19 – 23 апреля в Ташкенте состоялась международная выставка “Ювелирия – 2002″.
Ее организаторы – Академия художеств Узбекистана, ННО “Zargarlar”, Конфедерация ювелиров стран Содружества, Гильдия ювелиров России при поддержке Государственной Пробирной Палаты Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Республики Узбекистан. Информационную поддержку выставке оказали Узтелерадиокомпания, журналы “International jewelery Europa Star” (Швейцария), международный журнал “Ювелирный мир” (Россия), журнал – дайжест “Ювелирное обозрение” (Россия), журнал “San’at”, радио “Гранд” (Узбекистан).
В работе выставки и фестивале моды приняли участие представители 14 стран – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Гонг Конга, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Турции, России, Узбекистана, Украины, Швейцарии. Отличительной особенностью “Ювелирии – 2002″ была насыщенная деловая программа. Особое место в ней заняло совещание представителей пробирных палат стран Содружества. “Первые лица” пробирных палат Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана, Туркменистана, России, Украины обсудили ряд насущных проблем, волнующих организации пробирного надзора.
Ш конгресс Конфедерации стран Содружества, прошедший в дни работы выставки, также решил ряд насущных вопросов международного союза ювелиров. Учебный семинар московского филиала американской Геммологической академии позволил всем участникам семинара получить сертификаты о том, что они прослушали ряд интересных докладов и имеют практические навыки работы с драгоценными камнями.
Слово “ювелирия”, введенное в обиход автором статьи, – понятие емкое и многогранное. Оно включает в себя и изготовление эксклюзивных изделий, и массовое производство, и ювелирный бизнес, и издания, специализирующиеся на ювелирной тематике, и искусство экспозиции ювелирных выставок, и организацию арт – шоу с демонстрацией ювелирных изделий. Прошедшая в Ташкенте очередная выставка продемонстрировала все богатство граней “ювелирии”. Стенды ее зарубежных участников показали продукцию своих ювелирных фирм и компаний. Сильной командой выступили российские ювелирные компании, в частности, “Алмаз – Холдинг”, “Адамас”, “Ликин”, Ювелирный Дом “Кадо”, специализирующийся на обработке драгоценных камней, и другие. Кольцо из австралийского опала было признано жюри “Лучшим ювелирным украшением выставки” и отмечено специальным дипломом и призом “Большой гранат”.
Экспозиция другой российской компании – “Ювелирный театр” за оригинальный дизайн была отмечена дипломом и призом как “Лучший стенд” выставки. Он издалека привлекал внимание зрителей небольшим синим экраном, за которым, словно в аквариуме, на блесне висела брошь “Стрекоза” (авторы Ф.Кузнецов, И.Дорофееева). Рядом на оригинальном постаменте был выставлен кулон для мужчин “Морской еж”, украшенный черным таитянским жемчугом (автор В.Наумов).
Крупнейшая российская компания “Алмаз – Холдинг” порадовала зрителей большим разнообразием ювелирных изделий, в числе которых брошь “Брызги шампанского” (автор Н.Комаров), усыпанная бриллиантами, две броши Н.Теплинской “Тюльпаны” и “Подснежники”, украшенные драгоценными камнями, колье Р.Бахлычева “Северная звезда” и др. Союз златодельцев и ювелиров Армении во второй раз демонстрировал пластику малых форм – скульптуру А. Абаджана “Гранат”. Представитель Союза златодельцев Армении Артур Гюльназарян подчеркнул: “Наш урожай гранатов год от года все лучше и слаще”.
Теперь о главном разделе выставки – ювелирных изделиях Узбекистана. Он состоял из четырех стендов: частных ювелирных салонов, ювелирного завода НГМК города Зарафшана, общественных организаций, объединяющих народных мастеров, и, наконец, стенд, представляющий творчество художников – ювелиров Узбекистана. Ювелирный завод НГМК Зарафшана в третий раз принимает участие в ташкентской выставке. Отрадно отметить, что на этот раз специально к выставке было изготовлено несколько демонстрационно-выставочных экземпляров, в их числе две броши из золота, украшенные драгоценными камнями,- “Бабочка” и “Скорпион” размером около 15 см.
Предприятия, объединяющие народных мастеров республики, на выставке были представлены ПМНИ “Устозода”, НПЦ “Мусаввир” и Ассоциацией “Хунарманд” Бухарской области. На стенде “Устозода” выделялись ювелирные изделия Равшана Мухамедшина. Внимание специалистов и зрителей привлекла копия старинного тумора, изготовленного из серебра для музея Казани. На примере этого изделия ювелир показал свое мастерство и умение создавать тончайший арабесковый узор в технике филиграни. Помимо прочих изделий прикладного искусства ассоциации “Хунарманд” Бухарской области выделялись золотые изделия ювелира С. Мухамедова – браслет “Доспана” и колье “Топиши – диль”, в которых мастер соединил традиции бухарской школы и современные новации.
Среди ювелиров-индивидуалов особо следует отметить старейшего народного мастера из Маргилана А. Абдужаббарова, который во второй раз принимает участие в ташкентской выставке. В его серьгах, кольцах, колье сохранены традиционные форма, орнамент, рисунок, чередование подвижных элементов, подбор камней. Ведь их художественный облик складывался веками. Как отметил сам Абдухамид-ака, такие серьги носили еще во времена Увайси, а на Востоке женщины умеют ценить красоту. В традиционном стиле работает и ташкентский ювелир Г. Юлдашева, которая предпочитает воплощать свои замыслы в золоте. Ею были представлены комплект “Уч куза” (три кувшина), серьги”Бодом”, выполненные в стиле бухарской ювелирной школы, и др.
Кроме традиционного, в творчестве художников – ювелиров Узбекистана был представлен и современный дизайн. Один из ювелиров, работающих в этом стиле, – Г. Барковская. Она выполнила несколько серебряных колье, в которых выделяет красоту природных камней – малахита, опала, агата. Ювелир из Зарафшана А. Левковский самостоятельно овладел навыками обработки камня и металла. Его стенд украшал оригинальный трансформирующийся перстень-шкатулка. Еще один раздел выставки – поделочные драгоценные и полудрагоценные камни, которые показал Р. Джамаледддинов. Геолог по профессии, он хорошо разбирается в камнях. Представляя свою коллекцию, экспонент с большим увлечением рассказывал присутствующим о камнях. Большой интерес у зрителей вызывал камень, в рисунке которого улавливались начертания арабских букв.
Культурная программа ювелирной выставки – это тоже одна из ее граней. Особенностью международных ювелирных выставок, традиция которых пришла к нам с Запада, является то, что они должны быть организованы как шоу. Поэтому престижные ювелирные выставки не обходятся без дефиле, на которых девушки-модели демонстрируют бриллианты и золото. Все дни работы выставки на специальном подиуме в просторном фойе нижнего этажа Центрального выставочного зала Академии художеств почти беспрерывно шла демонстрация эксклюзивных ювелирных изделий всех участников экспозиции.
Но особенно привлекательной в работе выставки была ее культурная программа – международный фестиваль моды, прошедший в концертном зале Зарафшан. В нем принимали участие гости и конкурсанты из Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизстана и четырех городов Узбекистана – Бухары, Самарканда. Зарафшана и Ташкента. Специальную программу для Ташкента подготовили киргизские деятели культуры – музыканты, певцы, художники-модельеры. Для них специально был выделен “День Киргизстана”. В Ташкент приехала одна из самых именитых модельеров этой страны Т. Воротникова, которая великолепно работает с войлоком. Инициатор организации “Дня Киргизстана” на выставке З. Мукамбетова постоянно знакомила посетителей со своими эксклюзивными коллекциями.
Впервые в Ташкенте выбиралась и “Мисс Ювелирия”. Обладательницей переходящей “Бриллиантовой диадемы” стала модель из Бишкека Ажар Аппасова. Гран-при фестиваля в номинации “Мастер” была отмечена модельер Бухарского театра моды “Овация” Виктория Пономарева. Фестиваль моды, органично вошедший в культурную программу выставки, создал праздничную атмосферу для всех участников и гостей. Словом, выставку “Ювелирия” можно сравнить с драгоценным камнем. Подобно тому, как, вращая камень, можно увидеть его новые грани, так, анализируя выставочную экспозицию, можно отметить разнообразные стороны ее значимости и влияния на художественную культуру республики. Прошедшая в апреле ювелирная выставка показала, что Ташкент становится центром среднеазиатского ювелирного искусства. И богатство граней “Ювелирии – 2002″ – весомое тому подтверждение.
Автор: Гульсара Бабаджанова