12 июня 2005 г. Центр современного искусства посетили заместитель ректора Парижской Академии искусств г-жа Морин Кор и директор лицея моды Парижа г-жа Мари Моро-Рокан. Здесь же состоялся “круглый стол” с участием деятелей культуры и искусства, ведущих модельеров, представителей средств массовой информации Узбекистана.
Во время дружеских бесед обсуждался целый ряд вопросов узбекско-французского сотрудничества в области культуры. Гости также познакомились с творчеством узбекских модельеров и ответили на ряд вопросов, касающихся системы обучения во французских вузах.
– Г-жа Моро-Рокан, во время визита в Ташкент Вы побывали в нескольких вузах, ознакомились с программой системы образования в нашей стране. Что характерно для методики обучения во французских вузах?
– Во Франции очень много учебных заведений в области моды. 7 из них находятся в Париже. Одно из таких учебных заведений – наш лицей им. Поля Пуаре при Министерстве образования. Каждый год мы выпускаем профессиональных мастеров по конструированию и пошиву одежды, головных уборов и галантереи, стилистов, модельеров, гримеров, менеджеров и др. Если говорить о системе образования, то в нашей методике обучения не существует определенных критериев. Студентам дается полная свобода. В каждом семестре они сами себе выбирают определенную тему. Во время учебы им также предоставляются все необходимые материалы. Студенты в основном занимаются практикой, начиная от самого простого, заканчивая самым сложным технологическим процессом. Преподаватели лицея, прошедшие отборочный тур, являются высококвалифицированными специалистами. Учеба проводится по основной установленной программе, но каждый преподаватель имеет возможность дополнить её по своему усмотрению. Помимо этого, каждый учебный год у нас посвящается какому-либо известному модельеру-дизайнеру, внесшему свой вклад в развитие французской моды. Например, этот год был годом Кристиана Диора – создателя нового стиля “Нью Лук”. Студенты в течение года глубоко и всесторонне изучали творчество великого кутюрье, внесшего немалый вклад в процесс развития моды Франции послевоенного периода.
– Г-жа Кор, сейчас в Интернете можно найти последние новости во всех областях культуры и искусства. А с некоторых пор с его помощью все желающие, не выходя из дома, могут получить необходимые навыки для самостоятельного обучения, а также диплом об окончании курсов. Ваше мнение о такой методике обучения.
– Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает большое воздействие на все сферы жизни человека, меняя привычный образ жизни. На сегодняшний день во всем мире используются различные компьютерные программы, интернет-ресурсы. Но не нужно забывать, что компьютер и все новые информационные технологии – это лишь инструмент, средство, помогающее в достижении определенной цели, и он не может заменить человеческий ум, мозги. С другой стороны, появление таких online-курсов помогает людям, у которых нет возможности учиться в обычных вузах (например, инвалидам), самостоятельно получить образование. Разумеется, такое обучение является сложным и требует от каждого большого усердия. Но в нашем случае такое обучение недопустимо. Учащийся по Интернету может получить только информацию, у нас же он будет участвовать непосредственно в самом процессе работы, творить, создавать вещь своими руками. И только в этом случае из него выйдет хороший специалист.
– Г-жа Кор, Париж всегда считался центром мировой моды. А как обстоят дела в мире французской моды в настоящее время?
– В Париже, как и в других городах мира, постоянно проводятся конкурсы, международные фестивали, недели высокой моды и т. д. На сегодняшний день не существует определенных фабрик, производящих эксклюзивную одежду. Вместо них есть дома моделей, носящие такие имена, как Yves Saint Laurent, Givenchy, Rykel, Rive Gauche и др. Работая над каждой коллекцией, они стараются создать свой, неповторимый стиль. Каждую модель, созданную ведущими модельерами этих домов, можно назвать произведением искусства. Это как картина, в которой художник раскрывает свой внутренний мир, свое душевное состояние.
– Г-жа Моро-Рокан, Ваше мнение о творчестве узбекских модельеров-дизайнеров?
– Во время пребывания в Ташкенте, Бухаре и в Самарканде мы успели познакомиться с творчеством многих узбекских модельеров. Нас порадовало то, что творчество этих дизайнеров демократично, каждый из них имеет свой собственный, индивидуальный подход к созданию одежды. Чувствуется национальная школа моделирования одежды. Мы увидели, что, создавая одежду в современном стиле, узбекские дизайнеры умело используют традиционные ткани, покрой, вышивку, придающие ей своеобразный этнический шик, характерный образ Востока. А начинающим дизайнерам хотелось бы пожелать, чтобы они верили в себя, в свои силы. У них есть все – и талант, и материал, остается только все умело использовать и создать свое произведение. Надеемся, что в будущем из них выйдут известные модельеры, которые добьются признания и больших успехов на международных подиумах. Радует то, что некоторые узбекские дизайнеры уже были участниками международных конкурсов, фестивалей за рубежом, в том числе и у нас в Париже.
– Г-жа Моро-Рокан, планируете ли Вы дальнейшее сотрудничество с Узбекистаном?
– Наш визит в Ташкент является подтверждением того, что уже сделаны первые шаги для установления дальнейших связей с вашей страной. За время пребывания в вашей республике мы с нашими узбекскими коллегами обсудили круг вопросов, связанных с временным обучением у нас узбекских студентов, возможности стажировки для повышения квалификации с получением сертификата, организации выставок модельеров в Париже. Поэтому с уверенностью можем сказать, что это не последний визит с нашей стороны. В дальнейшем мы намечаем еще ряд встреч, где будут обсуждаться возможности развития французско-узбекского сотрудничества в области культуры и искусства.
– Г-жа Кор и г-жа Моро-Рокан, Ваши пожелания читателям журнала “San’at”.
– Мы очень рады, что в Узбекистане существует журнал с такой многообразной тематикой. Во многих государствах журналы художественного плана посвящены отдельным, конкретным видам искусства, например, архитектуре, изобразительному искусству, музыке и т. п., привлекающим узкий круг специалистов. Ваш журнал примечателен еще и тем, что в нем, помимо современной культурной жизни, постоянно освещается и история искусств Средней Азии. А это дает большие возможности глубоко изучать историю народа, а также его этно-культурные связи. Читателям же журнала хотим пожелать огромных успехов, прекрасного настроения, чтобы они не переставали творить, двигаться вперед и просто радоваться жизни.
Материал подготовила Бинафша Норматова.