В начале марта в Ташкенте состоялся научный семинар “Индия и Центральная Азия (доисламский период)”, инициаторами которого стали Индийский культурный центр совместно с Институтом искусствознания Академии художеств Республики Узбекистан и Институтом археологии Академии наук Республики Узбекистан.
Мы обратились с вопросами к организатору этого семинара академику АН РУз, профессору Э.Ртвеладзе.
- Эдвард Васильевич, какова была цель организации семинара!
- Наша задача состояла в том, чтобы показать историю и культуру Средней Азии и Индии в домусульманский период в их взаимосвязи. Указанная проблема в таких широких тематическом и хронологическом аспектах прежде не ставилась. Этот семинар пока единственный в своем роде, аналогов ему нет во всем мире.
- Кто принял участие в столь представительном научном собрании!
- На семинар был приглашен широкий круг ученых из Москвы (Г.Кошеленко, В.Вертоградова, Б.Ставиский и т.д.), Санкт-Петербурга (Т.Зеймаль), Казахстана (К.Байпаков), Кыргызстана (В.Горячева), Таджикистана (Г.Майтдинова), Туркменистана (А.Губаев), Узбекистана (Т.Ширинов, А.Сагдуллаев, М.Филанович, Ю.Буряков, В.Ягодин, Б.Тургунов и т.д.), занимающихся вопросами историко-культурных связей Средней Азии и Индии. С докладом “Индия и Центральная Азия в кушанский период выступил приглашенный из Индии специалист в области кушанской истории и культуры Б.Мукерджи. Свои доклады на семинар прислали Б.Литвинский, В.Лившиц, В.Массой.
- Судя по докладам участников, семинар носил преимущественно общеисторический характер. Насколько широко освещались в докладах вопросы художественной культуры? Что наиболее важное и интересное Вы хотели бы отметить в этой области?
- Семинар был задуман так, чтобы осветить все стороны исторических и культурных связей. Структурно он подразделялся на три блока.
Первый охватывал вопросы древнейших связей в эпоху бронзы (II-III тыс. до н.э.): связи Средней Азии с хараппской цивилизацией Индии, погибшей под давлением индоарийских племен; движение индоариев через Среднюю Азию.
Второй блок включал вопросы истории и пути взаимодействия Средней Азии и Индии в эпоху античности, в том числе и в художественной культуре. Последний вопрос был обстоятельно рассмотрен в докладе Г.Пугаченковой “Роль эллинизма как одного из связующих звеньев художественной культуры Средней Азии и Индии (первые века до и после н.э.)”. Поэтапно и всеобъемлюще показано взаимодействие в области художественной культуры в докладе Б.Литвинского “Индия и Центральная Азия – домусульманский период”. Третий блок вопросов целиком был посвящен буддизму Средней Азии. Рас смотрен целый спектр художественной культуры буддизма: скульптура, терракотовая пластика, архитектура. Так что художественная культура на семинаре не была обойдена вниманием.
- Существует мнение, что Средняя Азия была ретранслятором буддизма из Индии на Аальний Восток, особенно в Китай. Что нового об этом говорилось на семинаре?
В настоящее время имеется много новых данных о роли выходцев из Средней Азии в распространении духовных и художественных идей на Дальний Восток. В частности, сейчас мною издана статья “Проповедники буддизма из стран Трансоксианы в Китае”, в которой приводятся сведения о 15 буддийских монахах из Парфии, Бактрии, Тохаристана, Согда, сыгравших весьма существенную роль в создании буддийских школ в Китае. Они были первыми переводчиками буддийских сочинений на китайский язык, возводили монастыри в древней столице Китая Чаньане, на юго-востоке Китая и в Восточном Туркестане, а знаменитый буддийский монах из Согда Кан-Сен даже обратил в буддизм самого китайского императора. Археологические открытия в Средней Азии и Восточном Туркестане свидетельствуют о большом влиянии, которое оказывали буддийское искусство и архитектура на развитие многих видов искусств в Сериндии (древнее название Восточного Туркестана). Материалы этой конференции будут подготовлены и изданы на русском и английском языках.