Искусство гончаров Бинкета. Саида Ильясова, Равшан Имамбердыев

Выпуск №1 • 1513

“Не имеют себе равных … хорезмийские луки,
шашская посуда и самаркандская бумага”
Макдиси, 106.

В богатом культурном наследии Средней Азии важное место занимает средневековая глазурованная керамика. Пропорциональные и уравновешенные формы, яркие сочные краски, изысканный геометрический, растительный и зооморфный орнамент, изящная вязь арабского письма превращали бытовую посуду в подлинные произведения декоративно-прикладного искусства. Существовало несколько крупных городских центров, которые оказывали влияние на керамическое производство близлежащих владений. Одним из таких центров был Бинкет, как в IX-X1I вв. назывался Ташкент, столичный город области Чач (Шаш в передаче арабоязычных авторов).

Изучению глазурованной керамики Чача посвящены специальная монография, написанная Л. Брусенко (1), множество статей в различных научных и научно-популярных изданиях (2). Тем не менее, с течением времени появляются новые интересные находки, позволяющие выявить неизвестные или редкие виды декора глазурованной посуды. Особую роль в получении новых данных играет широко развернувшееся в последние годы строительство в старогородской части Ташкента, где когда-то располагались цветущий город Бинкет и его рабад (пригород). Усилиями ученых и энтузиастов часть находимых при строительных работах материалов удается сохранить. Мы охарактеризуем несколько сосудов IX-XI вв., отличающихся нетипичным декором или редкой степенью сохранности.

Прежде всего обратимся к крупной чаше, найденной в районе Ташкентского цирка. Она имеет коническую форму с перегибом стенки, кольцевой поддон, покрыта белым ангобом полностью и бесцветной глазурью – до поддона. Диаметр венчика 35 см, диаметр дна 13,3 см, высота сосуда 10,5 см. Чаша украшена треугольниками вершиной к центру, образованными черно-коричневыми и охристо-красными штриховыми линиями, каждая из которых завершается точкой контрастного цвета. Между треугольниками – потеки зеленой краски. Сочетание разноцветных красок на белом фоне, а также прямых линий с аморфными потеками создает впечатление одновременной строгости и легкости. Датировать сосуд можно второй половиной IX – первой половиной X в.

Другой пример редкого цветового сочетания дает крупная чаша полусферической формы, найденная в 1997 г. вблизи Республиканского художественного колледжа. Диаметр венчика 33,5 см, диаметр плоского поддона 13 см, высота чаши 10,5 см. Узор, нанесенный по белому ангобу, состоит из зубчатого бордюра на венчике, двух концентрических полос с волнистой линией и трилистниками, а также шестилепестковой розетки, процарапанной на дне сосуда. Розетка расположена на охристо-красном фоне, охваченном кольцом зеленого цвета. Две зеленые полосы и плетенка, выполненная охристо-красной краской, разделяют пояса с трилистниками. Отдельные элементы декора данной чаши – волнистые линии, плетенка, гравировка – вполне типичны для посуды X в. Однако совершенно нетипична цветовая гамма, использованная для ее украшения. Хорошо известно, что средневековые гончары в своих полихромных изделиях очень искусно подбирали сочетания красок, успешно добиваясь чрезвычайно гармоничного колористического эффекта. Публикуемый сосуд, тем не менее, явно выделяется некоторой цветовой дисгармонией. Уникальность данной чаши позволяет рассматривать ее как свидетельство творческого поиска бинкетских мастеров X в., их экспериментов с формой и цветом.

Два других сосуда, в отличие от предыдущих, имеют декор, цветовая гамма и мотивы которого типичны для X в. Коническая чаша диаметром 22 см и высотой 6,2 см украшена изображением птицы с двойным хохолком. Найдена в 1996 г. около Республиканского художественного колледжа. Композиция выдержана в оливковом тоне, с деталями и тонкими контурами, выполненными красно-коричневой краской. Фон заполнен резервом и “глазками”, а также полупальметтами причудливых очертаний. Снаружи чаша украшена черными и красными полукруглыми пятнами, расположенными вертикальными рядами. Фрагменты сосудов с изображениями аналогичной птицы уже находили на территории Ташкента, они опубликованы (3), однако представляемая чаша – первый и пока единственный известный нам экземпляр, дающий полное представление об этой, судя по всему, популярной у бинкетских керамистов композиции. Вторая чаша, имеющая открытую полусферическую форму на плоском поддоне, украшена растительным орна ментом. Диаметр венчика 27 см, высота сосуда 10 см, подглазурная роспись по белому ангобу выполнена оливковой и красной красками. Найдена в начале 90-х годов на Чиланзаре, в районе станции метро им. Хамзы. По борту тянется плетенка, состоящая из оливковых и красных отрезков, а в центре чаши оливковой краской изображен изящный плод граната, форма которого традиционна и встречается на бинкетской керамике. Не совсем традиционно помещение плода в центре сосуда, хотя его расположение и геральдический облик вполне согласуются с символическим значением, которое с глубокой древности придавалось гранату в Средней Азии.

Одним из самых популярных мотивов в декоре чаш и блюд в X-XI вв. было изображение цветочных букетов: либо вырастающих из центра сосуда, либо нарисованных отдельно на пологих стенках крупных тарелок. Количество букетов обычно варьирует от двух до четырех, редкий экземпляр крупной тарелки с пятью изящно и тонко выписанными букетами, не соединенными стеблями, происходит с территории Бинкета. Другой редкий вариант – с шестью довольно схематичными букетами, вырастающими из центра сосуда, – также найден в Ташкенте. Совершенно уникальный вариант композиции с изображением двух букетов, в месте соединения которых, в центре сосуда, помещен эллиптической формы картуш со стилизованной надписью почерком куфи. В этой надписи распознается повторяющееся “ал-йумн” – “благо, счастье”.

Таким образом, еще раз отметим, что мы рассмотрели здесь лишь небольшую группу глазурованных сосудов IX-XI вв., но и этот материал позволяет добавить важные новые штрихи к картине развития гончарного искусства древнего Узбекистана.

Литература
1. Брусенко Л.Г. Глазурованная керамика Чача IX-XII веков. Ташкент, 1986.
2. Буряков Ю. Художественная керамика городища Тункет // Научные работы и сообщения Отделения общественных наук. Кн.2. Ташкент, 1961. С.269-279;
3. Брусенко А.Г. Художественная керамика Бинкета // Древний Ташкент. Ташкент, 1973. С.86-101;
4. Брусенко Л.Г. Продукция гончарного ремесла Бинкета // Древности Ташкента. Ташкент, 1976. С.80-114.
5. Брусенко Л.Г. Зооморфные мотивы в глазурованной керамике Бинкета Х-ХП вв. // История материальной культуры Узбекистана. Вып.12. Ташкент, 1975. С.121-127.

Саида Ильясова, Равшан Имамбердыев

Pin It

Comments are closed.