В 20-х – начале 30-х гг. прошлого столетия в Узбекистане сформировалась уникальная группа художников, с именами которых сегодня связывают понятие среднеазиатского авангарда. Искусство этого времени – одна из ярких страниц истории национальной живописи Узбекистана. Многие произведения художников этого периода известны по публикациям в альбомах, монографиях и статьях искусствоведов. В то же время большая часть созданных в этот период уникальных произведений хранится в музейных собраниях Узбекистана, и их более углубленное изучение является одной из актуальных задач искусствознания на современном этапе.
Цель настоящей статьи – дать представление о малоизученных, не публиковавшихся в научной литературе и практически не выставлявшихся в музейных экспозициях произведениях художников 1920 – 1930-х гг., хранящихся в фондах Государственного музея искусств Узбекистана. Их можно разделить на две группы: картины, созданные в традициях собственно российско-европейской культуры, и картины, в которых художники пытаются синтезировать традиции европейского и восточного искусства. Полотна, относящиеся к первой группе, в основном хранятся в Нукусском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого и достаточно хорошо известны публике. Работы второй группы находятся в основном в ГМИ Узбекистана и экспонируются очень редко.
Среди них многочисленные живописные и графические произведения одного из основателей национальной художественной школы Узбекистана А. Волкова, который утверждал, что эстетический смысл в восточных коврах безграничен, и стремился соединить язык современного искусства со стилистикой восточного орнамента. В 1920 – 1930 гг. художник создал такие полотна, как “Автопортрет”, “Горный пейзаж”, “Рабочие завода” (эта работа требует реставрации, как, впрочем, и многие другие его картины), “Голубой день”, “Стройка кирпичного завода”, “Литьё на Сельмашзаводе”. Эти произведения еще не экспонировались, и, безусловно, заслуживают специального научного изучения, поскольку раскрывают совершенно неизвестные грани творчества художника.
В Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе хранится значительная часть работ М. Курзина. В ГМИ Узбекистана также имеются его работы. Правда, в экспозиции музея картины, широко раскрывающие творчество М. Курзина, не выставляются. В фонде этого музея хранятся также его работы “Портрет повара”, “Портрет Успенского”, “Команда пожарных”, “Красная чайхана”, “Групповой портрет рабочих” и т. д. Каждый из созданных М. Курзиным образов отличается яркой характерностью и индивидуальностью. Художник великолепно передает внутренний мир и психологические особенности портретируемых.
В ГМИ Узбекистана находится единственная картина В. Уфимцева “Жрецы искусств”, выполненная в легком юмористическом ключе. Она может быть отнесена к первой группе работ. В этом же музейном фонде хранятся и произведения У. Тансыкбаева – как маленькие этюды, так и большие картины. Работы, выполненные в исследуемый период, свидетельствуют о творческом потенциале их автора, особо ярко проявившемся в последующие годы. Полотна У. Тансыкбаева отражают стиль художника, выбранный им на первых этапах творческого пути. Тонкое природное чувство колорита и ритма форм дали возможность Тансыкбаеву быстро освоить принципы авангардной пластики. Следует отметить, что хранящиеся в ГМИ работы художника большого размера мало известны зрителю и не были опубликованы.
Это картины “Литьё”, “Рабочие завода”, раскрывающие новые аспекты творчества раннего У. Тансыкбаева. Мы знаем, что художник в 1930-е гг. работал в основном над этюдами, поэтому обнаруженные нами большие картины этого периода вносят коррективы в характеристику его творчества. В этих работах прослеживается освоение художником новых живописно пластических принципов, решение пространства картины в ярком колористическом ключе. Реставрация и последующее экспонирование этих картин позволят по-новому оценить вклад У. Тансыкбаева в формирование национальной художественной школы Узбекистана начала ХХ в.
Работы О. Татевосьяна, выполненные в Самарканде в 1920 – 1930-х гг., требуют отдельного научного исследования. Его творчество еще недостаточно исследовано искусствоведами. В картинах художника этого периода можно видеть самые разнообразные пластические приемы и стилевые решения – импрессионистические, декоративные и др. Примером могут служить полотна “Сбор тута”, “Изгнание джин”, серия работ “Пейзаж Самарканда”. Более углубленное изучение работ О. Татевосьяна позволит раскрыть значение Самаркандской школы живописи в ином историческом и художественном формате.
В изобразительном искусстве Узбекистана интерес к искусству начала прошлого века вызван уникальностью пластических достижений художников этого времени, внесших огромный вклад не только в сокровищницу нацио+нального, но всего мирового искусства XX в.
Дильзода Алимкулова