В 2000 г. в Узбекистане по решению ЮНЕСКО отмечают 545-летний юбилей выдающегося художника Востока Камалиддина Бехзада. В рамках юбилейных мероприятий в Ташкенте состоится Международная конференция и выставка работ художников-миниатюристов, открытие Национального музея миниатюры им. К.Бехзада. В преддверии этих событий редакция начинает публикацию материалов о книжной миниатюре.
В истории культуры средневекового Востока рукописная книга занимала особое место. Отношение к ней как к сакральному творению было обусловлено главенствующей ролью Корана, которую он играл в системе религиозных ценностей. Учебные, философские и богословские трактаты, исторические хроники и поэтические сборники заполняли библиотеки правителей и меценатов, медресе и гражданских учреждений, провозглашая гуманистические и просветительские ценности исламской культуры.
Рукописная книга стала настоящим произведением искусства, вобрав в себя мастерство каллиграфа и художника-миниатюриста. Освященные культурной традицией, каллиграфия и миниатюрная живопись стали ведущими видами искусств мусульманского Востока и достигли высот художественного совершенства. Калам – перо – традиционно относили к одному из атрибутов пророка Мухаммада, вследствие чего все правители считали своим долгом владеть искусством каллиграфии.
Миниатюрная живопись стала поистине драгоценным украшением манускриптов. Она не только дополняла и иллюстрировала текст произведения, но вбирала в себя весь спектр религиозно-философских, социальных и эстетических представлений эпохи. Наиболее ранние памятники миниатюрной живописи датируются XI в., но расцвет этого вида искусства приходится на XV-XVII вв. Крупнейшие школы миниатюрной живописи – Шираз, Тебриз, Герат, Самарканд, Бухара – оставили в наследство замечательные образцы рукописной книги, ставшие выражением удивительного таланта мастеров, творивших в придворных китабхана под патронажем просвещенных правителей.
С распространением на Востоке литографирования, а затем и наборных тиражных изданий рукописная книга исчезает, но интерес к искусству каллиграфии и миниатюры не ослабевает. Они становятся объектом глубокого изучения во всем мире.
Пристальное внимание исследователей и художников к миниатюрной живописи в определенной степени способствовало и возрождению самой рукописной книги как символа нетленности национальных культурных ценностей. После долгих лет забвения вновь восстановлены традиции ее изготовления. Об этом мы решили побеседовать с художником-миниатюристом, академиком Академии художеств Узбекистана Шомахмудом Мухамеджановым, поставившим перед собой цель воссоздать это уникальное творение средневековых мастеров.
– С чего началось Ваше увлечение искусством книги?
- Любовь к старинным книгам у меня зародилась в детстве. Мой отец был знатоком и поклонником восточной поэзии и фольклора. Нарисованная по его просьбе миниатюра, изображающая сцену детской дружбы между Навои и его другом и будущим правителем Султаном Хусейном Байкарой, определила мой жизненный путь. В годы учебы в художественном училище интерес к искусству книги и миниатюре в частности приобрел профессиональную направленность.
- Рукописная книга – наследие средневековья, ее возрождение невозможно без восстановления старинных технологий…
- Действительно, чтобы познать это искусство, мало быть только художником. В средние века над рукописной книгой работали мастера узкой специализации. Мастер-когозгар изготовлял и подбирал бумагу, каллиграф наносил текст, позолотчик-музаххиб украшал страницы золотым набрызгом и изящным орнаментом, художник создавал миниатюры, наконец, книгу “одевали” в переплет… Я поставил перед собой цель восстановить весь процесс создания рукописной книги – от производства бумаги до написания миниатюр.
Весь цикл изготовления кустарной бумаги мне пришлось осваивать опытным путем, по крупицам собирая скупую информацию из средневековых письменных источников, а также используя опыт мастеров Китая, Индии, Японии, где еще сохранились традиции производства бумаги. В Узбекистане же традиции ее изготовления были забыты, несмотря на то, что несколько веков назад самаркандская бумага славилась во всем мире, а в Коканде ее производили вплоть до XIX в. Бумагу для работы готовлю заранее – за месяц работы удается сделать от 20 до 50 листов, затем приступаю к созданию миниатюр.
Много времени уходит и на изготовление по старинным рецептам красок. Это сложный процесс, где главное – время и выдержка. Чтобы добиться наибольшего колористического эффекта, использую также сусальное золото и серебро.
Особо важны для миниатюриста кисти. Средневековые мастера пользовались кистями, позволявшими рисовать тончайшие линии, без которых миниатюра немыслима. При изготовлении своих кистей я использую ворс белки.
Как и художники средневековья, я работаю над иллюстрациями к литературным произведениям и отдельными, самостоятельными работами, прежде всего портретами. Создание миниатюры – длительный и кропотливый процесс. С годами понимаешь, что наспех сделанная работа, пусть даже замечательная во всех отношениях, не приносит удовлетворения. В среднем на одну миниатюру уходит до шести месяцев, в особых случаях – год. На портреты – неделя. Сюжеты миниатюр – авторские вариации канонических сцен.
Работать над каждой миниатюрой или каллиграфической надписью приходится долго и упорно, чтобы добиться той текучести линии, которая с легкостью давалась великим мастерам. Главное в работе – чистота помыслов. Я сажусь за лист бумаги по утрам, на свежую голову, поскольку необходимо сконцентрировать внимание на мельчайших деталях фигур.
Две книги от начала до конца сделал сам. Это книга по произведениям Навои, ныне хранится в Токио, и книга “Калила и Димна”, ныне находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
- Что важно при создании миниатюры – соблюдение канона или поиск новаций?
- Миниатюра – искусство каноническое, вместе с тем здесь всегда были допустимы и необходимы авторский подход и новые решения. Именно они определяли творческий почерк ведущих мастеров и способствовали совершенствованию миниатюрной живописи. Невозможно сказать нового слова в искусстве миниатюры, не освоив творческого вклада великих предшественников. Поэтому много времени я уделяю изучению истории этого вида искусства, особенностям творческой манеры различных школ. Синтез канона и авторского начала является залогом развития современной миниатюры.
При создании композиции придерживаюсь классических схем, введенных еще Бехзадом, – именно он предложил расстановку фигур персонажей по кругу, треугольнику, эллипсу и диагонали, добиваясь иллюзорной объемности, подчиненности рисунка определенному ритму. В миниатюре важно суметь выстроить действие. При этом особый смысл заключает в себе расстановка персонажей. Так, в миниатюре “Художник Мани, преподносящий рисунок царю Бахрам Гуру” я строил многофигурную композицию по эллипсу, причем расстановка персонажей зрительно подводила к главному герою листа. Б классической теме “Бахрам Гур на охоте” меня, наоборот, привлекла крупнофигурная композиция, в которой на первый план выходит личность человека, что более характерно для европейской живописи.
- За внешней красивостью миниатюры всегда скрывался совершенно неожиданный и интересный внутренний мир. Художники-миниатюристы были представителями придворной духовной элиты, в своих работах они стремились передать идею мировой гармонии, взаимосвязи всего сущегомежду собой… Насколько важна для Вас эта заимосвязь внешнего, зримого и скрытого философского содержания?
- Действительно, миниатюра всегда содержала в себе тайну, была рассчитана на истолкование… Сегодняшний зритель подчас воспринимает ее лишь как красивую картинку, для автора же главное – всеми возможными средствами – композицией, цветом, атрибутами – передать идею работы. В сложной многофигурной композиции нет ни одной детали, которая не несла бы определенной смысловой нагрузки. Язык символов и метафор в миниатюрной живописи каноничен. Здесь всегда весна, цветение природы, призванное подчеркнуть красоту созданного богом мира; расписанное золотом небо – символ нисходящего на землю божественного света. Я создаю образы, на которые “работает” каждая деталь композиции – животные, птицы, деревья, пейзаж в целом… Вообще в миниатюре, особенно при атрибуции средневековых произведений, большое внимание уделяется одежде, головным уборам, обуви… Так, в иранской миниатюре персонажи изображены в обувь разного цвета, в суннитской Средней Азии были допустимы только красный и черный цвета.
- Недавно Вы вернулись из поездки в Иран. Какова была ее цель?
- В Институте востоковедения АН Узбекистана уже много лет я занимаюсь реставрацией миниатюры. Благодаря этому я и был приглашен в Иран библиотекой Мараши, где на протяжении четырех месяцев делился с ее сотрудниками опытом реставрационной работы, секретами изготовления бумаги и красок. Вместе с тем многое перенял и у них, в частности, как использовать современную технику в процессе реставрации.
- Каким Вам видится будущее рукописной книги? Какое внимание ей уделяют в других странах?
- С выставками своих работ мне довелось побывать в Германии, Иране и США, и всегда я с удовлетворением замечал, что интерес к книжной миниатюре за рубежом огромен. Сегодня лучше всего, на мой взгляд, сохранились традиции этого искусства в Индии, где потомственные мастера работают с соблюдением всех средневековых правил. В Иране большое внимание уделяют реставрации старинных рукописей с использованием современной лазерной технологии.
Любопытно, что даже в Америке придают большое значение миниатюре – там работают выходцы из стран Востока. Моя поездка также стала следствием этого интереса – мои работы экспонировались в музее Метрополитен и музее Рериха в Нью-Йорке, музее Винг-Лкж в Сиэтле.
В Узбекистане в последние два десятилетия было немало сделано для возрождения традиций миниатюры, и это уже отрадно. В период Независимости широкое развитие получила лаковая миниатюра, миниатюра на бумаге, но до сих пор никто не работал над созданием рукописной книги в целом. Создание в Ташкенте музея истории миниатюры им. Бехзада и при нем творческой лаборатории по производству бумаги – залог дальнейшего развития этого удивительного искусства, символа высокой духовности нашего народа.
Материал подготовила Эльмира Гюль