Средневековая архитектура города Карши

Выпуск №2 • 1913

Архитектура города Карши развивалась в общем русле среднеазиатского зодчества. В массовом строительстве использовалась битая глина-пахса, сырцовые кирпичи или булкообразные комья глины – гуваля. Стены часто возводили на основе двойного или одинарного деревянного каркаса, заполненного сырцом или гуваля, с последующим оштукатуриванием глиняным раствором. В монументальном строительстве со временем стали больше применять жженый кирпич на глиняном или ганчевом либо на глиняно-ганчевом растворе.

В массовом строительстве использовали плоские деревянные перекрытия по балкам, в айванах и большепролётных помещениях – стоечно-балочные системы, где балки перекрытия в интерьере опирались на колонны. В монументальном строительстве в качестве перекрытий использовали своды и купола иногда из сырцового, но чаще из жженого кирпича. Отметим, что в окрестностях Карши сохранилось множество памятников архитектуры с великолепно выложенными и сохранившимися поныне сырцовыми куполами.

В XVI в., когда в государстве Шейбанидов разворачивается повсеместное строительство, многие монументальные сооружения, например в Бухаре, а также в Карши и других городах, для экономии средств возводили камуфлетной кладкой с так называемыми трехслойными стенами.

При этом методе из жженого кирпича возводили стены в два ряда с пустой серединой, которую забутовывали строительным мусором, кирпичным боем и заливали глиняным раствором. При условии, что стены возводились на высоком прочном фундаменте и при хорошей гидроизоляции, они были довольно прочными. При нарушении вышеназванных условий от влажности разбухал внутренний слой, приводя к вспучиванию нижней части стен.

Рассмотрим особенности архитектуры города Карши на основе ныне сохранившихся памятников, классифицируя их по функциям, а также с привлечением сооружений существовавших и изученных еще четверть века назад, но утраченных позже, в 1970-1980-е гг.

Это гражданские сооружения – жилые дома, торговые постройки, караван-сараи, бани, сардобы, мосты и проч.

Жилые постройки города Карши имели традиционные для Мовароуннахра черты жилой архитектуры и состояли из двух замкнутых дворов, обстроенных по периметру жилыми и хозяйственными помещениями. Из них первый двор – ташкари (внешний) считался мужской половиной дома и предназначался для проживания, встреч и официальных приемов, а второй – ичкари (внутренний) – являлся женской половиной дома. Со двора к дому прилегала открытая терраса на резных деревянных колоннах. Особо нарядным и богатым был декор гостиных – “мехмонхона” и открытой терассы – “айвана”, прилегавшего к дому со двора.

Баня XVI в. в Карши является классическим образцом и одним из немногих сохранившихся в Средней Азии сооружений подобного типа. Подтверждая местное предание, приписывающее ее возведение Абдуллахану II, М. Массон приводит дату ее строительства – 1592 – 1593 гг.

В прямоугольном плане (22×14,4 м) бани помещения группируются вокруг самого крупного (5×5 м) купольного (высотой 5,6 м) центрального зала. Из современной наземной постройки спуск ведет в основную полуподземную часть, где температура нарастает по мере продвижения внутрь бани. Первое от входа прохладное помещение – для снятия нижнего белья и получения набедренной повязки (люнги-хона или румоль-хона), второе – комната для дам – олиш хонаси – с умеренной температурой для адаптации тела перед переходом в горячее или холодное помещение.

Центральный зал – катта гумбаз, или мион-сарай, предназначался для массажа и мытья, для чего в центре зала устраивали платформу – суфу. С запада от нее – зал мечети, ходим-хона и малые моечные залы с нишами и суфами. Далее по оси к мион-сараю примыкает самая жаркая комната – гарм-хона, связанная с резервуаром для горячей воды. В помещении рядом – совукхона (хунук-хона) и модча, связанные с резервуарами с холодной и теплой водой. Шесть из одиннадцати перекрывающих баню куполов, – кольцевые, на щитовидных парусах, пять – своды балхи. Стены оштукатурены гидроизоляционным раствором – кыр.

Еще одним из сохранившихся уникальных сооружений Средней Азии является каршинский мост XVI в. из жженого кирпича через реку Кашкадарью. “Мост опирается на двенадцать мощных устоев, соединенных четырнадцатью широкими и низкими арками. Длина моста 122 м, ширина – 8,2, высота от дна реки до дорожного покрытия в центре – 5,35 м. Между арками по обеим сторонам моста устои подкреплены мощными цилиндрическими контрфорсами диаметром около 4 м каждый, расширенных понизу каменными плитами облицовки цоколя” (1, с. 65).

Со временем река расширила свое русло, стали необходимы меры по удлинению и реконструкции моста. В связи с этим в 1914 г. были возведены дополнительные крайние устои, с каждой стороны на въездах устроены по два караульных павильона из жженого кирпича. Последние были разобраны в 1960 г., так как мешали проезду грузового транспорта. “Древнее каменное перекрытие было заменено асфальтовым, борта пешеходных дорожек ограждены простой металлической решеткой с железобетонными опорами” (1, с. 66).

Культовая архитектура представлена в Карши несколькими сохранившимися мечетями и медресе, мечетью-хонако, небольшим минаретом. Они выстроены из жженого кирпича с некоторыми локальными, характерными для данного региона особенностями.

Мечети традиционно в Мовароуннахре по функциям и архитектуре были трех основных типов: квартальные сооружения для ежедневных пятикратных молитв, предназначенные для жителей определенного квартала; джума, или соборные мечети – для общегородских молений по пятницам; и праздничные мечети – намазгох (идгох, мусалля) для молений мужского населения города и его округи два раза в год по праздникам Фитр и Курбан-хаит.

В Карши сохранилось одно из немногих сооружений подобного типа – мечеть намазгох XVI в., называемая Кок Гумбаз.

Мечети намазгох в то время представляли собой арочную галерею с высоким порталом в центре и михрабной нишей в западной стене. Перед галереей обычно размещалась площадь, которая могла бы вместить все мужское население города и его округи в дни праздничной молитвы.

Мечеть намазгох в Карши, по традиции, была сооружена за городом, но с его ростом она оказалась в центре. В прямоугольной в плане мечети (38, 25 х 14,6 м) на оси западного фасада в виде апсиды выступает объем, заключающий глубокую нишу с михрабом. К крестовидной в плане средней части с высоким (14 м) куполом и порталом (1, с. 62) с двух сторон прилегают развернутые вдоль фасада пониженные крылья в виде четырехкупольной галереи с одним устоем в центре.

Центральный зал перекрыт двойным куполом, из которых внешний декоративный голубой купол покоился на высоком барабане. Отсюда и название мечети Кок Гумбаз –Голубой купол. Барабан был украшен изразцовым декором с эпиграфическим орнаментом, видным и читаемым издалека. Майоликовая надпись с крупными высокими буквами представляла собой повторение арабского выражения “вечность (принадлежит) Аллаху”. На этом фоне более мелкими буквами повторялось другое арабское изречение – “Аллаху слава”.

На поверхности портала – выложенные глазурованными плитками слова “Аллах”, “Мухаммад”, “счастье”. Тимпан украшал звездчатый рисунок. Здесь же на майоликовом фризе над входом были прочтены остатки надписи: “Здание построено по высочайшему повелению Абдуллахана II”, и даты – 999 гг., соответствующей 1590-1591 гг. современного летосчисления. Было также выявлено окончание надписи с именем строителя мечети – Мир Бики Бахадур, с которым связано строительство медресе Абдуллахана II на Регистане в Карши. Это имя некоего Бика-Бия, облагодетельствованного Абдуллаханом за спасение ему жизни (2, с. 51). Первоначально майоликой были украшены михраб и панели стен в интерьере мечети. Они, как и обрушенный к концу XIX в. внешний купол мечети, восстановлены в период капитальной реставрации здания в последней трети XX в.

В квартальных мечетях купольный, колонный или плоскокровельный без колонн зал с одной, но чаще с двух или трех сторон был обустроен айваном на деревянных колоннах. Наиболее представительной из сохранившихся в Карши культовых квартальных построек была мечеть Чакар.

Прямоугольный вытянутый в плане шестиколонный зал (11,5×15,7 м) глубинной композиции с трех сторон был окружен колонным айваном (общий размер 22×22 м). В каждый из четырех нефов зала с боковых айванов было устроено по четыре выхода. С торца находилось две двери, на западной стене размещался михраб. “На колонне у михраба вырезана дата 1223 г. х. = 1807 г., в росписи над михрабом надпись – 1259 г. х.=1847 г. В зале сохранились уникальные детали, резные колонны, двери, михраб с резными ганчевыми тимпанами, обрамленными занджира” (3).

В XIX в. в Карши были построены мечети Малахат с четырехколонным залом и трехсторонним айваном, Бузрукабад со стенами из деревянного каркаса “кош синч” в комплексе с хаузом и дарвазаханой, мечеть Ходжа Ахрара, где к купольному залу с двух сторон прилегал айван с балочным перекрытием на деревянных колоннах, и мечеть Кулоллик, возведенная в старогородском квартале кулолов – керамистов, на прямоугольном участке которой было выстроено несколько худжр и входная дарвазахана.

В ХVIII-ХIХ вв. мечети нередко совмещали функции суфийских хонако и квартальной мечети. Именно такую мечеть-хонако включал в Карши мемориально-культовый комплекс Курганча (3, с. 74). Первоначально он сложился за городом у почитаемых могил местных ишанов – Баретдина, Камалетдина, халпа Абдурахмана и других, захороненных в дахме, размещенной в погребальном дворике – хазире. По свидетельству старожилов, комплекс Курганча, также включавший хазиру и дахму, был воздвигнут более 200 лет назад – в XVIII в., а существующую здесь ныне мечеть отстроили в начале XX в. Со временем загородный комплекс оказался на территории города и превратился в культовый центр жилого квартала. К погребальному дворику хазира с купольной дарвазаханой ныне прилегает двор комплекса с мечетью-хонако в его юго-западном углу, с минаретом на юге и хаузом в центре двора.

Важное место в средневековом зодчестве Карши играли его многочисленные небольшие, но порою монументальные по архитектуре медресе.

В Карши к 1970-м гг. сохранилось около десяти медресе (ныне утрачено еще несколько зданий) из тех двадцати, которые были здесь известны в 1920 г. Наиболее крупными были ныне утраченные: медресе Шир-Мухаммада (на перемычке входной двери была вырезана дата – 1865 г. и имя мастера, которое читается по-разному: усто Хидо Халик или усо Абдал Хаким Несефи (1, с. 60); медресе Ходжа Курбан (с асимметричной входной частью; 1, с.72); медресе Шарап-ходжа (по предположению местных жителей, выстроенное в начале XVIII в. его мударрисом Шарап Ходжой), с деревянным айваном летней мечети на западной части двора).

Из поздних сооружений следует назвать три медресе начала XX в., где в качестве инноваций в традиционном зодчестве наблюдается использование новых, привнесенных строительных методов и материалов, например, применение жженого кирпича “европейского” прямоугольного формата, известкового либо цементного раствора. Это квадратное в плане (28,07 х 28, 57 м) медресе Бекмир (1903 г.) и прямоугольное в плане (26 х 21 м) медресе Aбдулазиза (1909 в.), которые при одноэтажности здания были выстроены с двухэтажным главным фасадом и входной частью (3), а также медресе Клыч-бая (17,2 х19,8 м).

Локальные черты каршинского зодчества наиболее ярко прослеживаются по архитектуре ее медресе ХVIII – начала XX в. С одной стороны, они датируются временем, когда Карши являлся вторым по значению городом бухарского ханства и испытывал сильное влияние столичной бухарской школы зодчества. Здесь были использованы характерные для бухарских строений трехслойные стены; срезы углов внутри двора; гулдаста на углах здания; кирпичные платформы под зданиями, форма и архитектура минарета. Но, с другой стороны, каршинские медресе, в целом представлявшие собой провинциальную ветвь столичной бухарской школы зодчества, имели и свои локальные черты: главные фасады медресе в Карши были глухими, на Самаркандский манер – без арочных лоджий (исключение составляют лишь два поздних медресе Бекмир и Абдулазиза).

Художественная культура Кашкадарьинского оазиса в XIX в. сформировалась в своеобразный локальный центр, представляющий самобытные черты народного искусства. К числу ведущих ремесел, развивавшихся как в крупнейших городах области – Карши и Шахрисабзе, так и в ее селениях, относилось производство медночеканной посуды, керамики, тканей, вышивки и ковров.

Кашкадарья занимала одно из ведущих мест по производству металлической посуды. Изделия Карши и Шахрисабза, имея много общих черт, в то же время носили печать своеобразия, значительно отличаясь от изделий других известных центров Узбекистана. Основной материал, с которым работали мастера, – латунь. Виды изделий были чрезвычайно разнообразны – чойдиши, офтоба, кумганы (виды кувшинов), дастшуи (наборы для умывания), в Бухаре, но известный там еще с XVI в., прием – возведение двухэтажного фасада при одноэтажности остальной части здания.

Таким образом, средневековая архитектура Карши представляет собой интересный, самобытный и, к сожалению, еще мало изученный раздел истории архитектуры Центральной Азии. Такие сохранившиеся здесь наиболее редкие, древние и крупные сооружения XVI в., как мечеть-намазгох Кок Гумбаз, баня и кирпичный мост через реку Кашкадарью, свидетельствуют о высоком профессионализме и мастерстве древних зодчих города Карши.

Мавлюда Юсупова

Литература

1. Маньковскя Л. Ю. Архитектурные памятники Кашкадарьи. Ташкент. 1979; Маньковскя Л. Ю. Паспорта на памятники архитектуры Кашкадарьинской области. Архив НИИ искусствознания. 2. Кочнев Б. Д. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии. Ташкент, 1976.

Pin It

Comments are closed.