Sanat

Выпуск №2 • 1229

Среди разнообразных видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана особое место занимает вышивка, которая неразрывно связана с укладом, образом жизни народа, его обрядами и обычаями. Традиции вышивки уходят своими корнями в глубь веков. Вышиванием занималась практически каждая женщина. Девочек учили этому искусству с раннего детства. Вышивки изготовлялись, как правило, не для продажи, а для дома. Активное использование вышитых изделий в обрядах привело к появлению их разнообразных видов. Так, к свадьбе молодая невеста должна была вышить тюбетейки, рушники, поясные платки-бельбаги, носовые платки, молитвенный коврик-джойнамаз и др.

В каждое изделие рукодельницы вкладывали свои надежды, желания и мечты. Для передачи богатых, изысканных орнаментов они использовали всю палитру цветных шелковых нитей. Узбекистан богат центрами вышивки, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения. Одним из таких центров был средневековый Гиждуван, город Бухарской области. Ко второй половине XIX века в Гиждуване и в близлежащих от него селах сложилась школа вышивки, близкая по традициям бухарской, но отличающаяся от нее техникой, трактовкой орнаментов и цветовой палитрой. Большую роль в формировании декора гиждуванской вышивки сыграли также местные традиции народного искусства.

Гиждуванская вышивка, как и бухарская, в основном выполнялась в технике йурма (крючком), при окантовке использовался также бигиз – железный крючок с изогнутым концом; в Бухаре такую операцию выполняли иглой. Мастерицы Гиждувана вышивали специально обработанными, кручеными нитками, а бухарские женщины использовали нити без предварительной обработки. Отличаются вышивки обоих центров и тканью-основой: гиждуванская исполнялась на белом или сероватом карбосе (хлопчатобумажная ткань домашней выделки), красном ситце, белой материи и светло-сером репсе, а бухарская – на более дорогих тканях – белом карбосе, цветном адрасе, шёлке и на привозных гиссарских тканях.

Композиции гиждуванских сюзане, покрывал и молитвенных ковриков, как правило, – медальонные, они состоят из центрального поля и трехрядного, имеющего одну широкую и две узкие полосы. В широкой полосе бордюра дается раппортное повторение орнаментов центрального поля или же ее заполняет растительный орнамент “ислими”. В двух узких полосах бордюра размещались геометризованные мотивы ислими , меандр , мавж (волна) или себарг (трехлистник).

Нередки композиции, состоящие из кругов в сочетании с растительными мотивами (ветви, листья, цветочные розетки), полностью покрывающими центральное поле вышивки. Среди наиболее популярных использовались такие стилизованные растительные мотивы, как шиповник (бутагуль), цветущий куст (гулдарахт), плакучая ива (мажнунтол), цветущая ветка (шохчагул), вьюнок ( искандар печак), петушок (гултожихуроз) , бархатцы (сафсаргул) и др.

Обилие цветов, листьев, переплетающихся ветвей создает символический образ райского сада (“боги эрам”). В цветочных рисунках вышивальщицы отразили свое самобытное понимание мира, представленного во всем его многообразии, цветении, идею плодородия и изобилия. Среди богатейшего разнообразия декора нередки были также изображения птиц, животных и даже человека. Рисунки отличались оригинальной и своеобразной стилизацией. Популярны также были разнообразные изображения домашней утвари. Одной из особенностей гиждуванской вышивки является также включение в систему декора надписей на таджикском и узбекском языках.

Молитвенные коврики (джойнамазы) повторяют композицию покрывал, основанную на П-образной структуре. Иногда нижняя часть джойнамазов была украшена узким бордюром. Но в любом случае большая часть поверхности этого вида вышивки оставалась открытой, не заполненной орнаментом. Основной тканью, которую использовали в Гиждуване до конца XIX в., был натуральный карбос белого или сероватого цвета. Это домотканое полотно нередко изготовлялось самими же мастерицами. Нейтральный фон основы служил хорошим фоном для рисунков.

Зачастую в качестве основы для сюзане и других вышивок Гиждувана бралась цветная ткань, поэтому они кажутся очень яркими, декоративными, насыщенными. На протяжении веков в Гиждуване выработалась и особая культура подачи цвета, основанная на его контрастных сочетаниях. Синий, голубой, бирюзовый, серый, оранжевый, коричневый, насыщенный красный, золотисто-желтый, зеленый, бледно-розовые цвета вперемежку с полутонами передают колористическое богатство гиждуванской вышивки. Вышивальщицы Гиждувана называли цвета по-своему, на местном наречии: зеленый – пистаки, фиолетовый – нофармон, синий – нилоби, розовый – ширчойи, насыщенно красный – гилоси, тёмно-коричневый – жигари, зеленый – кабути, черный – сиё, красный – зард, серый – хокистар. Нитки окрашивались исключительно натуральными красками. Для этого мотки погружались в воду с растворенными квасцами, кипятились в растворе натурального красителя, полоскались в воде, подкисленной уксусной кислотой, и лишь потом сушились. Высушенные нитки при повторной перемотке в клубок выравнивались гладкой тросточкой – “хор-чуп”. Обработанная таким образом нить легко проходила через ушко иглы, мягко ложилась на ткань основы и лучше удерживалась крючком. К началу ХХ в. натуральные краски были заменены анилиновыми, а ткани для вышивки (ситец, репс, бумазея, шотландка) – фабричными. Вместо естественных нежных стали использоваться яркие, но быстро выгорающие на солнце искусственные красители, что привело к снижению художественной ценности гиждуванской вышивки.

Эскизы крупных изделий выполнялись опытными, искусными мастерицами. Они наносили рисунок на ткань натуральной черной краской – ранги сиё. При размещении композиции вышивки ткань квадратной формы складывалась по диагонали, определялся ее центр, потом – широкая окантовка, которая выделяла центральное поле. Оно было, как правило, шире бордюра в два, три раза. Далее мастерица намечала основные орнаменты, затем оставшуюся свободную часть поля заполняла мелкими элементами орнамента.

К эскизу каждой новой вышивки художницы подходили творчески. Они никогда не копировали уже готовую работу и не давали другим мастерицам своих эскизов. Считалось, что профессия художника – от Бога. Поэтому несмотря на устойчивую каноничность ряда композиций большая роль при нанесении узора отводилась импровизации, свободе творческого самовыражения. Многообразие рисунков вышивки достигалось за счет варьирования цветовой гаммы, основных и дополнительных элементов орнамента.

Вышивка Гиждувана, отличающаяся самобытностью и своеобразием интерпретации популярных в Узбекистане композиций, стала еще одним ярким свидетельством творческого потенциала узбекского народа.

Автор: Корёгди Джумаев

Pin It

Comments are closed.