В эпоху правления Амира Темура и Темуридов в Самарканде, столице империи, других ее городах большое внимание уделялось развитию всех видов музыкального искусства, в том числе инструментальной музыки. В частности, музыкальные инструменты были призваны выполнять чисто эстетическую задачу, услаждая слух любителей музыки. Для этого над воротами дворца Сахибкирана были построены специальные “ногорахона” и устройства для “ногорахона”, смотровые площадки для зрителей, именуемые “таробхона”. Вместе с тем инструменты широко использовались в военных походах, при определении и назначении воинских званий и уровней, в религиозных мероприятиях и в охотничьих церемониях.
По указу Сахибкирана в Самарканд приглашали и привозили именитых музыкантов. Так, из Багдада был перевезен известный музыковед Абдукадир Марагий. Известно, что он занимался теорией музыки и создал свыше 200 музыкальных произведений, многие из которых не дошли до наших дней. Такие произведения, как “Зар-ал-Фатх”, “Чархор зарб”, “Даври шохи” и стили Таснифи хожа Абдул Кодир, Амали-тарона, Амали-бустон, Амали-гулистон; Амали-хористон, – из их числа (1). Вместе с тем и сегодня в Самарканде и Бухаре используются при игре созданные им стили “Зар-ал Фатх” и “Чархор-зарб”. Амир Темур уделял серьезное внимание профессионализму музыкантов, лично назначая руководителей музыкальных коллективов. В результате народные праздники, военные торжества проводились на высоком уровне.
Особое значение имели музыкальные инструменты, в частности, ударные и духовые, которые использовались в военных походах. Они выделялись сильными динамичными свойствами. В эту группу входили различные виды “ногора”, широко применявшиеся еще во времена Сасанидов – медный “коранай” (современный карнай), “найи руми”, “буг”, “нодир”, а также музыкальные инструменты, характерные для культурных традиций тюркских народов – “чабчиг” и “шон”.
В военных походах Сахибкирана особый статус имел инструмент “чабчиг”, с помощью которого руководили передвижением войска; его звучание являлось своеобразным вестником, глашатаем (2, с. 142). Военных музыкантов в Самарканде обучали игре на всех музыкальных инструментах целенаправленно и надлежащим образом. При этом широко применялась система “наставник – ученик”, которая имела место в различных видах искусства.
Французский историк Люсьен Кэрен отмечает: “Помимо различных праздников в Самарканде Амир Темур проводил торжества, которые поднимали дух и настрой воинов. Эти торжества были в виде военных смотров. Под торжественные звуки ударов “ногора” Сахибкиран проводил смотр боевого духа войска. Подобные торжества длились больше двух дней” (3, с.65). Сахибкиран использовал также ударные инструменты при определении статуса воинской степени. Об этом он пишет в рукописи “Амир Темур тузуклари” в разделе “Вручение знамени и ногора”: “Повелеваю каждому из 12-ти старших эмиров вручить по одному знамени и “ногора”.
Амур-ул-умаро вручить знамя, “Ногора”, “туг” и “чартуг”. Старосте-мингбоши вручить “туг” и “карнай”. Эмирам из нашего рода вручить по одному “бургу”. Каждому из четырех беков вручить по одному знамени, ногора, чортуг, бургу. Любому из 12-ти эмиров, кто укротит порыв врага и покорит или отвоюет какое-либо государство из-под патронажа и гнета противника, тому в награду вручить знамя, туг, ногора, повысить в должности “Эмира 12-й степени” (4, с.82). В качестве поощрения для каждой степени присуждалось определенное количество инструментов – “если степень 4-я – то вручить по 4 ногора, 4 туг, 4 тумантуг и чортуг, ежели степень 12-я -то в соответствии с этим по 12-ногора, туг, тумантуг, чортуг” (4, с.82). Известно, что ударные и духовые инструменты Амир Темур широко применял на охоте.
В своей книге “Тузуклар” Сахибкиран оставил ценнейшие сведения о задачах музыкальных инструментов, которые широко применялись в его эпоху. Традицию широкого использования музыкальных инструментов продолжили в Самарканде и наследники Амира Темура – Шахрух, Улугбек, Хусайн Байкаро. Во времена Бабура она была распространена в Бухаре, Самарканде, Хиве, Герате, Балхе, Кабуле и других городах.
Автор: Саид Cаидий