В изобразительном искусстве Узбекистана последние годы отмечены активными поисками скульпторов новых образно-пластических средств. Их произведения отличаются выразительностью, эмоциональной экспрессией и яркой психологической направленностью. Это тем более отрадно, что до середины 70-х годов, как отмечают критики, раздел скульптуры был слабой стороной художественных выставок, что объяснялось малочисленностью скульпторов, нередко их невысокой профессиональной подготовкой, так и отсутствием опыта работы с твердыми и благородными материалами. За последние годы расширилась география экспонентов. Одаренные скульпторы работают не только в Ташкенте, но и в Ургенче, Коканде, Навои, Нукусе и Андижане. Наряду с такими известными в республике и за ее пределами скульпторами, как Д.Рузыбаев, И.Джаббаров, А. Хатамов, появились новые имена. Среди них Джавлон Ярмухамедов – один из талантливых молодых художников конца 90-х годов. Он родился в Самарканде, школьные годы прошли в специальной художественно-музыкальной школе в Ташкенте. В 1991 году Джавлон поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина в Санкт-Петербурге.
Пройденная в Институте школа профессионального мастерства помогла раскрытию его дарования. По окончании в 1998 г. класса скульптуры в мастерской С.Кубасова под руководством М.Аникушина Джавлон возвращается в Узбекистан и начинает активную творческую деятельность. Он – почитатель искусства Древнего Востока, Греции. Незабываемое впечатление на Ярмухамедова произвело творчество Микеланджело и Родена. Поэтому, наверное, он любит работать с твердыми материалами, особенно с мрамором. Уже в ранних работах скульптора – “Природа-мать” (1998), “Танец трех деревьев” (1997) проявились его эмоциональность, романтическая устремленность, склонность к аллегорической форме.
Одним из сложнейших скульптурных жанров, бесспорно, является портрет, поскольку натуралистическое воплощение облика человека должно сочетаться с передачей его внутреннего мира. Джавлон Ярмухамедов создает в основном исторические портреты наших соотечественников, лепит сложные в духовном и психологическом отношении образы знаменитых деятелей прошлого. Богатый духовный мир своих персонажей он пытается передать изобразительными средствами, соответствующими их индивидуальности. Исторические сюжеты и композиции, которые больше всего привлекают Джавлона, отличаются особенной пластической выразительностью. Величав портрет знаменитого врачевателя Востока Ибн Сины, выполненный в 1999 г. по заказу Комбината скульптуры в Бельгии, одухотворенна стройная фигура мыслителя и философа. Ибн Сина с книгой в поднятой руке олицетворяет восточную мудрость. Джавлон создает и садово-парковый ансамбль, и весьма выразительную станковую пластику, и монументальную скульптуру.
Для мемориального комплекса “Алпамыш” в городе Термезе Джавлон выполнил из гипса статую льва, который первоначально был задуман с сидящим на нем Алпамышем – “Мифологический лев” (1999). В эскизном варианте Алпамыш с соколом в руке, солнцем над головой исполнен велиия духа и азарта молодого освободителя Родины. Памятник был создан по древнему одноименному преданию, гласящему о великих делах молодого воина-освободителя. Идея создания фигуры молодого льва была навеяна Джавлону увиденными впервые величавыми львами Трафальгарского сквера в Лондоне, где он был в творческой командировке. На щите у ног возвышающегося над комплексом мифологического зверя изображена голова барана с закрученными рогами – традиционный символ благополучия на Востоке. Скульптор несколько лет увлеченно разрабатывал этот сюжет. Подвиг защитника древнего Самарканда был положен в основу создания конной статуи “Спитамен” (2000). Великий герой, восседая на сильном коне и еле сдерживая его, гордо смотрит вдаль. Большое впечатление на молодого мастера оказали конные статуи Клодта, особенно украшающие Аничков мост в Санкт-Петербурге. Важную страницу в творчестве скульптора составляет работа над станковыми композициями. Способность Джавлона передать психологическое состояние героя, умение владеть приемами реалистического воплощения образа проявляются в портретных произведениях “Айгуль” (2000).
Еще одна композиция на мифологическую тему – скульптура “Бык” (1996), отлитая из бронзы, дышит силой и упорством. Здесь в аллегорическом смысле показана сила воли человека. В мифологии Древнего Востока и Греции бык олицетворяет мощь, непобедимость и справедливость – изогнутый хребет, рога, направленные на зрителя, как бы упирающиеся в идущего впереди. Аллегорична и композиция “День и ночь” (1999), воспроизводящая яростную борьбу льва и буйвола – мифологических прототипов света и тьмы. Своеобразное место в творчестве скульптора занимает портрет. Идеал женственности и красоты нашел отражение в портрете девушки, “Гранат” (1999). На лице девушки с сомкнутыми глазами, запечатлены статичность и спокойствие. На ее голове – плод граната, красиво уложенные волосы напоминают прически женщин на портрете эгейского искусства, на древнегреческих статуях. В произведениях Д.Ярмухамедова проявляется его способность через форму, иной раз необычную, передать не внешнее сходство с тем или иным предметом, а его изначальную сущность, едва уловимое состояние или настроение.
Романтикой навеяна скульптурная композиция из гипса “Крылья любви” (1999). Вытянутые обобщенные формы фигур, – прильнувших друг к другу юноши и девушки, в которых пластически разработаны только лица, впечатляют монументальностью. Они как бы олицетворяют собой светлые и ясные чувства. Еще одна область творчества Джавлона Ярмухамедова – графические произведения, посвященные героям исторических событий, литературных произведений – “Рустам и Сухроб” (1999), “Чингизхан” (1999), “Закат” (2000). Здесь отчетливо проявляется влияние на его творчество графических работ мастеров эпохи Возрождения: в “Рустаме и Сухробе” позднего творчества – Микеланджело, в “Закате” – скульптурных композиций Микеланджело для гробницы папы Юлия II. Следует отметить, что образы исторических сюжетов привлекают особое внимание скульптора. Эта тема стала для него одним из источников вдохновения. Сегодня Джавлон полон замыслов и творческой энергии. Его произведения хранятся в частных коллекциях нашей республики, России, Японии и Великобритании.
Автор: Мунира Джамилова