Традиционные художественные ремесла Узбекистана периода независимости

Issue #2 • 892

Камола Акилова
искусствовед

В системе национальных культурных ценностей традиционные художественные ремесла Узбекистана занимают важное место. Они прошли длительный эволюционный путь, прежде чем обрели элементы художественности, на разных исторических этапах то поднимаясь на высочайший уровень, то испытывая застой и упадок, предавая вечному или временному забвению свои достижения, а затем вновь достигая славы и мощи профессионального расцвета.
В настоящее время в Узбекистане в связи с тенденциями независимого развития актуализировались процессы возрождения национальных духовных ценностей, осмысления национальной культуры, ее идентичности в искусстве. Возвращение подлинной истории и самобытности стало одним из приоритетных направлений государственной политики страны.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан И. Каримова «О мерах по развитию народных художественных ремесел и прикладного искусства» от 31 марта 1997 г. все ремесленники были освобождены от налогов и таможенных пошлин, что стало важным экономическим стимулом для развития этого вида искусства.
За двадцать пять лет независимого развития страны были открыты многочисленные центры ремесел во всех ее областях, созданы льготные условия для мастеров, которые возрождали исчезнувшие виды традиционного художественного ремесла, его локальные центры и школы. Была возобновлена традиционная система обучения «усто-шогирд» и открыто 470 школ «усто-шогирд», в которых обучаются многие юноши и девушки. В целях стимулирования и повышения статуса ремесленников было учреждено почетное звание «Народный мастер Республики Узбекистан», которого уже удостоены 20 мастеров Узбекистана.
В реставрации многочисленных уникальных памятников архитектуры Узбекистана, как страны древней цивилизации и культуры, а также в художественном оформлении таких современных объектов, как Государственный музей истории Темуридов, Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Дворец творчества молодежи и другие архитектурные сооружения, отличающиеся изяществом и яркой красотой, важное место занимает резьба и роспись по ганчу и дереву, выполненная современными мастерами, продолжающими художественные традиции различных школ, в числе которых З. Юсупов, У. Тахиров, М. Каримов, Х. Абдуллаев, А. Сулейманов, М. Усманов, А. Пулатов, М. Рахматов, Х. Мурадов, М. Султанов, Ф. Хамдамов, А. Самадов, Р. Ибадов, Ю. Одилов, Б. Бобомурадов, А. Нажмиев, А. Гойибов, Б. Якубов, О. Бабаджанов, О. Якубов и др.
Художественная роспись наккошлик – также широко распространенный вид народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Среди художественных традиций орнаментальной росписи Узбекистана такие, как гармоничное сочетание характера орнаментального декора с материалом, формой и назначением декорируемого предмета. Орнаментальная роспись по ганчу и дереву остается наиболее ведущим видом народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана. В числе известных ее мастеров, продолжающих и совершенствующих традиции локальных школ, А. Ильхамов, C. Хакимов, Р. Шаякубов, А. Акпаров, А. Мухитдинов, А. Хусаинов, М. Хусаинов, М.Эралиев, Р. Захидов, З. Салиев, О. Якубов, Э. Сапаев и др.
Искусство резьбы по дереву, являясь частью центральноазиатского художественного наследия, восходит к глубокой древности. Оно вобрало в себя обширный круг предметов – от мебели до мелкой домашней утвари. Современные мастера резьбы по дереву используют в работе местные породы дерева: чинар, карагач, орех, арча, тут, урюк, тополь, тал, груша, айва, джида, отличающиеся разнообразием текстуры и рисунка. При оформлении бытовых предметов, мебели и музыкальных инструментов используется орнаментальная резьба, роспись и инкрустация.
Современные узбекские мастера резьбы по дереву в Ташкенте, Хорезме, Самарканде, Бухаре, Коканде, Андижане сохраняют и развивают лучшие традиции этого вида ремесла. Достойными преемниками традиционной резьбы по дереву являются О. Файзуллаев, А. Азларов, С. Рахматуллаев, Г. Юлдашев, А. Абдурахманов, Б. Ганиев, З. Исамухамедов, М. Асадов, Н. Сахибназаров, Ф. Джуманазаров и др.
Один из древнейших видов художественного ремесла узбекского народа – традиционная керамика, прошедшая долгий и сложный путь развития, периоды расцвета и упадка локальных центров, обогащения и изменения художественной традиции. Город Риштан в Ферганской долине – один из центров бело-голубой керамики в Узбекистане. Важное место в технологии изделий занимает традиционная земельно-щелочная прозрачная глазурь, образный эффект которой усиливается с помощью ишкоровой поливы. Ассортимент керамических изделий Риштана – это шокаса, дукки каса, миена товок, норин товок, ляганы, вазы. Среди орнаментальных мотивов изделий риштанской керамики растительные и геометрические узоры, а также мотивы предметного мира. Традиции бело-голубой керамики сохраняются и в таких центрах нашей страны, как Гурумсарай, Андижан, Хорезм. Изделия мастеров керамики Хорезма уникальны в силу специфики орнаментальных мотивов, связанных с орнаментом памятников средневекового зодчества Хивы.
Типичный образец производства желто-коричневой керамики – Гиждуван, также сохраняющий специфику технологии изготовления керамических изделий с использованием свинцовой глазури, толстый слой которой усиливает яркость и сочность красок. При обжиге большинство подглазурных красок сливается, контуры расплываются. Отсюда – своеобразие живописной орнаментики гиждуванских изделий.
Работы современных самаркандских керамистов отличает единый стиль, слагающийся из таких составных элементов, как небольшие в основном формы традиционных изделий, специфический колорит, система варьируемых изобразительно-орнаментальных мотивов. Этот стиль позволяет говорить о развитии традиционной самаркандской керамики, скорее, как одного из направлений данной локальной школы, поскольку наряду с этим направлением развивается и неполивная терракотовая керамика.
В числе уникальных мастеров-керамистов республики А. и А. Рахимовы (Ташкент), Ш. Юсупов, А. Назиров, Р. Усманов (Риштан), М. Абдувахобов (Андижан), В. Буваев (Гурумсарай), А. и А. Назрулаевы (Гиждуван), Н. Аблакулов (Ургут), О. Матчанов (Хорезм), Ш. Азимов, Х. Исматуллаев (Самарканд) и др.
Мелкая пластика, или народная игрушка, в своих истоках восходит к лепной игрушке и коропластике Центральной Азии эпохи древности и средневековья. На протяжении тысячелетий она воплощала образы и мотивы мифов, легенд, фольклора народов региона. Одна из локальных школ народной игрушки Узбекистана ХХ в. – селение Уба близ города Вабкент Бухарской области. Эта школа длительное время была представлена игрушками таких известных мастеров, как Ф. Сагдуллаев и Х. Рахимова, традиции которых сейчас продолжает мастерица К. Бабаева.
Продолжает искусство мелкой пластики самар-кандская школа мастеров, основатель которой – знаменитый мастер У. Джуракулов, творческие поиски которого развивают и совершенствуют его ученики. Интересны терракотовые игрушки Х. Хакбердыева, декоративные композиции самаркандских мастеров-керамистов третьего поколения – З. и И. Мухтаровых, И. Вахиди, Дж. Эгамбердыева и др., которые, сохраняя художественные принципы мастеров предыдущего поколения, расширяют тематический диапазон.
Один из видов народного искусства, сохраняющих традиции мусульманского искусства, – художественная чеканка, яркий современный представитель которой – М. Мадалиев, демонстрирующий традиции маргиланской чеканки. Традиции художественной чеканки Ферганской долины сохраняют мастера К. Фозилов, Р. Мирзаахмедов, С. Ахмадалиев, З. Гафуров, бухарской школы – ученики знаменитого мастера Салимджона Хамидова Д. Халимова, Г. Рахматова, У. Алиев, С. Мухсинов, Т. Касымов, М. Ахмедов, Р. Рузиев.
Небольшая своеобразная отрасль художественной обработки металла в Узбекистане – искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют «гулдор пичок» – нарядный, разукрашенный нож. В числе старинных центров по производству художественных ножей Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезме.
Возрождены за годы независимости многие забытые традиции ювелирного искусства Узбекистана, современные центры которого – города Ташкент, Маргилан, Самарканд, Бухара, Сурхандарья. Их мастера-ювелиры возрождают художественные традиции ювелирного искусства Центральной Азии Х1Х-ХХ вв., закрепленные в различных локальных школах. Красота и богатство форм традиционных ювелирных украшений Центральной Азии, дошедших до нас из глубины веков, помогают работать в традиционном направлении таким современным мастерам-ювелирам, как Ф. и М. Дадамухамедовы, Ф. Талипов, Г. Юлдашева (Ташкент), Х. и Я. Абдужаббаровы (Маргилан), мастерица А. Ахмедова (Коканд), М. Магрупов, Ш. Рузимурадов, Б. Хайдаров (Самарканд) и др., которые владеют разнообразными техническими приемами: филигрань, тиснение, ковка, зернь, чернение, золочение, витье, литье, гравировка, босма.
Процессы возрождения и развития традиционной культуры, повышение социального статуса народных мастеров в период независимости нашли своеобразное отражение и в ручном ткачестве Маргилана, современные ткачи которого изготовляют ткани шириной 42 – 65 см, стараясь приблизиться хотя бы к образцам начала ХХ в. В современных абровых тканях Маргилана мастера используют такие красители, как «анор пусти» (гранатная корка), «тухумак» (цветы софоры японской), «руян» (марена), а также шелуху лука, орех. При этом цвета, получаемые из натуральных и искусственных красителей, варьируются в больших пределах и сочетаниях.
В орнаментально-декоративном оформлении современных маргиланских тканей используются традиционные мотивы ХVIII – ХIХ вв. («тарок» – гребень, «урок» – серп, «коса-гуль» – узор чаши, «ногора» – барабан, «чакрим» – эхо, «илон изи» – след змеи, «шоти капа» – стрельчатый узор) и новые изобразительные мотивы «Хосиятхон», «Гульнора», «Бахор», «Мустакиллик», «Амир Темур», «Навруз капалаги» – «Бабочка Навруза», «Кремль», «Галаба» – «Победа», «Фаргона дарвозаси» – «Ферганские ворота». Современные мастера Маргилана используют традиции ручного ткачества не только Ферганской долины, но также Бухарской и Самаркандской школ.
В числе мастеров ручного ткачества современного Узбекистана – творческая группа предприятия «Едгорлик». Это маргиланские мастера Д. Умаралиев и Р. Мирзаахмедов, наманганские К. Ахраров, С. Икрамов, Б. Тургунов, С. Тухтабаев и др.
Многие столетия насчитывает история традиционной вышивки Узбекистана, – одного из наиболее популярных видов художественного ремесла. В числе современных мастериц, сохраняющих древние традиции локальных школ вышивки, – М. Касымбаева (Ташкент), А. Нурумбетова, Б. Абдураззакова, Р. Атамуратова (Нукус), Г. Сарыева, Г. Адылова (Шахрисабз), З. Аблобердыева (Бухарская область), Д. Нарзуллаева (Гиждуван), Р. Туракулова (Навои), Ф. Саъдуллаева (Ургенч) и др.
Широкораспространенным видом традиционной вышивки в годы независимости является золотое шитье, которое, кроме исторически сложившегося центра в Бухаре, активно развивается во многих других городах республики. Традиции этого вида искусства сохраняют и продолжают такие мастера, как Б. Джумаев, Н. Султанов (Бухара), Х. Иноятова (Самарканд), Г. Примкулова (Карши) и др.
Народы, населяющие нынешнюю территорию Узбекистана, занимались изготовлением набивных тканей. В годы независимости Абдурашид Рахимов, потомок бухарских мастеров в пятом поколении, возродил искусство многоцветной набойки. Чуть позже возобновилось производство набойки по старинной технологии в Самарканде, Маргилане и Андижане. Одна из современных мастериц набойки – Малика Хабибова (Бухара).
Ковроделие Узбекистана изначально определялось скотоводческим типом хозяйствования, сконцентрированным в отдаленных от городов областях. Традиции кочевой культуры сформировали его специфичную поэтику, проявляющуюся в геометризованном художественном стиле, системе астральных, тотемных и зооморфных мотивов.
Современные кашкадарьинские ковровщицы, сохраняющие традиции локального центра, – С. Кулдошева, О. Муминова, К. Батырова, О. Интикова и Б. Лулиева. Традиционно они изготовляют паласы араби, реже – узорные паласы киз гилям, хурджины, небольшие мешочки, используя при этом такие технические приемы, как обычное плетение, паласное ткачество кохма, узорное ткачество терме, гаджари, ворсовое ткачество.
К числу практически возрожденных видов ремесел относится изготовление кукол. Наряженные в национальные костюмы, они стали традиционным узбекским сувениром, который можно использовать как интересную, яркую деталь интерьера. Известные мастера кукол М. Курязов (Хорезм), мастерица М. Аллабергенова (Каракалпакстан) и Н. Ахмедова (Ташкент) и др.
Ассоциация ремесленников «Мерос», возглавляемая известным мастером З. Мухтаровым, возродила древнее искусство изготовления самаркандской шелковой бумаги, которая производится в кишлаке Кони Чил Самаркандской области. Водяная мельница Ассоциации ремесленников «Мерос» построена именно на том месте, где 300 лет назад изготавливалась самаркандская шелковая бумага.
На современном этапе развития Узбекистана искусство миниатюры стало художественно-стилистическим направлением, вбирающим в себя лаковую миниатюру, настенную роспись, миниатюру на бумаге, ткани, коже.
В художественном оформлении изделий из папье-маше существуют две тенденции: орнаментально-декоративная и изобразительная на основе традиций средневековой миниатюры. Так, орнаментальные композиции Н. Цой, И. Аскарходжаева, Э. Саидалиева, З. Хакимова, Р. Тохтаева, А. Юлдашева строятся на сочетаниях стилизованного геометрического и растительного орнамента, представляя собой стилистическое единство больше с орнаментальной росписью при доминирующей тенденции изобразительного начала.
За двадцать лет в узбекской миниатюрной живописи определились тематические пристрастия, расширился круг художников. Первая волна миниатюристов (Ш. Мухамеджанов, Н. Холматов, Г. Камолов, Т. Балтабаев, А. Юлдашев и др.) в большинстве случаев отдавала предпочтение иллюстрации конкретных литературных сюжетов классической поэзии Востока, узбекских народных сказок («Газели», поэмы «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» А. Навои, «Шах-наме» Фирдоуси и т.д.). Миниатюристы, условно говоря, «второй волны» (Б. Юлдашев, У. Касымов, Ф. Рахматуллаев, Ш. Шоахмедов, М. Пулатов и др.), обращаясь в той или иной степени к литературным средневековым источникам, все же предпочтение отдают созданию свободных композиций по их мотивам даже при отсутствии «привязки» к конкретному литературному сюжету, сохраняя стилистику средневековой миниатюры, ее образы и мотивы.
Славятся своей древней историей узбекские традиционные музыкальные инструменты, при изготовлении которых большую роль играет правильный выбор древесины (чинара, тутовник, орех, урюк). Древние традиции изготовления и художественного оформления музыкальных инструментов сохраняют современные мастера А. Мадраимов, А. Отарбаев.
Важно отметить, что традиционные ремесла Узбекистана – «живое наследие», функционирующее в жизни современного социума. Это наследие обязано конкретным мастерам, которые, совершая «трансмиссию художественного опыта», из поколения в поколение сохраняют национальное искусство. Колоссальный опыт возрождения, сохранения и развития традиционных художественных ремесел в Узбекистане, накопленный за двадцать пять лет независимости, может служить ярким примером для стран ближнего и дальнего зарубежья.

Pin It

Comments are closed.