Древняя земля Узбекистана, через которую пролегали трассы великих путей шелка и лазурита, представляет собой уникальный пример взаимодействия и взаимовлияния культур Востока и Запада. XX век открыл миру бесценные памятники среднеазиатской культуры и стал временем обретения и освоения новых для этого региона форм станкового искусства.
“Восток – Запад: диалог во времени” – так называлась выставка живописи, графики и скульптуры, проходившая в столичном Центральном выставочном зале Академии художеств. Организаторами ее были Представительство Программы развития ООН в Узбекистане, Департамент общественной информации ООН и Дирекция художественных выставок. Экспозиция, включавшая свыше 300 работ более чем 130 авторов, продемонстрировала самобытность художественного явления – узбекского изобразительного искусства. Творческий коллектив, возглавляемый Л.Кодзаевой под патронажем Т.Кузиева и С.Рахметова (Академия художеств Узбекистана), П.Крала и Н.Байбакуловой (Представительство ООН), создал оригинальную экспозицию, представляющую собой не только диалог культур, но и диалог разных видов искусства. Демонстрация живописных, графических и скульптурных произведений художников сопровождалась их стихами, философскими размышлениями и наблюдениями. Афоризмы С.Дали, В.Волкова, П.Пикассо, высказывания современных узбекских мастеров и искусствоведов, включенные в контекст выставки, отображали важнейшую тенденцию интеллектуализации современного художественного творчества. По окончании выставки состоялось ее обсуждение, которое затронуло широкий круг проблем. Редакция предлагает материалы выступлений художников и критиков, в которых сфокусировались ключевые аспекты данной выставки.
А.Умаров, искусствовед
Проведение выставок – одна из важнейших составных частей работы Академии художеств. Выставки, подобно зеркалу, отражают состояние нашего изобразительного искусства. Каждая из них – персональная, групповая, тематическая – имеет свою специфику, без которой выставка превращается в случайное собрание работ. Выставка “Восток – Запад: диалог во времени” вызвала интерес зрителей, особенно молодежи. Интересна сама тема и интересен подбор экспонируемых работ. Перед нами предстает вся история развития узбекской живописи в XX столетии. На этом фоне известное высказывание Киплинга о противопоставлении западной и восточной культур скорее выглядит как эпатаж, чем искренняя вера самого писателя. Вместе с тем у меня есть ряд серьезных возражений, касающихся самой концепции выставки. В подборе картин ряд художников представлен однобоко, демонстрируемые работы не отражают всей глубины и эмоционального строя их творчества. Показанные здесь произведения видных художников Узбекистана У.Тансыкбаева и Ч.Ахмарова не раскрывают богатства образного мира этих мастеров. Выставка получилась с явным перекосом в сторону европоцентризма, в подобранных работах прослеживается влияние западной культуры на развитие узбекской национальной школы живописи и игнорирование обратного процесса, то есть влияния Востока на западную цивилизацию.
Л.Кодзаева, искусствовед
Хотелось бы поблагодарить всех живо откликнувшихся на нашу выставку. Отрадно, что наша работа не оставила равнодушными ни зрителей, ни художников, ни специалистов-искусствоведов. Идея организации данной выставки созревала давно. Ей предшествовали четыре года напряженной работы и ряд тематических выставок: “Традиции западноевропейской живописи в искусстве Узбекистана”, “С любовью к классике” и т.д. И когда нам предложили организовать выставку в рамках программы ООН “Год культуры мира”, то тема пришла сразу: взаимовлияние культур Востока и Запада.
Подбор произведений проходил следующим образом: работы начала века были предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств, середина века – Дирекцией художественных выставок и современная живопись – галереей Национального банка Республики Узбекистан. Выставка была бы намного красочней и богаче, если бы мы смогли получить все работы, которые запланировали продемонстрировать. То, что касается однобокости показа некоторых художников, то по причинам, опять-таки от нас не зависящим, мы не смогли собрать все их произведения и разместить в одном выставочном зале.
А теперь к разговору о перекосе экспозиции в сторону европоцентризма. Такое мнение вызывает возражение. Вспоминая библейскую тему о Ноевом ковчеге, нашей главной задачей было показать процесс взаимовлияния двух культур, а не противопоставления их друг другу. Мы все плывем в одной лодке, и понимать друг друга люди могут с помощью искусства. А для того, чтобы начать понимать, мы должны хоть немного подражать друг другу. Цитирую В.Ахунова: “Так уж устроено… На восходе с Востока, на закате с Запада свет не имеет правого и левого, верха и низа, ни Запада, ни Востока”. И если на данной выставке кто-то увидел Восток через Запад, то следующая экспозиция, открывающаяся в этом зале, будет посвящена великому живописцу Востока Бехзаду и искусству восточной миниатюры, где во всем блеске предстанут Ч.Ахмаров и другие художники, отразившие в своем творчестве традиции восточной миниатюры.
Отвлекаясь от обсуждения выставки, несколько слов мне бы хотелось сказать о ситуации, сложившейся в нашей выставочной деятельности. Вопросам организации выставок, привлечения посетителей в музеи был посвящен проходивший в Самарканде первый Международный симпозиум музейных работников, который собрал 35 специалистов различных краеведческих, исторических, искусствоведческих профилей. С собравшимися проводился тренинг по разным направлениям: как привлечь зрителя в музей, как организовать экспозицию, как организовать тематические показы и т.д. Семинар подтвердил мысль о том, что все стороны выставочной работы надо рассматривать комплексно: с начальных моментов планирования выставки и до ее завершения и обсуждения. Выставки не должны быть всеохватными, а оригинальными по форме и интересными не только для художников и членов Академии, но и для рядовых зрителей.
А.Хакимов, искусствовед
Тема выставки многослойна – в произведениях отражена широкая гамма как философских, так и художественных аспектов этой проблематики. Ретроспектива искусства XX столетия дана так широко, что позволяет критику рассмотреть многие вопросы художественной практики по-новому. Экспозиция дает основание для анализа таких разнонаправленных и в то же время взаимосвязанных понятий, как история и современность, традиция и новаторство, реализм и авангард с точки зрения изменившихся исторических реалий на рубеже двух веков.
Выставка составлена на основе глубоко продуманной концепции и целенаправленного отбора работ. При отборе каждого произведения, независимо от его принадлежности к той или иной эпохе, соблюдался главный критерий – высокий уровень художественности, профессиональное мастерство, уникальность и глубина отраженной в нем творческой идеи. Начало XX века ознаменовано кардинальными изменениями в сфере искусства – на смену многовековым традициям приходит новая эстетика. В 1920-30 гг. здесь внедряются и формируются новые европейские формы искусства – театр, опера, живопись и скульптура. Этот сложный, многогранный и неоднозначный по своей сути процесс требует объективного и глубокого осмысления и анализа. Именно этой задаче отвечает представленная на выставке ретроспекция работ художников начала столетия.
На выставке мы наблюдаем своеобразный диалог между поколениями, стилями и творческими концепциями. Художники разных поколений Александр Волков и Жавлон Умарбеков, Усто Мумин и Баходыр Джалалов, Николай Карахан и Алишер Мирзаев, Урал Тансыкбаев и Вячеслав Ахунов, Рахим Ахмедов и Джамол Усманов, Абдулхак Абдуллаев и Акмаль Hyp вели на вернисаже незримую дискуссию, которая подчеркивала сложность и многогранность творческого процесса, протекавшего в изобразительном искусстве Узбекистана на протяжении столетия.
Что касается влияния европейского искусства и эстетики, то, мне кажется, некоторые наши искусствоведы преувеличивают значение западноевропейского компонента в эстетике современного узбекского искусства. Такой модернизированный европоцентризм исходит больше из формально-поверхностных критериев, игнорируя в работах наших художников довольно очевидные почвенные духовные и философские традиции.
В.Ахунов, художник
Мне непонятны сами определения: “Восток”, “Запад”. Эти категории достаточно относительные. У китайцев, например, все то, что находится за пределами Китая, есть Восток. А для поляков Россия является азиатской страной. Различия лишь в том, что основой формообразования в европейской станковой живописи являются масляные краски и холст, а китайская и японская живопись выполнена либо на шелке, либо на бумаге тушью или акварелью. Мне кажется неправомерным само противопоставление искусства Запада и Востока. Все узбекские художники учились на традициях европейской школы живописи. В свою очередь, западноевропейская живопись XIX века испытала сильнейшее воздействие японской живописи. В своих письмах Ван Гог говорил о том, как его потрясли японские гравюры и что от них он воспринял способ наложения краски. Искусство Средней Азии является ярким примером пересечения и слияния Востока и Запада. Достаточно вспомнить замечательное искусство Гандхары, которое сложилось из элементов греческого искусства эпохи эллинизма и буддийского искусства, выросшего в северо-западной Индии и развившегося затем в Кушанском царстве.
Р.Такташ, искусствовед
Безусловно, границы Востока и Запада относительны. Киплинг в своем высказывании:
- “О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господен суд.
- Но нет Востока и Запада нет, что племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает”
– второй строфой опрокидывает первую. Главное на этой выставке то, что она дает представление о существенных вехах в истории искусства Узбекистана уходящего столетия. Яркие художники представлены широко и многогранно. Достаточно обратиться к А.Волкову. Творчество его – пример синтеза традиций русской иконописи, авангарда, персидских миниатюр и народного искусства Средней Азии. Обращаясь к вопросу об организации выставок, хотелось бы выразить пожелания критика – сегодня необходимы серьезные аналитические статьи, широкая реклама и пропаганда искусства в средствах массовой информации.
А.Мирзаев, художник
Свое видение темы Восток – Запад я изложил в статье, опубликованной в одном из номеров журнала “SAN’AT”. Занимаясь живописью, я задавался вопросами о природе изобразительного искусства, о композиции и цвете, их различии в искусстве Востока и Запада, о генезисе европейского модернизма. В своих размышлениях я пришел к выводу, что эстетика восточного искусства, к которой обратились европейские мастера XIX века, дала новый импульс развитию европейской живописи. В свою очередь, европейская живопись – это та школа, на традициях которой выросли узбекские живописцы. В свое время художник Кузыбаев назвал мою живопись “офранцуженной”. Для меня откровением на этой выставке стал самаркандский художник Ю.Елизаров, который давно умер, но оставил прекрасное наследие. Жаль, что многие его работы не были показаны.
Я.Салпинкиди, художник Эта выставка – попытка сделать настоящую полноценную выставку, в отличие от предыдущих, которые работают по 5 дней и на которые не ходят зрители в первую очередь в силу их слабой информированности. Мне кажется, что искусство Узбекистана сегодня расходится кругами. Многие художники живут и работают за границей: М.Варданян во Франции, К.Адылов в Венгрии, Г.Зильберман в Израиле, И.Кириакиди в Греции… Вместе с тем они являются частицей нашей общей культуры. На выставке мне понравились работы А.Крикиса и Ш.Бабаджанова. В работах В.Ахунова больше наслоения мыслей, чем ощущений и внутреннего мира. В будущем хотелось бы сделать интересную выставку графики. А в целом хотелось бы поблагодарить всех организаторов выставки и в ближайшее время увидеть новые, интересные работы.
Акбар Хакимов