Традиции национальных художественных ремесел постоянно развиваются, отражая в своем поступательном движении те или иные изменения в обществе. Художественная резьба по дереву не является исключением. Сегодня этот вид искусства наполняется новым содержанием. В этой сфере работают крупные специалисты своего дела, которые, сохраняя в своем творчестве опыт прошлого, постоянно вносят новшества в свою работу. К таким признанным мастерам относится усто Абдугани Абдуллаев, представитель кокандской школы резьбы по дереву, работы которого известны как в республике, так и далеко за ее пределами. Он в совершенстве владеет разнообразными приемами резьбы, включая сложную технику объемных архитектурных наборов – мукарнаскори, используемых для оформления колонн и карнизов, а также глубокой резьбы с разработкой многопланового рельефа.
За прошедшее десятилетие им были созданы оригинальные изделия в области монументальной резьбы, что послужило основанием для присвоения усто почетного звания “Народный мастер Узбекистана”. Он действительно усто – так называют на Востоке мастера, который снискал известность своим творчеством, у которого берут уроки мастерства, считаются с его мнением. А. Абдуллаев успешно сотрудничает с художниками и архитекторами, что помогает ему сделать каждое свое творение неповторимым и запоминающимся. Из года в год растет интерес к его творчеству, как и число поклонников его таланта. О нём пишут журналисты и искусствоведы, у него учится молодежь, перенимая опыт и мастерство.
Искусство мастера достигло особого размаха после обретения Узбекистаном независимости, когда в культурной и художественной жизни страны стали происходить существенные изменения. По инициативе и под руководством Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова были восстановлены многие национальные традиции и обычаи, воздвигнуты памятники и мемориально-архитектурные комплексы незаслуженно забытым и репрессированным сыновьям узбекского народа. Появились новые улицы и зоны отдыха, гостиницы и дворцы, расширилось индивидуальное строительство, в котором активно участвуют художники и дизайнеры, мастера садово-паркового и прикладного искусства. Были созданы удивительно цельные и своеобразные архитектурные комплексы и ансамбли, в которых гармонично сочетается искусство архитектора и художника, дизайнера и народного мастера, отражая тем самым дух нового времени и его изменения. Вновь стало широко востребовано и традиционное искусство резьбы по дереву, яркое подтверждение чему – творческие поиски и достижения А. Абдуллаева. В эти годы он участвовал в оформлении наиболее значительных работ, которые стали отражением новых процессов, происходящих в стране. В их числе – Площадь памяти и почестей (Ташкент), Музей памяти жертв репрессий (Ташкент), Музей Бурханиддина Маргинани (Маргилан) и ряд других сооружений.
В 1998 г. в селе Хартанг Челекского района Самаркандской области в ознаменование 1255-летия великого богослова Имама Мухаммада ибн Исмаила Аль-Бухари был сооружен грандиозный мемориально-архитектурный комплекс. В его художественно-конструктивном оформлении участвовали члены творческо-производственного объединения “Усто”, самаркандские мастера резьбы по ганчу во главе с усто Саидали Мирзаевым, мастер резьбы по дереву Жалалиддин Асадов, мастер по изготовлению майоликовых плит наманганец Мадаминжон Хусанов, ташкентские мастера росписи, резчики из Коканда. Все работы, связанные с деревом, были выполнены под руководством А. Абдуллаева. В возглавляемой им группе работали и ученики – Д. Очилов, Э. Кучкаров, Р. Маматкулов, Д. Жамшидов, Ж. Абдуллаев, Ж. Исамиддинов, А. Худойназаров, А. Парпиев. Всего на объекте было выполнено свыше 1000 кубических метров работы, в том числе созданы конструкции айвана, для которого было изготовлено 75 резных колонн со сталактитовыми капителями и 35 дверей. Произведено также оформление потолка, включавшее разбивку потолочного пространства на плафоны, их декорирование с помощью небольших полуцилиндрических дощечек (васса, васса-жуфт), а также углублений в виде сталактитовых куполков (хаузак).
Последний прием – потолочные куполки-хаузак – А. Абдуллаев применил впервые после долгих лет их забвения. Такой вид оформления потолков широко применялся в узбекской архитектуре конце ХIХ – начале ХХ в.: во дворце правителя Худоярхана в Коканде, в мечети Балахауз в Бухаре и в бывшем доме дипломата Половцева (ныне Музей декоративно-прикладного искусства, Ташкент). В комплексе Имама аль-Бухари дощатые потолки разделены на отдельные кессоны (плафоны), восемь из которых украшены углубленными сталактитовыми куполками. Такой конструктивно-оформительский прием стал ярким украшением парадных айванов. Звездчатые сталактиты придают куполам своеобразный эффект небосвода.
Росписи потолка были выполнены орнаменталистами-наккошами Ташкента; они подчеркнули динамичную игру линий балок и васса, выявили пластику куполов, придали им нарядный вид. При этом резные колонны со сталактитовыми капителями и карнизы были оставлены без росписи и сохранили цвет неокрашенного дерева. В результате колорит сочетает в себе естественную фактуру материала с многоцветной потолочной росписью. Богатая игра светотени является здесь главным выразительным средством. В зависимости от освещения и погоды созерцание комплекса рождает разные чувства и настроения. Широкий просторный двор, засаженный кустарниками, не только подчеркивает своеобразное пространственное решение объекта, но и влияет на окружающую его атмосферу.
Для увековечения памяти наших соотечественников, погибших во Второй мировой войне, в знак уважения к ветеранам войны и труда на главной площади Ташкента “Мустакиллик” был создан мемориально-архитектурный комплекс – Площадь памяти и почестей. Его строительству предшествовал конкурс на лучший проект среди архитекторов. В конкурсе победил архитектор из Ташкентского градостроительного института В. Акопжанян; для художественного оформления были выбраны эскизы мастера А. Абдуллаева. Основу композиции комплекса составляют построенные в национальном стиле айваны (террасы), расположенные с северной и южной сторон площади, длина которых достигает 60 м. Всего комплекс состоит из 32 айванов, при этом каждой области Узбекистана и республике Каракалпакстан отводится по 2 такие террасы. На стенах каждой из них имеются специальные углубления – токча (ниши) с “железной тетрадью”, куда вписаны имена погибших.
Для оформления айванов мастер использовал роспись, но в потолочных углублениях впервые решил применить резные узоры, которые преобладают в оформлении комплекса. Резьба украшает и колонны, при оформлении нижних частей колонн мастер использовал более мелкие, а для верхних частей и карнизов – более крупные узоры. При этом узоры каждый раз смотрятся по-разному, в зависимости от их освещения.
Нестандартны подходы и при оформлении мемориального комплекса Бурханиддина Маргинани в Маргилане, а также Музея памяти жертв репрессий в Ташкенте. Так, в комплексе Бурханиддина Маргинани, построенном на искусственной платформе в виде круглой беседки – кушк, мастер впервые создает огромный подкупольный сталактитово-деревянный карниз – шарафа, опирающийся на высокие резные колонны со сталактитовыми же капителями. В Музее памяти жертв репрессий мемориального комплекса “Шахидлар хотираси майдони” под руководством мастера выполнены все художественно-конструктивные работы, связанные с дощечно-древесными материалами. А. Абдуллаев оформил здесь четырехстороннюю колоннадную галерею с порталообразной возвышенностью в середине – кайваном и двухрядным карнизом. Айван Музея памяти жертв репрессий выполнен в классических традициях восточного зодчества. Это одна из лучших работ мастера и его учеников. Помощники и ученики мастера – Р. Маматкулов, А. Худойназаров, Дж. Абдуллаев (сын мастера), З. Эргашев, А. Турдиев и другие (всего около 30 человек), выполняя древесно-резные работы, продемонстрировали высокое мастерство, богатую фантазию, тонкое чутьё материала и формы.
В создании выразительного образа данного мемориального комплекса немаловажную роль играет также талант мастеров декоративно-прикладного искусства, художников, скульпторов, специалистов ландшафтной архитектуры и дизайна творческо-производственного объединения “Усто”, руководимого академиком Академии художеств Узбекистана, народным мастером Абдурахимом Умаровым. Их совместный труд стал основой синтеза искусств при создании единого комплекса музея. В художественно- конструктивном решении айвана этого здания А. Абдуллаев использовал опыт предыдущих лет, а именно – прием разделения потолка на отдельные кессоны с декоративными углубленными сталактитовыми куполками в ключевых местах – над входными дверями и в угловых соединениях разносторонних галерей. В декоративно-художественном оформлении максимально использованы возможности искусства резьбы по дереву. Все архитектурные детали айвана – балки, карнизы, колонны и сталактитовые капители – покрывает резьба, в которой важным выразительным средством является светотень. Ритм различных частей конструкции, разнообразные формы, масштабы и пропорции колонн, капителей и карниза усиливают выразительность художественного образа музея.
Сложную задачу построения единого комплекса здания можно было выполнить только с умелым коллективом исполнителей. Восемь резных сталактитовых капителей колонн кайвана, балки и антаблемент айвана, панно и карнизы, украшенные растительными и геометрическими орнаментами, были созданы учениками мастера. Более 5000 полуцилиндрических дощечек – васса с резным орнаментом для декорирования потолка айвана были исполнены ташкентскими мастерами под руководством С. Рахматуллаева, а резные двери музея – ташкентскими и самаркандскими мастерами. При этом основной акцент художественной выразительности приходится на оформление айвана и кайвана.
Сегодня резьба по дереву – один из древнейших в республике видов прикладного искусства – получает новое содержание и направление. Ведущие мастера, сохраняя в своем творчестве лучшие достижения прошлого, обогащают их новым опытом работы. Такие специалисты, как Н. Ибрагимов, О. Файзуллаев, С. Рахматуллаев, Х. Ганиев, Х. Одилов, А. Азларов и многие другие, вносят в искусство резьбы по дереву новое содержание, пластику, элементы декора, нетрадиционные композиционные решения и объемы. Творческий путь кокандского мастера Абдугани Абдуллаева – яркий тому пример. Мощь и благополучие государства, величие народа, его талант и эстетическое отношение к действительности отражаются в лучших работах усто. Глубоко изучив опыт своих предшественников, обогащая его новыми подходами, мотивами и идеями, Абдугани Абдуллаев несет людям радость и вдохновение, отражая в своем творчестве не только национальный идеал, но и уверенность людей в завтрашнем дне.
Наргиза Талипова