В потоке выставок современного отечественного искусства, проходивших в Ташкенте в последнее десятилетие, выставки с участием Тимура Ахмедова оставили заметный след в душе и зрителей, и профессионалов. Во-первых, сама живопись Ахмедова очень запоминающаяся, она обладает специфическим художественным языком и определенным магнетизмом, вовлекающим в “общение” с собою. Во-вторых, выставки, о которых идет речь, являлись своеобразным отражением творческой позиции художников и становились яркими заметными акциями.
Тимур Ахмедов принадлежит к тому поколению художников Узбекистана, которые на рубеже 80-90-х годов, с самого начала своей творческой деятельности стали активно выставляться. Этот период отличается появлением объединений, сообществ, групп близких по духу людей, которые занимали свою “художественную нишу”. Результатом творческих диалогов Т.Ахмедова и его соратников стали выставки: “Территория мифов” в 1991 г. в театре “Ильхом”, “Типовой проект” в 1994 г. в Доме кинематографистов, “Кашмир” в 1998 г. в Музее прикладного искусства. В основу этих выставок не были положены глубокомысленные теоретические концепции, они задумывались как акции с обобщенным замыслом, “действа” с зачастую нерегулируемым результатом, как театр для себя и других.
Творческая манера молодого художника четко определилась уже в ранних его произведениях. И какие бы изменения ни обозначались в творчестве Ахмедова, его стиль сохранял специфику собственного изобразительного языка.
Художник мыслит чисто живописными категориями – цвет, его разработка играют в картинах главенствующую роль. Он создает богатые оттенками цветовые сочетания, где границы зачастую стерты и воспринимаются лишь колористические рефлексы. Взаимоотношения рефлексов цвета и дробной фактуры создают иллюзию движения, потому что образы или предметы, “помещенные” художником в эту среду, подчеркнуто статичны. В композиции обычно это одна-две фигуры, “зависающие” в пространстве, реальность которого ничем не обозначена – отсутствует какое-либо конкретное действие, оно лишь намечено выразительной позой или жестом. Художник поселяет своих героев в придуманную им самим декорацию, которая отвечает состоянию и характеру образа. В его картинах наблюдается своеобразное сочетание абстрактного и предметного начал, нервного пульса и покоя, романтичности и гротеска.
Творчество Тимура Ахмедова можно соотнести с философско-созерцательным направлением художественной мысли, которое стало специфическим для искусства Узбекистана. Художники этого направления не только размышляют над сферами бытия, но и выражают такие состояния и духовные процессы, как медитация, молитва, духовное озарение и пр., обращаются к восточным философиям и религиям. Ахмедову в его произведениях важно прежде всего не действие, а внутреннее состояние героя. Традиции восточных философий художник использует не только во внешнем живописно-пластическом проявлении, но и в передаче углубленного образно-погруженного состояния. В этой связи выделяется специфическая жанровая форма – картина-образ. Таковы работы “Кришна, дары приносящий”, “Святой Герман, постигший в Кашмире мудрость”, “Птицы”, “Игра”.
Т.Ахмедов создал вереницу своеобразных портретов (серия “Пока несут сакэ” и др.), которые свидетельствуют о некотором парадоксе жанра. Художник отказывается от индивидуально-личностных качеств персонажей, в частности, женских, его привлекает создание обобщенного образа.
Интересен взгляд художника на натуру в натюрмортах. Он прибегает к примитивизму и создает утрированно плоскостные изображения. Предметы лишены материальной осязаемости, им придаются черты облегченности, невесомости, подчеркивается декоративное изящество.
В живописи Ахмедова проявилось тяготение к игре с формой и натурой. С чувством иронии и одновременно с искренним любованием выписаны женские головки, полупризрачные фигурки, ярко раскрашенная лошадка в клеточку под названием “Лошадь святого Германа, несущая инструмент к берегам святой Индии”. Использование почти во всех работах геометрического мотива цветных кубиков, создающего в картинах эффект монотематизма, стало для художника интересным живописным приемом, приобретшим значение универсального орнамента.
Живописи Тимура Ахмедова свойственны изысканность формотворчества, утонченная декоративность колористического воплощения, искренность чувства и ироничность, легкая усмешка. Эти черты в совокупности и составили особый стиль его живописи. На счету Ахмедова целый ряд зарубежных выставок: в 1994 г. – “Мастера образа Узбекистана” в Лондоне, там же в 1999 г. – выставка в галерее Filipp, 2 марта 2000 г. в Лондоне открылась выставка в галерее Peace & Colour, на которой также представлены его работы. Кроме того, он постоянный участник ежегодных выставок узбекистанских художников в Москве в ЦДХ от галереи “Мастер”.
Несомненным успехом было награждение художника “Гран-при” на международной выставке “Азия-Арт” в 1997 г. в Ташкенте. Наряду с высоким художническим мастерством членами жюри были отмечены “…редкий живописный лиризм и искренность” его работ. Множество тюрческих планов определяет дальнейшую работу художника. 10 лет – безусловно, определенный этап в жизни Тимура Ахмедова, и художник волен поразмыслить над его итогами, хотя в духе Тимура Ахмедова было бы уместней остаться верным себе и поиронизировать над солидностью даты.
Елена Шиповская