового квартета под руководством Имады Масару, организованные Японским фондом, Посольством Японии в Республике Узбекистан и Государственной консерваторией Узбекистана. Несколько произведений и небольшой джем-сейшн исполнялись в Центре современного искусства по приглашению президента Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва. Это событие совпало с открытием пятого сезона деятельности клуба с тематическим названием “О, этот джаз!”. Гостям были вручены Почётные грамоты и памятные подарки – керамические изделия народных мастеров Узбекистана.
Великолепный концерт джазового квартета под руководством Имады Масару состоялся в Большом зале ГКУз, на котором к многочисленной слушательской аудитории с приветственным и вступительным словом обратилась ректор Государственной консерватории Узбекистана Дилора Мурадова. Выступление квартета привлекло внимание профессионалов и любителей джазовой музыки. Участники различных международных фестивалей и конкурсов, обладатели высоких наград и премий, а также мировой славы, авторы тематических дисков японские музыканты были встречены радушно и добросердечно. В организации многочасового мастер-класса следует отметить четко выстроенную форму его проведения, плавно переходящего в джем-сейшн, обрамлением которого послужило одно из произведений Дюка Эллингтона.
Мастерство японских музыкантов никого не оставило равнодушным. Исполнению присущи изысканная фантазия, виртуозность пассажей, бисерная игра Имады Масару (рояль), Инагаки Мамору (контрабас), Мори Синдзи (ударник), Цуцуми Чиэко (саксофон), филигранность выстроенных импровизаций, качество аранжировки, динамизм и темперамент исполнителей.
Узбекистанские джазовые музыканты Владимир Терегулов (тенор-саксофон), Владимир и Вячеслав Сафаровы (рояль, ударные), Иван Димов (ударные), Булат Мустаев (саксофон), Эдуард Мхчынян (гитара), Рамиль Исанбаев (бас-гитара), Павел Канцибко (контрабас), Рустам Артыков (труба), Арсен Атабеков (сопрано-саксофон), Саидмурад Мурадов (тенор-саксофон), Санджар Нафиков (рояль), эмоционально и вдохновенно участвовали в джем-сейшн. Состояние наивысшего творческого подъема объединило и захватило всех присутствующих в зале. Переполняло чувство гордости за наших музыкантов. Ансамблевое единство, тонкая восточная интуиция и блестящая импровизация позволили еще больше раскрыться граням таланта исполнителей.
Проведение таких концертов-диалогов служит дальнейшему содружеству музыкантов, развитию джазового искусства в Узбекистане, расширению творческих контактов отечественных музыкантов с зарубежными артистами, активизирует участие узбекистанских музыкантов в международных конкурсах и фестивалях.
Различные формы искусства, несомненно, будут и дальше плодотворно развиваться, обогащать содружество, углублять творческие связи Узбекистана и Японии, способствовать еще большему расширению “горизонта” изучения достижений музыкальной культуры представителей двух стран.
Седых Татьяна