Кудрат Асроров не имеет специального образования по гончарному ремеслу. Но именно благодаря своему мастерству в этом деле снискал он славу и уважение. В Шерабаде, на родине Кудрата, жили братья Ашурбековы – гончарных дел мастера. Когда Кудрат проходил по улице, где жили и работали братья, у него начинало сильнее биться сердце. Знаменитые шерабадские кувшины, изготовлявшиеся еще с древних бактрийских времен, создавались именно этими мастерами. В свое время кувшины эти славились тем, что в самую сильную жару вода в них сохранялась холодной. На стенках кувшинов образовывались еле заметные росинки, и вода сверкала переливами, словно райская. О том, что не только в Узбекистане, но и во всем мире нет подобных чудесных кувшинов, не раз писали в прессе.
Кудрат не решался пойти к гончарам с просьбой научить его тайнам изготовления таких кувшинов. Однако он постоянно наблюдал за их работой. Со временем Кудрат освоил все тайны мастерства и понял, что одного умения мало, важен и материал, с которым работает гончар. Шерабад не зря издревле был центром ремесленничества. Еще греческий историк Страбон отмечал в своих записях, что глина в окрестностях этих мест славится тем, что богата минералами и металлами.
Вначале он стал изготавливать мелкие вещицы – свистульки, фигурки музыкантов, играющих на дутаре, старушек за прялкой, танцующих девушек. Опыт приходит с годами – он стал работать на Шерабадском керамическом заводе главным художником. Прибывающие издалека гости с удовольствием приобретали работы мастера. Через какое-то время Кудрат был удостоен главного приза Союза молодежи Узбекистана. Но самой большой наградой для него было само творчество: бесконечные поиски новых тем, изучение людей с интересными характерами, создание их образов в глине.
Для человека-творца годы летят быстро. Каждый день, каждый миг приносят ему что-то новое. В стремлении достичь вершин мастерства Кудрат много общается с художниками, скульпторами, народными мастерами. В частности, большое влияние на его творчество оказало общение с такими маститыми деятелями искусства, как Рузы Чарыев, Азамат Хотамов, чье творчество неразрывно связано с древней землей Сурхана. Изучая историю своего края, керамику эпохи Бактрии и Кушан, Кудрат старается на основе традиций передать дух современности, уделяя большое внимание форме и содержанию своих изделий. Знакомство с памятниками старины – Жаркурганом, Болаликтепа, прославивших на весь мир бактрийское искусство, также помогли ему стать настоящим мастером своего дела.
Изделия Кудрата Асророва демонстрировались в выставочных залах Англии, Японии, Китая, России. Они стали постоянными экспонатами в Государственном музее искусств Узбекистана, Музее прикладных искусств Узбекистана. В прошлом году он был награжден почетным дипломом Академии художеств Узбекистана. “Создание этой Академии, – говорит гончар, – стало несравненной силой в деле возрождения традиций нашей древней культуры и прославления ее на весь мир”. Таково мнение гончара, выходца из Сурхандарьи, куда раньше всех в нашей стране приходит весна.
Автор: Бинафша Нодир