С обретением независимости в Узбекистане сложилась новая система праздников, отмечающихся на государственном уровне. В их числе есть место и прежде запрещенным религиозным, и обновленным народным, и различным спортивным праздникам и праздникам, посвященным юбилеям городов и великих предков. В их числе семейные и профессиональные, труда и урожая, посвященные женщинам и детям и т. д. Для их проведения создаются все необходимые условия. Они все глубже внедряются в духовную жизнь общества.
Театрализованные массовые зрелища уже давно популярны у многих народов мира. В Узбекистане к таким относятся День независимости и праздник Навруз. В эти дни на крупных площадях городов и сел республики проводятся мероприятия, играющие большую роль в возрождении традиций и национальной идеи.
На протяжении многих лет организацией народных празднеств заняты многие талантливые режиссеры-постановщики и другие деятели культуры. Так, главный режиссер массовых представлений при проведении таких мероприятий – Эдвард Колосовский, главные режиссеры художественных сцен – Носир Отабоев, Марат Азимов, Бахтияр Хамидов, Шакир Ахмедов, Александр Калуцкий, Карима Зарипова, Борис Покровский; главные балетмейстеры – Юлдуз Исматова, Маъмура Эргашева, Ибрагим Юсупов, Кадыр Муминов, Насиба Мадрахимова, Гавхар Матяубова и многие другие. В подготовке театральных массовых зрелищ и их показе значителен вклад многих художников. В 1992 – 1996 гг. в проведении представлений праздника независимости работала группа художников под руководством Рафаэля Юсупова, в 1997 – 2004 гг. – Толибжона Газиева.
Режиссеры продумывают общий вид площади, живописных сцен, каждого отрывка представления, а также наряды и костюмы, грим каждого участника. Для артистов шьются сотни платьев, жилеток, платков “белбо ”, “љийиљча”, подбирается обувь, головные уборы, изготавливаются украшения. Большое число творческих работников трудится под руководством главного режиссера Рустама Хамидова. Они все стремятся к единой цели – создать достойное театрализованное представление. Многие режиссеры, балетмейстеры, художники, занимающиеся организацией массовых представлений, получили образование в Ташкентском государственном институте искусств им. М.Уйгура и в Ташкентском государственном институте культуры им. А.Кадыри, в которых при подготовке актеров, режиссеров, театральных художников используется система К. С. Станиславского – известного русского преобразователя сценического искусства, с учетом менталитета и национальных особенностей узбекского народа. При организации массовых представлений соблюдаются такие важные теории системы К.С.Станиславского, как “сверхзадача” и “сквозное действие”. При их отсутствии невозможно создание единого гармоничного зрелища, единой композиции, возникающих из слияния различных искусств, разрозненных отрывков, образов.
Исполнителями художественного действа являются инструментальный ансамбль, оркестр, солисты, академический и народный хор, в программе которых – отрывки из опер, массовые эстрадные песни, национальные классические и современные танцы, цирковые, спортивные и воинские представления. Для создания целостного, своеобразного театрализо-ванного представления на площади необходимо воедино связать “живой фон”, технические средства – осветительные панно, изображения телеэкрана, купола, прожектора и их освещение, оформленные автомашины, танки, мотоциклы, передвигающиеся пейзажи, символы, пиротехнику (салют), шары, цветы. Кроме того, в представлении задействованы не 100 или 200 исполнителей, а 4-5 тысяч, и действие происходит на огромной открытой площадке. Режиссер-постановщик и художники должны глубоко чувствовать площадь, место, действие. И. Г. Шароев, например, отмечает: “Главная задача режиссера и художника массового представления – это художественное представление места. Здесь в первую очередь важна композиция. Идут в действие различные виды композиции – горизонтальная, вертикальная, диагональная; определяются места композиции в симметричном положении; части в диссонансе, их построение”.
Театрализованное художественное представление важного события в жизни государства и народа, показ исторического и жизненного материала, передвижение исполнителей действия, массовки – все происходит по правилам театра. Если на сцене театра события в спектакле идут в трех рядах (перед сценой, в середине, в глубине), изредка – в зрительном зале, то в массовых представлениях мизансцена увеличена десятикратно и может иметь различную композицию и принимать любую нужную форму. Здесь приходит на помощь монтаж композиции в целом и отдельных отрывков, символов, пейзажа, цирковых средств и т.д. Построение монтажа массового представления – это определение его идеи, высшей цели, завязки, направления движения, событийного ряда и содержательного пика, смешение различных компонентов и их взаимосвязь, содержание всего сценария.
Когда мы видим театрализованное действие, зачастую трудно сказать, что понравилось больше – разнообразие композиции, отдельные отрывки, артистическое исполнение, сценарий или режиссура, изобразительные средства, декорации, костюмы? Это происходит потому, что театрализованное представление вкупе с художественными средствами оказывает огромное воздействие на зрителя. В такие моменты действия отдельных независимых постановочных групп и их устремления превращаются в единую симфонию, т. е. создается единое художественное целое, что особенно важно в театральном искусстве и прежде всего в театрализованном массовом представлении. Следует отметить, что в теоретической литературе по этому вопросу имеются лишь скудные данные, практических творческих работ, обобщающих статей по этой проблеме очень мало. Даже К. С. Станиславский не обращался к этой теме. В его учебном пособии “Мастерство актера в терминах и определениях” (М., 1961) отсутствует термин “художественная целостность”.
Русский режиссер А. Д. Попов в книге “Художественная целостность спектакля” (1957 г.) и в двухтомнике “Творческое наследие” (1979 г.) пишет об этом подробно. Вопрос о художественной целостности связан с искусством режиссера, его мировоззрением, главной целью постановки и ведущим действием, с решением режиссера, творчеством художника, перспективой и беспрерывностью действа, целостностью сценического образа, массовых сцен, мизансцены, взаимосвязи целого и деталей, восприятием зрителей. Термин художественной целостности связывается со всеми компонентами и средствами сценического произведения, со взглядами режиссера, его мышлением, воображением и теоретическими и практическими выводами. Вопрос о художественной целостности массового театрализованного представления является важной научной проблемой и требует отдельного изучения. Болтабaй Шадыев