Сказочник из детства

Выпуск №3-4 • 1941

В октябре 2004 г. в Ташкенте в Музее прикладного искусства прошла персональная выставка Мансура Шавкатовича Курязова. На ней было представлено множество ярких кукол, а также их композиции “Жених и невеста”, “Семья”, “Домашний очаг”, “Птицы счастья” и др., создававшие удивительную атмосферу доброты, тепла, жизнеутверждающей радости. М. Курязов известен далеко за пределами нашей страны. Сегодня он – главный режиссер Хорезмского областного драматического театра им. Огахи, художественный руководитель кукольного театра “Джайхун”, член Союза театральных деятелей Узбекистана и Республиканской ассоциации мастеров и ремесленников республики. А недавно ему вручили еще и билет члена Творческого объединения художников Узбекистана Академии художеств. М. Курязов награжден знаком “10 лет мустакиллик”.

Город Ханки, в котором он родился и вырос, – один из древнейших в Хорезме. Наверное, сама судьба предопределила жизненный путь мастера. Родители с детства привили ему навыки работы с древесиной и тканями. Он благодарен также своей бабушке, знавшей множество сказок, рассказов, басен. “Она для меня значит так же много, как Арина Родионовна для А.С. Пушкина”, – с улыбкой говорит Мансур Шавкатович. После окончания в 1980 г. средней школы он пытался поступить во ВГИК в Москве, но потерпелнеудачу. Это не остановило молодого человека, мечтавшего работать в театре. Через год он – студент актерского факультета Ташкентского театрально-художественного института. Через три года переводится на режиссерский факультет, который закончил блестяще.

После института М. Курязов работал сначала в Самаркандском драматическом театре, затем в Хорезмском областном драматическом театре им Огахи в Ургенче. Спустя какое-то время, М. Курязов, решивший расширить границы творчества, заявить о себе, всецело окунулся в новую для себя область театральной деятельности – кукольный театр. Он учится рисовать, шить и даже петь. Во многом помог ему С. Кадыров, универсальный, по признанию М. Курязова, художник – живописец, скульптор, работающий с деревом и мягким материалом. Пригодились и навыки, полученные в детстве. Так он стал мастером-кукольником, кукловодом, ведущим режиссером и актером одновременно.

В 1991 г. Мансур Шавкатович впервые вывел на сцену театра куклу богини плодородия Ашшадароз. Это кукла высотой около 2,5 м, простая в изготовлении и несложная в управлении: большая голова, длинная одежда, скрывавшая внутри человека, управлявшего куклой с помощью трости. Затем были куклы-марионетки, исполнявшие шуточные сценки и дуэты. В дни празднования Навруза впервые в Ургенче появились куклы, с помощью которых “исполнялись” жанровые сцены: “Верблюды”, “Бой баранов”, “Бой петухов” и др. В 1989 г. у себя во дворе М. Курязов организовал мастерскую, в которой стал изготавливать разных кукол. Сам создавал сценические образы из папье-маше, расписывал их, выкраивал костюмы, вытачивал на станке детали из древесины, которую заготавливал из двухгодичных деревцев, посаженных прямо во дворе. Сам ездил по базарам, покупал необходимые национальные ткани, в основном старинные, и все необходимое для изготовления кукол. В ход шли и бумага, солома, камыш, глина…

Новые идеи приходили зачастую неожиданно. У Мансура Шавкатовича подрастали двое детей. И он придумал для них небольших, так называемых “бытовых” кукол, чтобы дети могли с ними играть. Потом сделал такие же куклы для кого-то из родственников. А теперь мастер выполняет их на заказ большими партиями, и люди охотно их раскупают. Мансур Шавкатович считает этих кукол особенными. Они отличаются национальной самобытностью, каждая имеет свой характер, этнический облик, костюм, головной убор, украшения. Дети уже с детства познают своеобразие узбекской культуры, ее красоту и неповторимость.

“Или вот “перчаточные” куклы в хурджине – прочной и нарядной, обычно ковровойили паласотканной переметной сумке, – рассказывает мастер. – Это сувенирный вариант, которым можно украсить любой интерьер. Их называют также “ручными”. Их головы делаются из папье-маше и затем раскрашиваются. Ткань одежды скрывает руку человека, который ею манипулирует, скрываясь за ширмой. Перчаточные куклы известны в узбекском театральном искусстве с давних времен (кул кугирочок). Они – основные персонажи традиционного среднеазиатского театра “Чадир жамол” (“Палатки представлений”). Его герои (более 15 образов) взяты из народных сказок – это Качал палван (Петрушка-богатырь), Бикяхон (Сударыня), Зумрад и Киммат и др. Куклы для настольного театра делаются иначе, – продолжает М. Курязов. Голова ихлепится из глины и раскрашивается. Проволочный каркас, скрытый под одеждой, делает куклы подвижными, позволяет манипулировать ими”.

Пьеса разыгрывается, а точнее, импровизируется на основе заранее разработанной сюжетной схемы. Драматургия кукольного театра богата и разнообразна по тематике и сюжетам. Актеры высмеивают стяжательство, скупость, цинизм, лицемерие и другие пороки. Об этом говорят и названия спектаклей: “Тугри ва Эги” (“Правда и Кривда”), “99 золотых монет”, где главным героем является Ходжа Насреддин, роль которого исполняет сам кукловод, и др.

Особое внимание уделяет мастер изготовлению масок. К 2700 – летию празднования священной книги зороастрийцев “Авеста” он изготовил около 500 масок, посвященных богу добра и справедливости Ахурамазде и борющемуся с ним темному злому божеству Ахриману. Каждая маска отражает достоинства и те или иные человеческие пороки, черные стороны его души. На масках изображены знаковые символы, которыми древние обозначали смысл жизни, конечно, в авторской интерпретации. Таковы знаки земли, воды, воздуха, солнца. Две скрещенные палочки означают огонь, дающий человеку тепло, пищу. Ведь именно так – трением двух палочек одна о другую древние люди добывали огонь – символ Солнца.

Большая коллекция кукол, состоящая более чем из 300 образов, позволила создать свой собственный кукольный театр-студию “Джайхун”. На основе этого театра и кружка кукол Хивинского народного театра в 1993 г. был открыт Хорезмский областной кукольный театр в Хиве, успешно работающий под руководством ученика М. Курязова Давранбека Атабаева. Сам М. Курязов работает в театре режиссером. В том же 1993 г. театру был вручен флаг Республиканского фестиваля театров кукол, проходившего в г. Андижане, где Мансур Шавкатович познакомился с зарубежными коллегами из Сиэтла (США), Австрии, Канады, Турции. Возникла мысль о проведении Международного фестиваля кукольных театров в Хорезме, который мастер надеется провести в 2006 г.

В 2000 г. театр-студия “Джайхун” получил “Гран-при” на Республиканском фестивале кукол в Ханабаде (Андижанская область). М. Курязов ставит спектакли не только в городах, но и в отдаленных горных кишлаках республики. В течение 15 лет только “Проделки Афанди”, где мастер выступал в роли Ходжи Насреддина, ставились более четырех тысяч раз. Им было создано более 15 образов различных персонажей из сказок, рассказов, пьес. Особой популярностью у юных зрителей пользуется “Палван-качал” – смелый, находчивый, остроумный. Кукольный театр М.Курязова, в котором он и режиссер, и актер, и музыкант, знают и любят не только у нас в стране, но и в соседних странах – Кыргызстане, Казахстане, Туркменистане.

В 2003 г. М. Курязов по приглашению продюсерского центра “Гули Боку” вывозил своих кукол на фестиваль искусств, проходивший на Тайване, где они вызвали живой интерес. На сайте продюсерского центра “Гулибанд” открыта страничка о творчестве мастера. В Книге отзывов – многочисленные записи с выражением благодарности не только наших зрителей, но и представителей США, Франции, ФРГ, Голландии, Японии, Израиля, Ирана и других стран.

Мечта мастера – создать музей кукол. В Узбекистане такого музея пока нет. Мечтает он и о том, чтобы было налажено в республике производство красивых кукол в ярких национальных одеждах для наших детей, чтобы родители покупали детям узбекских кукол, а не только европейских или американских. С горечью говорит он о фабрике “Ташигрушка”, которая вот уже год, как бездействует. Работает лишь небольшой цех, где производят пробки для бутылок. Изготовление национальных кукол из местного сырья, которого в Узбекистане достаточно, будет также определенным вкладом в укрепление независимости страны, в воспитание любви к Родине, к своим традициям. Ведь куклы знакомят детей (да и взрослых тоже) с национальным костюмом, бытом, жизненным укладом, самобытной национальной культурой, учат людей добру, воспитывают в них чувство любви к стране, в которой они родились.

Автор: Лариса Левтеева

Pin It

Comments are closed.