Иранская миниатюра

Выпуск №2 • 1931

В апреле 2002 г. в Ташкенте состоялась выставка иранских и узбекских художников-миниатюристов. Искусство миниатюры возникло как иллюстрация к литературному произведению. Игра слов и глубина философской мысли, высокие нравственные идеалы и любовь ко всему сотворенному Природой, различные размеры и ритмы поэтических строф классической литературы Востока, были необыкновенно трудны для воспроизведения их изобразительными средствами. Художники-иллюстраторы средневекового Востока нашли особый художественный стиль и систему образов, идеально отвечающих стилю поэзии – зрительный эквивалент Слова и Мысли, в фундамент которого были заложены общие идейно-эстетические и нравственно-этические представления эпохи, поэта и художника, задача которых – оторвать человека от суеты бытия, приблизить зрителя к возвышенному, заставить задуматься о Вечном и прикоснуться к Прекрасному.

Прошли века… Рукописную книгу сменила сначала литографическая, а затем и печатная, но искусство миниатюры не умерло. Запрятанная ранее в толще рукописных страниц и доступная лишь избранным (миниатюрная живопись всегда была придворным искусством), она перекочевала на стены и другие поверхности, трансформировавшись в своеобразный вид прикладного искусства – небольшие по формату сюжетные произведения, выполненные на бумаге, картоне, коже. Одним из центров миниатюрной живописи был Иран. После Иранской исламской революции происходит возрождение этого вида искусства как наиболее яркого отражения религиозного сознания и проявления национальной духовности.

В настоящее время миниатюрная живопись Ирана испытывает пик расцвета. В стране существует Ассоциация миниатюры, несколько художественных учебных заведений, независимых и государственных университетов, институт искусств в Тегеране и других городах, которые готовят художников – миниатюристов, орнаменталистов и каллиграфов. Здесь преподают такие известные и признанные мастера, как Махмуд Фарсчиен, Мухаммад Таджвидий, Мухам-мад Али Зовийе и другие. Ведущим центром современного иранского искусства является Исфахан – прекрасный древний город со своей сильной и своеобразной школой миниатюры, сложившейся еще в XVII столетии. Здесь ежегодно проходят фестивали и выставки прикладного искусства, в которых активное участие принимают и мастера – миниатюристы. И хотя большинство их работ рассчитано на рынок, встречаются и великолепные произведения, достойные лучших галерей мира.

Выставка произведений иранских миниатюристов, прошедшая в Выставочном зале Академии художеств Узбекистана, показала, что современная иранская миниатюра, как и в нашей республике, развивается в двух основных направлениях: во-первых, подражания, вплоть до копирования, композициям традиционных школ – Гератской, Тебризской, Ширазской и особенно Исфаханской школы XVII столетия, а также Кад-жарскому стилю, и, во-вторых, свободной интерпретации художественных приемов средневековой восточной живописи и творческого воображения.

Произведения иранских художников Махмуда Фарсчиена, Амира Тахмосбийзаде, Масуда Хунаркора и Мехрзамон Фаррох Мунфарид, представленные на этой выставке, выполнены в русле этих тенденций и отражают весь комплекс проблем, существующих в современной миниатюрной живописи. Миниатюра отображает вселенскую связь между Богом и человеком. Мысль художника отрешена от материального мира и направлена в Космос. Только то, что существует в запредельном мире, – достойно изображения, но никакие слова или краски не в состоянии передать высшую мудрость Вечности. Изображение – лишь слабое отражение божественного мира, поэтому главная функция искусства – вызвать соответствующие ассоциации с помощью цвета и линий. В миниатюрной живописи-иллюстрации литературного произведения слово и изображение неразделимы и взаимовдохновляют друг друга. Это искусство посвященных, и миниатюры художника адекватны мысли поэта. Отсюда условность стиля в совокупности всех композиционных элементов. Отсюда – символика миниатюрной живописи, каноны и иконография, знаки которых доступны только избранным, – остальные видят в них лишь внешнюю оболочку. В современном Иране это особый вид религиозного искусства, выраженного в светской форме. Поэтому ведущей здесь является религиозная тематика.

Тематика и жанры современной иранской миниатюры отображают национальные духовные и эстетические ценности, религиозное сознание. Большое место среди нихпродолжает занимать классическая персидская поэзия, в которой воспевается героическое прошлое (“Шах-наме” Фирдоуси), иллюстрации к изданиям газелей и бейтов к произведениям Хафиза Саади, Низами “Хосров и Ширин” и др.; исторические события, портреты в исфаханском или каджарском стиле и свободные фантазии на поэтические темы; образы святых и пророков; вечно волнующие темы Любви, Добра и Зла, Жизни и Смерти.

Иранские мастера создают удивительно прекрасные композиции, в которых фантастика и реальность сплетены воедино. Выполненные акварелью, гуашью или маслом они необыкновенно красивы в живописном отношении, а виртуозность линий поражает воображение. Необыкновенно фантастичны цветосочетания у Махмуда Фарсчиена -основоположника современного стиля иранской миниатюры, эклектично сочетающего национальные традиции и европейский импрессионизм и модерн. Фарсчи-ен первый из современных художников отделил этот вид искусства от литературного источника, преобразив его в совершенно новое искусство, в котором личностное восприятие и видение преобладает над традиционным -каноничным. В дальнейшем эту тенденцию подхватили многие художники. Мы можем видеть развитие данного направления также в творчестве Амира Тахмосбий-заде, для работы которого характерны выразительность линий и удивительное богатство колорита в сочетании с тончайшей каллиграфической вязью.

В стиле исфаханской миниатюры XVII века предпочитает работать Масуд Хунаркор, подражающий в композициях типажам и иконографии Резайни Аббаси. На выставке представлены также его изображения крылатых коней в технике “каламгири”, в основе которой -интенсивность линии, создающей объемы и формы. Наряду с тематической живописью в современной иранской миниатюре значительное место занимает жанр, проникший из Китая и необычайно популярный со времен правления каджарской династии – “тазхиб э ташир” – “цветы и птицы”. Великолепные композиции из всевозможных цветов – роз, тюльпанов, ирисов, хризантем, гвоздик, буль-донежа, и др., в которые причудливо вплетены изображения воркующих голубей или распевающих соловьев, украшают переплеты книг или, будучи заключенными в роскошные орнаментальные бордюры, служат украшением интерьера. Среди мастеров этого жанра Ака Реза Агамирий, Сай-ид Реза Фаттахи, Мехрзамон Фах-хор Мунфарид, о которой следует сказать отдельно.

В Исламской Республике Иран женщины играют огромную роль в жизни общества не только в качестве хранительниц домашнего очага, религиозных устоев и нравственности, но и как продолжательницы культурных традиций, в том числе духовных. После революции 1979 г. их роль в жизни общества еще более возросла. Они активно участвуют в различных сферах деятельности. В культуре, в частности миниатюрной живописи Ирана, трудится очень много женщин, произведения которых экспонируются как в самом Иране, так и за рубежом. Работы Лейлы Агамирий, Захро Намвар, Назилы Кахрамон Дахр, Селины Пурия, Ръоя Мирбод и др. хранятся во многих художественных коллекциях мира.

Мехрзамон Фаххор Мунфарид родилась в 1953 г. в городе Рее. В настоящее время ее судьба и творчество тесно связаны с Тегераном, где она получила специальное художественное образование. Художница пробует себя во всех жанрах и видах миниатюры, и на выставке ее произведения выделялись разнообразием: лирические сюжеты, портреты, иллюстрации к литературным сочинениям или образы, навеянные классической поэзией. Особое место в ее творчестве занимают сюжеты, связанные с историей ее родного города Рея. В композициях на историческую тему Мехрзамон-хоним придерживается стилистики классической средневековой миниатюры в построении пространства, изображении архитектуры и пейзажа, трактовке персонажей, органично вводя каллиграфию.

Тонкость письма, тщательная прорисовка деталей, любовно выписанные узоры орнаментов, безупречный вкус и врожденное чувство гармонии не уступают классическим образцам прославленных традиционных школ. В работах на лирические темы художница придерживается установленных трафаретов, в которых любовные парочки представлены на фоне восхитительного пейзажа. В целом выставка современной иранской миниатюры продемонстрировала великолепное мастерство, стремление выйти из круга установившихся штампов, поиск новых путей.

Автор: Зухра Рахимова

Pin It

Comments are closed.