В 2005 г. творческая общественность республики отмечает 80-летие известного художника, талантливого графика и живописца Кутлуга Башарова (1925 – 2004).
Башаров был художником многогранным и всеобъемлющим, с разнообразными творческими интересами. Начинал как иллюстратор и оформитель книги, работал в станковой графике – эстампе, акварели. Нет вида и жанра в изобразительном искусстве, где не проявил бы себя художник. Графика, с которой начинал и затем постоянно работал Башаров, всегда ближе к искусству слова, к литературе, которая по своей природе наиболее способна выразить чувство и “эмоциональную мысль”, косвенно воздействовать и на другие виды творчества. Благодаря своей условности графика способствовала метафорическому выражению содержания в произведениях художника, а ее своеобразный лаконичный и избирательный язык передавал больше впечатлений от видимого, чем само видимое, откровеннее обнаруживались замысел и воля автора. Обращаясь к графике, художник символически формировал идею произведения и мог иносказательно выражать глобальные мысли. Ее гибкий метафорический язык в руках Кутлуга Башарова был способен к субъективному преображению, следуя почти за всеми оттенками мыслей и чувств художника.
Башаров пришел в узбекистанскую графику в сложный период, когда ее традиционные формы и стилистические приемы менялись, когда началось возрождение на новой образной основе различных видов эстампа, а в искусстве книги происходило обновление оформительских средств, полиграфической базы. В эти годы на повестку дня книгоиздательского дела встал вопрос о том, что книга – это цельный художественный организм со своими специфическими законами архитектоники. Именно Башаров был одним из первых, кто в своей практической работе осуществлял эти проблемы. Его творческий рост был стремительным. Он не только чутко и остро воспринимал все происходящее в искусстве, но и решал важные задачи современности.
Художник родился в Алмаатинской области. Его отец увлекался поэзией, музыкой, играл на танбуре, был хорошим каллиграфом, знал арабский язык. Из детства Кутлуг вынес любовь к природе, трудолюбие и упорство. На формирование его личности как художника оказали влияние просторы степей и величие горных склонов. В годы учебы в художественном училище Кутлуг пользовался большим авторитетом среди сокурсников и преподавателей.
Известный книжный график Узбекистана Искандер Икрамов заметил дарование молодого художника и предложил ему оформить одну из книг. Кутлуг достойно справился с заданием. Через три года К. Башаров стал членом Союза художников.
Вклад К. Башарова в изобразительное искусство Узбекистана огромен, а творческие достижения трудно переоценить. Будучи известным мастером графики, профессионалом композиции и образа, К. Башаров много сил отдавал и живописи. Известные серии его картин “Великий шелковый путь”, “Кочевники”, “Военные учения”, “Бой”, “Охота”; “Мои предки” – “Спитамен”, “Алпомыш”, “Джалалитдин” и другие .характеризуют подвиг народа, величие национального духа, его силу и красоту, героизм и мужество предков в борьбе за свободу страны. Он умело показывает человека в минуты высшего напряжения и окрыленности – в движении, борьбе, становлении. Картины этих серий отличаются монументальностью. Их композиционные построения решаются динамически остро, с выразительной пластикой лихих всадников и стремительно несущихся коней. Художник говорил: “Больше всего люблю изображать сильных людей, моменты острой борьбы, наивысшего напряжения сил”.
Зачастую К. Башаров использует возможности восточной миниатюры, применяя плоскостно-декоративные средства выражения, стилизуя образы.
Техника исполнения его работ необычна. Вначале художник делает рисунок и общий подмалевок красным тоном, а затем прописывает всю площадь картины необходимыми цветами, за счет чего произведение приобретает красно-алые, тревожные всполохи, играющие на лицах и одежде действующих лиц. Свет словно изнутри высвечивает события и придает символическое звучание происходящему.
Живописец воссоздает и по-своему интерпретирует кардинальные исторические события, стараясь запечатлеть ключевые моменты времени, может быть, для того, чтобы лучше понять настоящее, переосмысливая его прошлое. Ушедшие эпохи, прошлые события неожиданно дают повод для размышлений и ассоциаций.
К. Башаров подчеркивал: “Я всегда воспевал Восток, его древность, его предков, его историю”. Прежде чем приступить к работе над историческими сериями или картиной, художник тщательно изучал типаж, этнографию, быт, костюмы, военные доспехи, оружие, украшения и т. д. И во всем выдерживал стилевое единство и дух эпохи. В восточную серию художника входят образы Алишера Навои и поэтессы Нодиры Бегим.
Башаров много работает и в пейзажной живописи. Его пейзажи пробуждают в зрителе целую гамму настроений. Мажорное соседствует с драматизмом, покой с порывом. И в каждом конкретном случае для выражения замысла находится надлежащая живописная интонация, пластическая новинка. Пейзажные произведения мастера наполнены философским раздумьем о жизни, о своем народе, помогая зрителю расширить представление о Родине. Это “Золотая осень”, “Окрестности Бухары”, “Бухара”, “Бухара с силуэтами”, “Бухара вечером”, “Тополя”, “Пастух на даче”, “Старик” и другие. “Старик” – работа философская, передающая величие и бренность земного. Мы видим силуэт старика, постепенно удаляющегося и исчезающего в пространстве. Стоящие в шеренгу тополя усиливают мотив ухода. Они сокращаются в перспективе и как безмолвные исполины провожают человека, который уходит в небытие, в историю. Но с нами остается то доброе, что успел он оставить при жизни.
Картины К. Башарова отличаются легкостью мазка, виртуозностью исполнения. Лепка формы идет по принципу глазурной росписи – открытым цветом. Горы, ущелья, хребты, музыка куполов Самарканда, Бухары, Хивы – своеобразная красота мусульманской архитектуры или густая тень раскидистых садов, окутанных маревом полуденного зноя, богатое кружево осенней листвы, резкие световые границы склонов, дымки облаков. Светящаяся палитра цветовых оттенков, изысканные световые эффекты, переходы и переливы света и цвета, бесконечная музыка красоты родной земли поражают зрителя и в его акварельных сериях “Земля узбекская”, “Мой край”, “Чирчик”, “Сумерки” и т. д. Краска плывет по плоскости листа густыми розово-терракотовыми, синими, коричневыми массами, в которых поиск и необычайная случайность равнозначны определенной цели. Художник пишет размашисто, широко используя эффекты фактурно-технических приемов, когда взаимодействуют крупные массы форм и цвета. Его пейзажи передают возвышенную одухотворенность и поэтичность Востока, своеобразие его природы так, что каждый зритель видит и чувствует в его пейзажах свое, неповторимое.
К. Башаров создал акварельные иллюстрации к книге Р. Киплинга “Маугли”, оформил в технике темперы книги “Кашмирская легенда”, “Жизнь А. Навои”, к юбилею писателя Сулейманова – “Хамзу” и “Нодира Бегим”, писал станковые миниатюры к произведениям А. Навои, оформлял поэтический сборник Б. Бойкобилова “Янги хамса” и книги “Узбекнома” и “Дил амри”.
Особый дар иллюстратора-графика К. Башарова – это его способность вживаться в мир литературы, который требует повышенной восприимчивости. Искусству книжной графики художник отдавал много времени, сил, творческого воображения и кропотливого, почти исследовательского труда, используя выразительные средства народно-прикладного искусства Узбекистана, достижения восточной миниатюры. Книгу он представлял как цельный, единый организм. Художник создавал свой образ героев, адекватных авторскому. Каждая оформленная К. Башаровым книга имеет неповторимую архитектонику, начиная от макета, обложки, титула и кончая форматом, шрифтом, буквицами, величиной полей на странице, различных заставок, концовок, фактуры и цвета переплета. Во всем он искал свой композиционный ход, раскрывающий своеобразие литературного произведения, его образы.
Он оформлял также и научные издания, и политическую книгу, поэтические и прозаические произведения. Работая над поэтическими сборниками, К. Башаров стремился передать особую прелесть и своеобразие узбекской поэзии.
Творческий метод Кутлуга Башарова – это синтез содержания и формы, включающий работу с натуры, игру воображения и фантазии, эмоциональность чувств, подключение зрительной памяти, использование национальной традиции в передаче и способах выражения окружающего и современных образных и выразительных средств в подаче изображаемого.
Труд мастера получил высокую оценку. Он – народный художник Узбекистана, заслуженный деятель искусств республики, академик Академии художеств Республики Узбекистан, профессор, лауреат многочисленных премий.
Помимо творческой деятельности К. Башаров вел и большую общественную работу по линии Академии художеств. Среди его учеников много известных художников. Он преподавал рисунок, живопись, композицию и книжную графику в институте искусств им. М. Уйгура.
Творчество Башарова прошло испытание временем. Для современных художников, искусствоведов и любителей прекрасного Кутлуг Башаров предстает могучим титаном. Его искусство полифонично, оно сопоставимо с музыкальными симфониями. В нем кроется огромный диапазон – от героического звучания народного подъема до тонкого лирического чувства и поэтической возвышенности прекрасного.
Умение чутко слышать пульс времени, видеть жизнь во всем ее многообразии, показывать человека в минуты высшей окрыленности – в движении, борьбе, становлении – таким было и всегда останется искусство Кутлуга Башарова.
Сергей Немцович