18 августа 2006 г. в Ташкенте в Представительстве ЮНЕСКО в Узбекистане, где присутствовали министр по делам культуры и спорта Рустам Курбанов, глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Барри Лейн, начальник ГлавНПУ по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства по делам культуры и спорта Равшан Мансуров, прошли презентации книг по традиционной культуре региона, посвященных 15-летию независимости Республики Узбекистан, и Музея народного прикладного искусства, открытие которого состоялось 28 августа 2006 г. в районном центре Байсун (специальный материал о Музее и его коллекции будет опубликован в одном из следующих номеров журнала).
В 2002 г. один из интереснейших центров традиционной народной культуры – Байсун, наряду с другими 18 объектами культуры в различных регионах мира, был признан ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Это решение придало значительный импульс процессу всестороннего изучения, фиксации и сохранения народной культуры Байсунского региона. Одним из проектов в рамках комплексной программы пропаганды и развития традиций народной культуры было открытие Центра возрождения художественных ремесел Байсуна. По инициативе Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане в центре города Байсун было построено здание, в котором разместились мастерские для окраски нитей, установлены ткацкие станки, работают вышивальщицы и мастерицы по изготовлению традиционных ковров и тканей джанда. Уже созданы первые прекрасные образцы изделий, основанных на старинных технологиях окраски натуральными красителями с использованием классической орнаментики Байсуна. Торжественное открытие Центра возрождения ремесел состоялось в мае 2006 г.
Представительством ЮНЕСКО в Узбекистане при поддержке посла доброй воли Шейха И. Гасан Шакер было принято важное решение о размещении в том же здании, в котором расположен Центр возрождения ремесел, Музея народного прикладного искусства Байсуна. Идея его создания связана с тем, что многие великолепные произведения художественного ремесла Байсуна не доступны широкому зрителю, в музейных коллекциях Узбекистана они почти не представлены. В результате проведения закупочных экспедиций с участием ведущих экспертов была приобретена коллекция из 60 предметов народного художественного текстиля Байсуна. Это вышивки – сюзане, зардеворы, бугджома, ойна-халта, чой-халта, культача и др., а также ковровые изделия – гаджари гилям, ок-энли гилям, попона (диг-дига) и др. Среди них есть настоящие шедевры. Например, уникальный ковер ок-энли, датирующийся концом XIX – началом XX в. За короткий срок в музее была проведена работа по их оформлению и дизайну в соответствии с требованиями международных музейных стандартов. Часть экспонатов в Музей будет передана из музейной коллекции Байсунского хокимията, а также коллекции из фонда “Байсун”. Большая предварительная научная и экспозицинно-подготовительная работа позволяет надеяться, что музей станет одним из самых посещаемых мест как жителями Узбекистана, так и иностранными туристами.
Открытие уникального, не имеющего пока аналогов в центральноазиатском регионе Музея народного прикладного искусства в одном из отдаленных регионов Узбекистана имеет большое значение для сохранения богатейшего культурного наследия края и воспитания подрастающего поколения в духе любви и уважения к Родине.
Созданию и отбору произведений для Музея народного прикладного искусства предшествовало серьезное фундаментальное изучение культуры и искусства Байсуна. С 2003 г. начала работу комплексная Байсунская научная экспедиция, цель которой – исследование народной культуры региона. Важнейшим итогом ее работы стали монографии сотрудников Института искусствознания: А. Хакимова, Э. Гюль “Байсун. Атлас художественных ремесел” (2006 г.) и Р. Абдуллаева “Байсун. Традиционная музыкальная культура”. В первой из них (“Байсун. Атлас художественных ремесел”) представлен и проанализирован большой фактологический, в том числе иллюстративный, материал по традиционным ремеслам. Сведения распределены по территориальному принципу, то есть местоположение центров, сведения о мастерах и видах ремесел даются последовательно, по отдельным населенным пунктам.
В монографии Р. Абдуллаева традиционная музыкальная культура Байсуна рассматривается как местный песенный стиль, во всем ее своеобразии, отличии и сходстве со стилями иных этнокультурных районов Узбекистана. Место и роль традиционного музыкального искусства в современном быту Байсуна (района в целом и районного центра) – еще одна проблема данного исследования, неразрывно связанная с особенностями песнетворчества, традиционного музыкального исполнения, включающая в себя как песенное наследие и народно-эпические сказания, так и этноинструментальное искусство.
Следует подчеркнуть, что предлагаемые вниманию общественности издания отражают приоритетную задачу Конвенции ЮНЕСКО от октября 2003 г.- каталогизацию памятников традиционного художественного ремесла Байсуна. Учитывая наличие в нашей республике большого количества регионов, сохранивших аутентичные культурные и художественные традиции, настоящие издания можно рассматривать как модель для создания описи и каталогизации памятников нематериального культурного наследия (НКН) в других районах и культурных центрах Узбекистана.
Одна из важнейших перспектив Байсуна связана с развитием его как территории международного туризма. Содействовать этому призван иллюстрированный каталог “Байсун” (А. Арапов) – издание ЮНЕСКО и фонда “Байсун”. Каталог представляет историю и археологию, этнографию и фольклор, ремесло и прикладное искусство Байсуна, его культурные и природные достопримечательности. Он включает в себя подробную карту района; материалы о наиболее интересных в этнографическом плане населенных пунктах, прошлых и современных традициях. Задача каталога – представить наиболее яркие стороны Байсуна как региона уникальной культуры и удивительных ландшафтов, дать туристическим компаниям необходимый материал для пропаганды новых маршрутов, включающих горные области Сурхандарьи.