( Грани международного сотрудничества молодых ученых Академии художеств Узбекистана )
Узбекистан обладает большим количеством исторических архитектурных памятников. Всемирно известные шедевры средневекового зодчества Самарканда, Бухары и Хивы являются объектом постоянных исследований отечественных и зарубежных специалистов. В архитектурном наследии средневекового, позднесредневекового и нового времени отражены этапы развития наших древних городов. В конце XIX в. в ряде городов Узбекистана, например, в старом Ташкенте, Самарканде, Андижане и др., сложились районы с застройкой европейского типа. В этих городах соседствовали две части, называемые “старый” и “новый” город. Здания европейского типа, выстроенные в новых городах конца XIX – начала ХХ в., проектировались российскими зодчими в различных архитектурных стилях того времени. Эти порою высокохудожественные произведения архитектуры и по сей день придают особое своеобразие облику городов. Но, к сожалению, многие из зданий утрачены, и в целом архитектура данного периода остается еще не достаточно изученной и освещенной в литературе.
В последнее время возрос интерес общественности Узбекистана, туристов, отечественных и зарубежных ученых к современной архитектуре страны, включая зодчество рубежа XIX – ХХ вв. к примеру, архитекторы из Японии выбрали для своих исследований Самарканд. Несмотря на все перипетии, связанные с разрушительным воздействием времени, событиями истории советского периода, когда сносились культовые постройки, и другие причины, здесь до сих пор сохранилось в своем первозданном виде наибольшее количество памятников зодчества конца XIX – начала ХХ в.
Для исследования архитектуры Самарканда XIX – ХХ вв., осенью 2004 г. в Ташкенте был подписан трехсторонний договор о сотрудничестве между Самаркандским государственным архитектурно-строительным институтом (СамГАСИ), Токийским университетом и Национальным институтом художеств и дизайна имени Бехзада (НИХД), с участием профессоров, студентов и аспирантов названных вузов. Согласно договору, были запланированы три международные научно-исследовательские экспедиции архитекторов Японии и Узбекистана. Руководитель японской группы и несколько студентов являются членами Ассоциации современной архитектуры стран Азии – mAAN (modern Asian Architecture Network), которая занимается изучением архитектуры колониального периода (конец XIX – начало ХХ в.) и современной архитектуры (ХХ – начало XXI в.) в странах Азии.
Прежде чем перейти к изложению работы экспедиции, кратко остановимся на истории ее формирования и назовем ряд памятников “новой части” Самарканда.
План нового города Самарканда был разбит около 150 лет тому назад, после того как в 1868 г. российские власти заняли город. Профессор В.А. Нильсен в своей работе “У истоков современного градостроительства Узбекистана” отмечает, что старинный город середины XIX в. состоял из двух основных частей, обнесенных крепостными стенами, – цитадели и древней части города – шахристана и рабада. К ним на юге, юго-западе и востоке прилегали сады и пашни. Первым местом расположения в Самарканде русских войск и новой администрации была старая цитадель города, которая находилась на месте дворца Амира Темура “Кок-Сарай”. Во время пребывания в азиатской крепости на ее территории россиянами были построены новые казармы, церковь св. Георгия и торговые лавки. Позже начались планировочные работы и вне крепостных стен.
В 1870 г. Туркестанским генерал-губернатором Кауфманом был утвержден план будущего города. Уже к началу 1875 г. план Самарканда состоял из двух частей, отличающихся по структуре, – Старого и Нового города. Округлый план старого города имел радиальную структуру с кривыми и узкими улочками.
Новый город по планировочной структуре и архитектуре являлся городом европейского типа, с прямыми улицами и тротуарами, мощеными камнем, тенистыми парками. Появились не известные здесь ранее такие типы производственных зданий, как пивоваренный завод, чаеразвесочная, спичечная фабрики и т. д. Были построены христианские культовые сооружения, например, Георгиевская и Алексеевская церкви, костел. Примечательны здания библиотеки и женской гимназии. Были также выстроены казармы для солдат и общественные сооружения увеселительного характера.
Общественные, промышленные, гражданские сооружения, построенные российскими военными инженерами, являются средой жизнедеятельности самаркандцев и в настоящее время. Но, к сожалению, большинство жилых построек находится в неприглядном, плачевном состоянии. Архитектура данного периода является частью культурно-исторического наследия народа Узбекистана, которое необходимо сохранить для будущих поколений. Более того, сегодня, когда Самарканд, имеющий 2750-летнюю историю развития, стал одним из важных туристических центров Узбекистана, городом международного значения, туристов особенно привлекает широта диапазона его исторических достопримечательностей. Поэтому в числе первоочередных стоит задача реставрации и консервации зодчества данного периода.
В Токийском университете работы ведутся по программе “Век совершенства” (Century of Excellence), направленной на создание оптимальных условий современного архитектурного пространства и инфраструктуры городов с сохранением их первозданного облика. В компетенцию специалистов, работающих по программе COE, входит реставрация, реконструкция и консервация памятников колониальной и современной архитектуры. Участниками программы разрабатываются различные методы восстановления и функционального приспособления памятников архитектуры к современным нуждам жителей городов, учитывая все аспекты их жизнедеятельности. Работы базируются на современнейших технологиях, грамотном подборе материалов, использовании современных методик реставрации и реконструкции.
С осени 2004 г. на данный момент специалистами и студентами трёх вузов были проведены две экспедиции. Группу специалистов из Токийского университета во главе с профессором Шин Мураматсу представляли аспиранты Хо Эрико и Танигава Рюичи, а также студенты Пей Чоу Ли, Окамура Кентаро, Като Харуо и Урата Томоко. Из Узбекистана группу, состоявшую примерно из 15 человек СамГАСИ под руководством проректора института, доктора архитектуры профессора Мухаммада Касимовича Ахмедова представляли студенты Азамат Шарипов, Саид Манноев, Шахида Балгаева и др. Группу ташкентских студентов из НИХД под руководством доктора архитектуры Мавлюды Аминжановны Юсуповой представляли аспирант Абдуризо Нозилов, магистранты Отабек Бобокандов и Диляра Низаметдинова.
Цель первой экспедиции, проведенной в ноябре 2004 г., заключалась в определении зданий, сохранивших свой первозданный вид и достойных статуса памятника архитектуры. Во внимание принимались также и многовековые деревья, поскольку они также формируют вместе с архитектурным наследием городскую среду и являются достоянием жителей города.
Оценка архитектурных построек велась по нескольким параметрам, в том числе по таким, как качество и оригинальность дизайна и планировка сооружений, степень сохранности конструкций и т. д. По итогам исследований архитектуры были собраны данные более чем о 500 сооружениях этого периода. Путем визуальной оценки и анализа зданий профессорами были отобраны 250 наиболее ценных объектов, которые достойны сохранения и реставрации.
Следующая экспедиция, состоявшаяся в ноябре 2005 г., была нацелена на более глубокое изучение архитектурных памятников: проводились натуральные обмеры зданий, составлялись чертежи их планов. К этим исследованиям в 2005 г. были привлечены и другие студенты из Токийского университета и СамГАСИ. Летом 2006 г. состоялась третья, заключительная, экспедиция в Самарканде.
Интересна методика зарубежных специалистов, применяемая при обследовании сооружения для воссоздания исторического облика архитектуры, присущего изучаемому времени. Она основана на тщательном изучении исторического материала из различного вида источников, при этом также важным является социологическое исследование сбора информации с заполнением анкет путем интервьюирования владельцев зданий, или людей что-либо или когда-либо слышавших об истории этих построек. В анкеты также заносится информация, полученная визуальным осмотром, которая касается состояния конструкций здания на данный момент, ценность их в историческом и архитектурном отношениях, план здания и двора и их облик на сегодняшний день. Ни одна деталь не упускается из виду, так как даже самый незначительный факт впоследствии может сыграть важную роль в воссоздании картины первоначального облика здания и в целом архитектуры того времени.
На основе собранного материала проводится анализ и сопоставление архивных данных и того, что имеется на сегодняшний день, получая при этом приблизительную историко-архитектурную картину Самарканда конца XIX – начала ХХ в. Ввиду того, что зодчество колониального периода изучено в недостаточной степени, такое упущение оказалось ощутимым при проведении данных научных экспедиций.
Проведение таких экспедиций – это своего рода заполнение пробелов в истории изучения архитектуры Самарканда.
По окончании научных исследований в Самарканде профессорами и аспирантами токийского университета, СамГАСИ, НИХД, а также подключенного к изучению с 2005 г. и НИИ искусствознания будут разработаны и предложены эффективные методы реставрации зданий и реконструкции застройки европейской части городов с гармоничным их сочетанием с исторической азиатской частью города. С их помощью станет реальным возврат былого облика памятникам архитектуры колониального периода и укрепление сооружений методами консервации с целью их дальнейшего сохранения. Кроме того, будут разработаны проекты по благоустройству города с учетом приспособления старой архитектуры под современные нужды. Планируется также открытие сайта в Интернете, который будет представлять данный научный проект и его итоги. Впоследствии в Японии по результатам исследований намечается издание книги. Разработки по реставрации и консервации памятников зодчества данного периода с использованием предложенных методов будут представлены в различные фонды, занимающиеся вопросами сохранения мирового культурного наследия. Это UNESCO, mAAN, фонд Агахана и др., которые смогут оказать содействие в осуществлении проектов по сохранению архитектурного наследия Самарканда.
Диляра Низаметдинова