Быть может, 50 лет – это не слишком большой отрезок жизненного пути художника. И.Эренбург считал, что в отличие от поэтов “художники растут медленнее, как деревья”. Тем не менее 20 лет творчества – это существенный период, отмеченный большой работой, напряжением душевных сил, накоплением творческого опыта. Ориф Муинов, самаркандец, выпускник (1978 г.) ТТХИ им. А.Островского, как и такие ныне известные художники, сформировавшиеся в начале 80-х годов, как Д.Умарбеков, Б.Джалалов, А.Мирзаев, искал и находил свой путь для более глубокого, правдивого и яркого воплощения духа времени, “испытывал” новые средства художественной выразительности. Его всегда при-влекали внутренняя, глубинная связь человека с окружающим миром, духовная сторона предметной формы. На этом пути он стремился поднять повседневно-конкретное до уровня обобщенно-символического, добиваясь романтического и эпического звучания образа.
Творческая зрелость художника формировалась в процессе поисков, суть которых заключается в замене сюжетно-повествовательной основы изобразительной системы символико-метафорической. Стремление к более ясному выражению личностного начала, более острому эмоциональному воплощению замысла было свойственно в этот период и ряду других художников (С.Рахметов, Р.Шодиев, К.Юсупов). У некоторых оно на первых порах приводило к внешней декоративности, а в работах Муинова уже тогда проявилось умение подчинять художественные средства задаче идейно-смысловой выразительности, создать определенный эмоциональный настрой.
Серьезному испытанию был подвергнут художник, когда во время пожара в 1986 г. погибло более 400 произведений живописи. О душевном состоянии Муинова можно судить по “Автопортрету” (1986). Внутреннюю напряженность колорита, динамику переходов цвета подчеркивает скорбное выражение лица художника, усиливая драматизм образного строя картины. Несомненно, это был самый трудный период, который нужно было пережить, чтобы продолжать творить.
Много внимания уделяет он воспроизведению образов исторических личностей. Драматизм современной эпохи, передача гармонии и своеобразия природы – все это находит отклик в душе художника, привлекает его, волнует воображение. Герои Муинова конкретны, “достоверны”: художник стремится найти наиболее точный типаж, отражающий характерные черты своего времени. Так появилась картина “Письмо от Темура”, где на первый план выведена соци-альная идея произведения. Пространственное поле очень точно композиционно рассчитано – герои картины занимают все полотно, и в то же время нет ощущения тесноты, перегруженности. Действия почти нет, бытовых деталей очень немного, персонажи откровенно позируют, и со зрителем говорят их глаза, руки. Каждый из героев показан как бы сам по себе, но окружающая их средневековая архитектура с голубыми куполами Самарканда сближает, роднит всех.
Большое внимание уделяет художник историческому женскому портрету. Его героини всегда эмоционально содержательны, душевно собранны. Муинов охотно показывает их в состоянии углубленной внутренней сосредоточенности (“Угулук хотун”, “Хаел”, “Ойбарчин”, “Нодирабегим”, “Рухшанак”, “Увайсий”). Широко известен портрет согдийской царицы Тумарис, победившей иранского царя Кира. В ее лукавой улыбке – и великая стойкость духа, и гордая стать непокорности и противоборства, и женское обаяние. Портрет как бы выходит за свои рамки. Образ воспринимается шире, обобщеннее, становится собирательным. Мы вспоминаем Клеопатру и Биби-Ханым.
За последние десять лет художник совершил ряд поездок, как по республике, так и за рубеж, работал в международных группах художников в Югославии и Болгарии, проводил персональные выставки в Польше, Германии, посетил Италию в качестве участника международного симпозиума в Торре Коновезе. Для галереи “Марко Дотрино” в Италии Муинов написал большую работу – “Портрет Биби-Ханым” (100х200 см). Богатство впечатлений, своеобразие природы и быта людей, с которыми познакомился художник, способствовали пластическому выражению синтеза впечатлений. Это все более явственно ощущается в произведениях последних лет. Знакомство с шедеврами итальянского Возрождения и традициями западно-европейского искусства благотворно повлияло на творчество художника. И если в работах начала 90-х годов пейзажная тема рождалась впечатлениями от конкретной натуры и подкреплялась натурными этюдами (например, “Серый день. Германия”, “Германия. Любек”), в более поздних произведениях он добивается той степени обобщения, при которой частное читается более широко. В результате замысел становится масштабнее, выявляется глубина внутреннего содержания образа. Так, изображая немецкую готику, он подчеркивает не гармонию архитектуры и лиризм образа, а его духовную силу.
Живопись художника в последнее десятилетие обрела еще большую стилевую цельность. Это проявляется не в постоянстве манеры, не в неизменности избранных приемов, а в последовательности самого мироощущения, которое требует средств выражения, всегда адекватных чувству, волнующему художника. Романтическое и этическое начала, реалистический и метафорический приемы часто объединяются в творчестве Муинова в единое целое (“Полнолуние”, “Волчата”). Художник не останавливается на достигнутом. Он радует зрителя новыми интересными работами, чутко откликается на духовные проблемы времени, обнаруживает постоянное стремление к самосовершенствованию, к поискам более яркого и точного выражения своего отношения к современному миру, к людям.
Автор: Гулжахон Темурова