Термез в периоды своего расцвета в I – III и X – XII вв. являлся крупным политическим, экономическим, культурным и религиозным центром Средней Азии. Здесь сложилась самобытная архитектура, которая при этом развивалась в общем русле эволюции среднеазиатского зодчества. В IX – X вв. в строительстве Термеза по-прежнему преимущественно использовали сырцовый кирпич, пахсу и дерево, в связи с чем Истахри (Х в.) отмечает, что все городские здания были выстроены из глины (1, с.298).
В XI в. особо почитаемые культовые сооружения Термеза уже строят из жженого кирпича (минарет при мечети Чор-Сутун, постройки XI в. в мемориальных комплексах Хакими ат-Термези, Султан-Саодат и Зул-Кифл). Нередко поверхность сырцовых стен ряда прежних (мечеть Чор-Сутун) или строящихся сырцовых зданий (дворец Термезшахов) облицовывают жженым кирпичом. В 1070 – 1074 гг. даже “стены цитадели Термеза с башнями были облицованы жженым кирпичом” по приказу сельджукидского султана Маликшаха (2, с.28). Все чаще используются портально-купольные композиции с еще более крупными и устремленными ввысь формами. Высокого уровня достигло и мастерство кирпичной кладки, когда на гладкой кирпичной поверхности фасадов ряд деталей выкладывался орнаментом в “елку” или “бантиком” (Зул-Кифл, Султан-Саодат). Дополнительно выделялись резные, рельефные детали и пояса геометрического, растительного и эпиграфического орнаментов, что создавало богатую игру светотени.
В XV – XVI вв. здесь появились характерные для эпохи темуридов крупные портально-купольные здания ханака, а также редкий для Термеза красочный глазурованный декор в комплексе Султан-Саодат. В Термезе сохранились в основном сооружения двух периодов: конца X – XII и XIV – XVI вв. Следет отметить, что композиция, декор и в целом архитектура этих построек, особенно зданий X – XII вв., тяготеют к традициям зодчества соседнего Хорасана. Причастность к Мовароуннахру и его архитектуре, с одной стороны, и общность с близлежащим Хорасаном – с другой, а также местные традиции зодчества обусловили формирование в Термезском оазисе своеобразной архитектуры, имеющей ряд особенностей. Термезский оазис богат своими древними монументальными сырцовыми сооружениями. Среди них кешк “Курган”, возведенный в VI в. (на месте более древней постройки) на монолитной сырцовой платформе (25х25 м) и украшенный с фасадов традиционными гофрами (2, с.53). Арочный вход в центре южного фасада вел в коридор, по сторонам которого размещались по пять продолговатых сводчатых помещений. По-видимому, с Х в. и вплоть до XVI – XVII вв. это здание использовалось как ханака и странноприимный дом для паломников близлежащих мечети Чор-Сутун и комплекса Хакими ат-Термези (1, с.109).
Грандиозным по масштабам был ныне утраченный дворец Термезшахов XI – XII вв., знаменитый своим великолепным и разнообразным по рисунку резным ганчевым декором. Прямоугольное в плане сырцовое сооружение (около 100 х 75 м) включало обширный двор с бассейном (8,5х8,5 м) посередине (3, с.192). На продольной оси здания с запада располагался огромный входной портал, а с востока – аудиенц-зал с айваном, обращенным во внутренний двор. Поначалу сырцовые стены приемного зала были облицованы жженым кирпичом, а затем, вероятно, в XII в., поверх него был нанесен слой резного ганча геометрического, растительного и зооморфного рисунка. Зал также украшали ганчевые решетки-панжара с цветным стеклом и роспись стен черной, синей, красной и зеленой красками (4, с.226). Традиционно зооморфные изображения были весьма редки в декоре зданий исламского периода, в резном ганче дворца Термезшахов они еще и уникальны характером своего рисунка. Это фантастические спаренные львы с общей человеколикой головой, а также два крылатых льва, размещенных в геральдической композиции со звездами и розетками на туловище (6, с.29).
Весьма своеобразными были сырцовые купольные жилые дома Термеза, среди которых можно выделить два вида. Первый представлял собой квадратное в плане купольное сооружение, стены которого как снаружи, так и в интерьере были раскрепованы плоскими арочными нишами (7, с.198 – 200). Второй вид сырцовых купольных домов отмечен в селении Салиабад северо-восточнее Термеза (8, с.120). Это жилые дома с фронтально развернутыми фасадами, состоящие из двух-трех купольных или перекрытых сводами “балхи” помещений, снабженных настенными нишами для домашней утвари. Дома размещались в глубине довольно обширной усадьбы, обнесенной пахсовой стеной. Некоторые из них, повторяя композицию древних построек комплекса Султан-Саодат, имели два купольных зала с расположенным между ними глубоким портальным айваном. В обоих видах домов переход к куполу осуществлялся посредством простых арочных парусов. Причем в монументальных сырцовых постройках использовались те же конструктивные и зачастую декоративные приемы, что и в зданиях из жженого кирпича.
Купольные жилые дома являлись более термостойкими и имели относительно высокие и просторные интерьеры. Сохранению прохлады способствовало и то, что эти постройки размещались на юге участка и были ориентированы на север, в сторону падающей тени и прохладных ветров. По предположению В.Нильсена, эти дома принадлежали людям зажиточным или связанным с культом, каковыми были термезские Сейиды (8, с.120). Уникальное сырцовое здание Кырк-Кыз, которое прежде трактовали преимущественно как дворцовую загородную усадьбу IX – X вв. (6, с.26), теперь следует датировать XIV – XV вв. (9, с.121). Квадратное в плане (около 54 м в стороне) сооружение центрической композиции с округлыми башнями на углах имело арочные входы в центре каждого из четырех фасадов. В плане два пересекающихся коридора, расположенных на осях здания, делят его на равные многокамерные четверти. Особую выразительность архитектуре этого сооружения придают разнообразие систем его сводчатых перекрытий, а также форма и техника выкладки настенных ниш и оконных проемов, применяемых здесь часто в трехкратных сочетаниях.
Традиционно наиболее монументальными были памятники культовой архитектуры, возводимые в исламский период в основном из жженого кирпича. Среди наиболее древних не только в Термезе, но и в Средней Азии – мечеть и минарет Чор-Сутун (ныне утрачены). Сначала была выстроена квадратная в плане (10х10 м) мечеть (Х в.), огражденная с запада и юга сырцовой стеной, а с севера и востока раскрытая во двор (10, с.100). Девять столбов метрового диаметра несли девятикупольное перекрытие, выполненное так же, как и столбы, из жженого кирпича. В XI в. мечеть была реставрирована, рядом с ней возведен минарет из жженого кирпича (10, с.104). Цилиндрический ствол минарета с первоначальной высотой, вероятно, 16 – 18 м (4, с.213) украшали несколько поясов рельефного эпиграфического декора, один из которых содержал дату возведения минарета – 423 г. хиджры, что соответствует 1032 г.
Медресе. В Термезе не сохранилось крупных традиционных медресе. Здесь изучены лишь два упрощенных по архитектуре, ныне утраченных сырцовых одноэтажных медресе XVIII – XIXвв. – медресе в селении Ходжа Мульки, а также гораздо меньшее, но богаче декорированное медресе в селении Салиабад (8, с.117 – 118). Не исключено, что это были небольшие суфийские комплексы (с мечетью-ханака на западе и худжрами медресе по периметру внутреннего двора), получившие распространение в Средней Азии в XVIII – XIX вв.
Мавзолеи. В отличие от других регионов Узбекистана для Сурхандарьинской школы зодчества были характерны скромнее украшенные мавзолеи с кирпичной фактурой стен. Многие из них сооружались над захоронением почитаемых мусульманских святых. Их погребения традиционно становились местом поклонения и паломничества. Со временем при них формировались мемориально-культовые комплексы (Зул-Кифл, Ат-Термези и Султан-Саодат). Кроме того, в Термезском оазисе встречаются однокамерные, квадратные в плане купольные сырцовые мавзолеи XI – XII вв., сохранившиеся с некоторыми искажениями либо фрагментарно. Несмотря на общность объемно-пространственной композиции и планировочной структуры, а также единство строительного материала этих однокамерных сырцовых мавзолеев каждый из них выделялся своеобразием декоративных мотивов, оформления главного фасада и яруса парусов.
Среди них портально-купольные мавзолеи Туртаугумбаз и Ходжа Рушнаи (XI в.), мавзолей Уюкгумбаз (XI – XII вв.). Однако мавзолеи особо значительных и почитаемых лиц строились в более монументальных конструкциях из жженого кирпича и нередко сочетались с другими типами разновременных построек, из которых наиболее крупной была смежная с усыпальницей поминальная мечеть. Таков мавзолей-комплекс Зул-Кифл – четырехкамерная постройка сложной асимметричной планировки, состоящая из разновременных купольных помещений.
Мавзолей сооружен в южной части острова Арал-Пайгамбар, расположенного посреди Аму-Дарьи, напротив развалин старого Термеза. (11, с.18; 12). В комплексе выделяется крупное портально-купольное здание, которое, на наш взгляд, было поминальной мечетью, возможно, совмещавшей функции ханака. К ней с юга прилегала продолговатая гурхана с крупным надгробием, к которой с запада примкнули небольшие помещения – вестибюль и зиаратхана. В декоре мечети использована кладка “бантиком” и в “елку”, северная и западная фасадные стены были раскрепованы тремя арками, что являлось излюбленным в Сурхандарье приемом оформления внешних стен (мавзолеи Султан-Саодат, Ходжа Иса, Уюкгумбаз). Некоторые ремонтные работы здесь были произведены в XV – XVI и в начале XIX в. В Термезе сохранились два значительных культово-мемориальных комплекса, сложившихся при могилах святых, весьма почитаемых и в настоящее время.
Это комплекс с мавзолеем Хакими ат-Термези – видного богослова IX в. и комплекс Султан-Саодат, который формировался на протяжении XI – XVII вв. у могил влиятельной династии термезских Сейидов. Хакими ат-Термези был захоронен у цитадели средневекового Термеза. Со временем над могилой был сооружен мавзолей из жженого кирпича, представляющий собой однокамерное портально-купольное сооружение центрической композиции. Позже интерьеры мавзолея были украшены богатой резьбой по ганчу, среди которой надпись с именем заказчика декора – согласно М. Массону, это правитель Мовароуннахра конца XI в. караханид Ахмад б. Хызр (6, с.32), по Б. Кочневу, – Ахмад б. Абу-Бакр б. Кумач, правивший в Термезе в начале второй половины XII в.. С севера к мавзолею в XI – XII вв. была пристроена поминальная мечеть в виде трехкупольной галереи, раскрытой на небольшой дворик. С востока к древней усыпальнице в 1389 – 1390 гг. была сделана пристройка небольшого купольного мавзолея (2, с.102), позже к нему примкнула группа подсобных помещений.
В начале XV в. в годы правления внука Амира Темура Халил-Султана (1405 – 1409 гг.) к северо-востоку от мавзолея было возведено самое крупное сооружение комплекса. Это было редкое в Средней Азии двухпортальное ханака, где к квадратному залу с внушительным живописным куполом с севера и юга на продольной оси здания примыкали крупные порталы. Решение интерьера зала с простыми, ясными конструкциями выдержано в духе более ранних мавзолеев комплекса Султан-Саодат. Здесь колонки настенных арок опираются на “ромбовидные” базы, какие впервые были использованы в ранних мавзолеях комплекса Султан-Саодат. Одновременно со строительством этого ханака в мавзолее Хакими ат-Термези было установлено трехступенчатое белое резное мраморное надгробие-сагана великолепной работы.
Комплекс Султан-Саодат представляет собой ряд разновременных культовых сооружений – мавзолеи, мечеть, ханака, – возведенных по периметру удлиненного двора и составлявших целостную и лаконичную композицию. Наиболее древними здесь являются два крупных однокамерных, квадратных в плане купольных мавзолея X – XI вв., расположенных в юго-западной части комплекса (6, с.42). Их объединяет находящиийся между ними глубокий сводчатый айван, который на рубеже XIV – XV вв. был надстроен в высоту и облицован многоцветным глазурованным декором (6, с.48).
В последующем многие сооружения данного комплекса в разных вариантах повторяли идею этой древней группы зданий, т.е. трехчастный фронтально развернутый фасад с открытым айваном в центре. Весьма интересно по архитектуре и необычно по плану здание Кокильдорота, трактуемое исследователями как ханака-мавзолей XVI в. Это портально-купольное многокамерное сооружение фронтальной композиции с кирпичной фактурой стен. Здесь повторена та же, что и в постройках комплекса Султан-Саодат, идея трехчастности фронтально развернутого фасада. Глубокий портал вел в крупный купольный зал, по сторонам которого размещались по два помещения и коридор. Наиболее примечательны в интерьерах литые из ганча декоративные своды, построенные на сложной сетке многоугольников, щитовидные паруса и сталактиты.
В заключение хотелось бы отметить следующие основные особенности средневековой архитектуры Термеза:
- Сурхандарьинская школа зодчества с группой памятников Термезского оазиса тяготела к архитектуре сопредельного Хорасана. В обоих регионах наблюдается приверженность сильным выразительным формам, рельефному монотонному декору, выделяемому на фоне обычной или орнаментальной кирпичной кладки стен.
- В Термезе часто применяли фронтально развернутую трехчастную композицию фасада с купольными объемами по сторонам и открытым айваном в центре (в комплексе Султан-Саодат, ханака Кокильдорота XVI в., мечеть в медресе и несколько домов в с. Салават, дом мударриса в с. Ходжа Мульки).
- Излюбленным декоративным приемом в постройках Термеза и его округи была разбивка главного фасада, а иногда стен интерьера плоскими арочными нишами в Побразном обрамлении. Так, три арочные ниши украшали здания XI – XII вв.: фасады мавзолеев в комплексе Султан-Саодат и интерьер его северной усыпальницы; мавзолей Зул-Кифл и главный фасад мавзолея Уюкгумбаз. Такие же арки декорировали фасады мавзолея Ходжа Исо-Ата и мечети в медресе села Салават.
- Другой декоративный прием, используемый как в сырцовых постройках, так и в выполненных из жженого кирпича – это кладка в “елку” полусферической пазухи парусов в интерьере (мавзолеи Султан-Саодат, Атаула ишан, Зул-Кифл).
- В искусно возведенных сырцовых сооружениях Термеза часто использовались те же композиционные, конструктивные и декоративные приемы, что и в ранних классических сооружениях из жженого кирпича.
- И, наконец, весьма оригинальное решение баз, поддерживавших трехчетвертные колонки плоских арочных ниш. Срез углов призматической базы в фасадной части создавал эффект куба, поставленного на ребро. Такая “ромбовидная” база была использована в мавзолях XI в. комплекса Султан-Саодат, а также в начале XV в. в интерьере ханака в комплексе Хакими ат-Термези.Таким образом, выявленные нами региональные черты архитектуры Термезского оазиса свидетельствуют о формировании здесь в исламский период весьма своеобразной локальной школы, где однажды выбранное эффектное решение использовалось в различных интерпретациях в зданиях последующих эпох. Сохранившиеся в этом древнем городе шедевры архитектуры – ранняя группа мавзолеев комплекса Султан-Саодат, здание Кырк-Кыз, а также резной ганчевый декор дворца Термезшахов и усыпальницы Хакими ат-Термези свидетельствуют о высоком искусстве зодчих и мастеров средневекового Термеза.
Автор: Мавлюда Юсупова