Одной из самобытных локальных школ в народном декоративно-прикладном искусстве Узбекистана является сурхандарьинская. Специфика географического расположения – отдаленность от столичных городов; своеобразие исторического развития (это один из древнейших центров художественной культуры на территории Узбекистана); многоликость этнического состава, представленного узбеками, таджиками, туркменами и другими народами, – все это способствовало формированию и развитию уникального очага традиционной культуры. Вышивка, ковроткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву сурхандарьинских мастеров передают неповторимое своеобразие орнаментального строя, живописного колорита, композиционных построений и ритмического ряда, отражающих оптимистическое мироощущение, изначально свойственное народному искусству.
Вышивкой в XX в. занимаются практически во всех городах и селениях Сурхандарьинской области. Традиционные быт и обряды, характерные именно для сурхандарьинского региона, обусловили сохранение практически всех видов традиционной вышивки XX в. Это сюзане (настенные панно), зардеворы (фризы), бор-пуши (покрывала), бугджома (складывающиеся конвертом покрывала для хранения вещей), ойна-хальта (мешочки для зеркал), торбы, тюбетейки, бельбоги (поясные платки), джияки (тесьма для обшива краев одежды). Некоторые образцы вышивки первой половины XX в, а также 1960 – 70-х годов хранятся в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана. Яркое художественное своеобразие сурхандарьинских вышивок свидетельствует о глубоких исторических корнях и большой степени распространения этого вида традиционного ремесла в предшествующие этапы развития.
В сурхандарьинских вышивках первой половины XX в чаще всего используются растительные и геометрические узоры. Это вихревая розетка, мотивы цветов, “кочкорак” (рога барана), волна, крест. Многие орнаментальные мотивы вышивок, наделенных в древности магическим смыслом, выявляют их общность с орнаментальным декором сурхандарьинского ковроделия. Вместе с тем встречаются и изобразительные мотивы. Так, на напрамаче (мешок для вещей) начала XX в. из коллекции ГМИ просматривается переданная в очень условной манере перспектива степи с изображением верблюдов, цветов.
Своеобразный сурхандарьинский стиль вышивки охватывает как монументальные ее виды, так и мелкую вышивку, детали национального костюма, прежде всего байсунские поясные мужские платки. Художественные традиции этого уникального центра традиционной вышивки сохраняют современные сурхандарьинские мастерицы О.Шоикулова, Н.Курбанова, У.Джураева, 3.Муратова, О.Кучкарова, И.Ташбаева, X.Муминова, М.Ашурова, 3.Раджабова, М.Джумаева, Р.Мардонова, Б.Саипова. Не нарушая специфического художественного канона, мастерицы наряду с традиционными мотивами используют свои вариации цветочных мотивов: лолагуль, эгизгуль, ойгуль, пахтагуль и др.
Красочность, торжественность и мажорность образного звучания характерны для современной сурхандарьинской вышивки, о чем свидетельствуют и своеобразные сурхандарьинские тюбетейки, которые выполняются в специфической технике “пильта-дузи” – обшиве гладью тех ребер, которые получаются от прокладки между верхом и подкладкой, по линии стежка, скрученных полосок бумаги. В узорах преобладает геометрический орнамент, звездочки, стилизованный “самолет”, фестоны и розетки, которые распределяются по всему полю тюбетейки.
Для широкоизвестных байсунских тюбетеек характерны мягкость форм, плоское конусообразное донышко и высокий бортик. Узор донышка представляет 4 сектора с одинаковым орнаментом, расцветка которого повторяется в противоположных секторах. Край тюбетеек обшивается джияком с пучком разноцветных ниток сбоку. Мастерицы, многие из которых переняли навыки традиционной вышивки от матерей и бабушек, сейчас обучают искусству вышивки молодых девушек, используя швы – “канда-хийоль”, “юрма”, вышивая узоры шелковыми нитками ярких оттенков – розовый, лиловый, зеленый, желтый, красный, коричневый, белый. Своеобразием художественного решения отличается и сурхандарьинское паласоткачество. Оно преимущественно представлено крупными постилочными коврами, выполненными в технике “терме”, “алача”, изредка – “гаджари”. К примеру, один из характерных образцов – палас мастерицы З.Омановой (1979г.), ныне хранящийся в ГМИ, сочетает в себе орнаментальный строй, геометрические, растительные и зооморфные мотивы и воспроизводит древнюю магическую символику. Ее смысл мастерицами утрачен.
Архаичность многих видов изделий, форм, используемых орнаментальных мотивов сохраняет также ювелирное искусство Сурхандарьи. Именно в Сурхандарье встречаются такие древние украшения, как “хапамат” (или, как их еще называют, “хафабанд”) и “гульбанд”. Названия украшений раскрывают их древний символический смысл. К примеру, “хафабанд” состоит из слова “хафа” – грусть, печаль и “банд” – завязка, как бы преграждающая путь горю, беде. Этимология слова “гульбанд” восходит к корню “гул” – демон, злой дух. Слово “банд”, считает Д.А.Фахретдинова, в прошлом имело переносный смысл – как заклинание (1, с.131). “Хапамат” и “гульбанд” представляют собой нагрудные украшения из бисера, кораллов и цветного стекла, нанизанных друг на друга на перекрещивающихся нитях в виде ленты (“хапамат”) или трапециевидной формы (“гульбанд”). В узорах этих украшений преобладают архаичные геометрические мотивы: треугольники, ромбы, рога, квадраты, цветочные розетки.
О высоком профессионализме мастеров, их приверженности художественной традиции свидетельствуют сурхандарьинские изделия из серебра, такие, как серьги “бешаяк”, байсунские подвески и серьги, датируемые серединой XX в. Еще один традиционный промысел, сохраняющийся именно в Сурхандарье, – это выработка деревянной посуды и различной хозяйственной утвари (“согутароши” – от джагатайско-уйгурского “согу”- чаша, круглый сосуд для питья). Будучи одним из древних домашних промыслов, он бытовал на всей территории Узбекистана. Основную продукцию промысла составляют чаши, вазы, тарелки, ступки, рюмки, перечницы, ножи с деревянной ручкой, черпаки, ложки. Они вытачиваются на примитивном домашнем станке. Свежевыточенная, очень ясная по своим пропорциям, белая с едва желтоватым или коричневатым оттенком посуда привлекает красотой простых строгих форм и естественной чистотой благородной древесины. Со временем, в процессе употребления посуды, происходит естественная полировка ее поверхности, и она приобретает тускловатый блеск, а чистая белизна свежей древесины сменяется глубокими коричневыми тонами. Деревянная посуда сугубо утилитарна, прочна, удобна, обладает целым рядом полезных свойств. Особых успехов в этом деле достиг сурхандарьинский мастер С. Исаев.
Современная сурхандарьинская резьба по дереву представлена работами потомственных мастеров Т. Саломова и О. Рамазанова. Мастера используют различный материал: чинар, тутовник, орех, тополь, бук, дуб – для изготовления таких традиционных изделий, как многогранные столики, шкатулки и т.д. Орнаментальный узор изделий отличается скупостью, лаконизмом растительных, геометрических мотивов. Т. Саломов завоевал III место на Республиканском конкурсе “Ташаббус-97″ в номинации “лучший ремесленник года”.
Народное декоративно-прикладное искусство Сурхандарьи сохраняет свое локальное своеобразие, свою историко-культурную самобытность. Тысячами нитей оно связано с красотой природы края, его легендами и преданиями, укладом жизни, обычаями и обрядами. Безусловно, есть и проблемы, которые ждут своего разрешения. К ним можно отнести необходимость возрождения сурхандарьинской керамики, пережившей свой взлет в 1970-е годы в творчестве таких денауских мастеров, как Бадал Халилов и Расул Зухуров, сохранения подлинно исторической художественной традиции локального центра в работах современных мастериц-вышивальщиц, противостояния негативным последствиям рыночной конъюнктуры в резьбе по дереву, широкой рекламы произведений сурхандарьинского народного искусства. Думается, что со временем все проблемы будут разрешены, и декоративно-прикладное искусство Сурхандарьи всегда будет нести в себе жизнеутверждающее начало, сохраняя свою самобытность и красоту.
Автор: Камола Акилова