14-18 апреля 2005 г. на Ташкентском ремонтно-механическом заводе прошла презентация выставочного проекта “Констелляция”, инициированного Швейцарским управлением по сотрудничеству и развитию Посольства Швейцарии в Узбекистане.
“Во сне, в зеркале, в воде пребывает мир… Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там”
Завод должен работать, выдавать продукцию, художник – писать на холсте, картины должны выставляться в позолоченных рамах в музеях с определенным температурным режимом, а зритель – наслаждаться искусством, получая эстетическое удовольствие. Однако для современного художника не все принятые нормы остаются таковыми. Он, не отвергая их, увлечен поиском новых возможностей искусства, новых средств и площадей для репрезентации художественных идей. Он остро чувствует наступление нового времени, которое неминуемо порождает новые формы. Так было всегда.
Актуальное искусство (contemporary art) завоевало многие страны, увлекая художников своим инновационным духом, постоянным расширением своих границ. Смело разрушая стереотипы мышления, художники обращаются к злободневным вопросам нашей современности, выражая их в неожиданных формах инсталляций, оригинальных перформансов, интеллектуальных видеопроизведениях. На всем постсоветском пространстве, несмотря на различные социальные и культурные смыслы, началось сближение местного контекста с мировым культурным процессом.
В Узбекистане несколько лет назад робко и редко начали выставлять инсталляции. Теперь поиски в области новых технологий увлекли многих художников, появился интерес у публики и прессы, просматриваются перспективы выхода наших художников на международную арт-сцену.
Организованный по инициативе Швейцарского управления по сотрудничеству и развитию грандиозный проект “Констелляция” (“Созвездие) – обнадеживающий пример того, что процесс идет.
Идея кураторов выставки заключалась в следующем: впервые поставить перед художниками задачу отказаться от традиционных выставочных площадей и освоить пространство заводского цеха для концептуальных проектов. А также впервые в таком масштабе доказать своими работами содержательность, динамичность, демократичность этого типа искусства.
Объявленный конкурс определил участников: из представленных 11 работ были выбраны для реализации проекты 6 художников. Они отвечали главному критерию отбора – проект должен быть концептуален, художественная идея отмечена яркой индивидуальностью автора, а также связана с современными проблемами, с которыми он обращается к зрителю, т.е. быть ему своеобразным “посланием” художника через новую форму искусства.
Задуманная как выставка инсталляций, “Констелляция” на самом деле по разнообразию форм и художественных идей переросла первоначально обозначенную тему. Узбекистанские художники представили проекты, которые демонстрировали весьма разнообразные идеи и языки актуального искусства. Здесь можно было увидеть почти все жанры современного искусства – инсталляции М. Фозили, В. Усеинова и А. Николаева, видео С. Тычины и В. Ахунова, кинетические объекты А. Николаева, инвайромент и объекты Ф. Ахмадалиева, Ж. Усманова, акции и реди-мейды А. Николаева. Выставка показала синтез “языков”, техник и жанров, ориентацию художников на неожиданный ход мысли и эксперимент.
Искусство Узбекистана все последнее десятилетие искало источник вдохновения в традиции, в прошлом, пребывало в утонченном, эстетически рафинированном пассеизме. Оно исследовало свою культурную память, закономерно черпая в ней важные для нации идеи. Эта стратегия развития была присуща многим культурам, имеющим глубокие корни, но от которых ранее они были отторгнуты. Как бы то ни было, прошлое во многом объясняет нашу жизнь. Проходят века, меняются системы, но Восток сохраняет свою извечную иррациональность и тайну, свою традиционность. Однако со временем остро встает вопрос: как эти духовные координаты и вековую ментальность перевести на язык и формы своего времени, не отказываясь от культурной идентичности, выразить ее в новой современной парадигме искусства?
Проекты выставки исследуют реальность. Они отражают рефлексии художников о проблемах современного мира и человека. Основанные на действительности, которая пронизана непростым опытом истории и повседневности, прогресса и отсталости, они наполнены старыми и новыми мифами, ассоциациями, символами.
Эстетика неработающего завода, напоминающая о советской индустриальной эпохе (полуразрушенные, заброшенные строения во дворе, канализационные люки, повсюду строительный хлам), как реальная инсталляция создавала тот контекст, который акцентировал и проявлял смыслы проектов, придавал им связь с реальностью, актуализируя популярную в современном искусстве концепцию “здесь и сейчас”.
Во всех работах видим обращение художников не только к актуальным, но и универсальным проблемам современности.
Инсталляция А. Николаева “Арал” не только об экологическом кризисе, но и о крахе антропоцентристской концепции миропонимания, которым окончился ХХ век. Трагедия крушения идеалов – в “Икаре” (А. Николаев) или ироничном, но грустном по смыслу проекте “Парадиз” в котором утопическая мечта о Рае, воплощена в глянцевых рекламных образах в стилистике шоколада “Bounty” (В. Ахунов, С. Тычина). Убогой очереди людей в стоптанной обуви, с тяжелыми старомодными чемоданами, стремящихся в этот стандартизованный Эдем, противопоставлено классическое величие обнаженных Адама и Евы на постерах с работы Ван Эйка (“Адам и Ева и другие…”). А рядом, в узких коридорах – аудиоинсталляция “Вы слышите меня?”: шум толпы, разноязычная речь, руки, стремящиеся друг к другу.
Представленные видеоработы С. Тычины и В. Ахунова (“Угол”, “Глиняные рыбы”, “Восхождение”) – это первый удачный опыт наших художников в видеоарте. Они – о поисках индивидуальности, преодолении трудностей непонимания, восхождении к совершенству.
Сугубо инсталляционными по замыслу являются проекты М.Фозили “Все и Ничто”, В.Елизарова “Генезис” и В.Усеинова “Константа”. Каждая из них – это структура, отточенная, пластически выверенная конкретная художественная форма, смысл которой раскрывается при максимальном абстрагировании от ее визуальных границ в сторону философских идей и смысла, которыми наполнил их художник.
Символические идеи в проекте
Ф.Ахмадалиева и Д. Усманова “Х-позиция” связаны с восточной экзистенцией, духовной традицией суфизма, главным образом, с произведениями выдающегося философа, поэта-мистика Д. Руми. Этих художников увлекает этический императив, возможность обратиться в новом пространственном и языковом эксперименте к вечным истинам. Метафизическая строгость белого и черного, разделяющая отдельную комнату, выделенную для проекта, освещена холодным светом ламп. На стенах друг против друга – контуры человеческих лиц. Одно словно поедается крысами, другое – покрывают фигурки ангелов. “Дети Адама наполовину олицетворяют ангелов, наполовину – животных. Причем ангельское возвышает его вверх, а животное тянет его вниз”.
Весь проект словно заряжен энергией борьбы добра и зла, черного и белого, полосы которых стремительно проходят по двору завода, мимо крыс, высовывающихся из канализационных люков, поднимаются вверх, разделяя и заводскую трубу на белое и черное, сигнализируя нам, что это разделение на добро и зло спущено сверху и жизнь человека проходит на пересечении и в борьбе этих начал. Такие ассоциации удваивают смысл этого произведения, которое обладает особой эстетической законченностью, определенным стилем. Проект Ахмадалиева и Усманова настолько неожиданный по своим идее и воплощению, что он как бы противостоит мейнстриму в актуальном искусстве, в котором уже накопилось много штампов, клише и эклектики.
Выставка показала, что узбекистанские художники осваиваются в современной ситуации в искусстве, находят сугубо свое понимание многих тенденций. Они овладели сложностью новых форм не ради эксперимента, не для подражания европейским стандартам, но для того, чтобы найти новый язык для выражения своих отношений с реальностью, ее вызовами. В этом процессе вновь утверждается их яркая идентичность. А “Констелляция”, которая стала первой выставкой contemporary art, – прорыв в современном искусстве Узбекистана. Она определила, на мой взгляд, определенный рубеж в нашем искусстве – подвела итог под определенный период и наметила перспективы на будущее.
Успех этого проекта еще, может быть, не совсем осознан. Но уже ко многим тенденциям возрос интерес, художниками интересуются зарубежные кураторы, а это очень много значит, если иметь в виду, что еще год назад такого интереса вообще не наблюдалось. Даже то, что в самом художественном процессе будут сталкиваться, дискуссировать разные идеи, конкурировать разные проекты, безусловно, даст импульс всему искусству Узбекистана.
Нигора Ахмедова