Камола Акилова,
искусствовед
Дизайн охватывает все сферы жизнедеятельности человека: архитектуру и ландшафт, интерьер и одежду, предметы и экспозиции и т.д. и т.п. Он становится не просто определенным видом художественного творчества, а образом жизни, мировоззрением и критерием эстетического вкуса общества. Каково состояние дизайна в Узбекистане? На недавно проведенном круглом столе, посвященном проблемам дизайна, один из известных ученых нашей страны выразил сомнение, а существует ли дизайн в нашей стране? В данной статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Дизайн как теоретическая проблема
Классическим является мнение о том, что дизайн как сфера художественного творчества сложился в конце ХIХ в. в Великобритании, в которой на тот момент бурно развивалось индустриальное производство, тесно связанное с развитием капиталистических отношений, стремительным развитием промышленности, активизацией рыночных отношений, необходимостью продвижения товара на рынке. Другим расхожим мнением, даже в среде специалистов, является то, что дизайн всегда существовал чуть ли не с древности, найдя свое воплощение в традиционной культуре.
Поводом для имеющих место противоречивых точек зрения на предмет и объект дизайна послужила «размытость» самого термина «дизайн», о чем еще в 1970-е гг. отмечал В. Л. Глазычев (1). Томас Мальдонадо понимал дизайн как специфическое художественное творчество, основанное на строгой научной методологии (2). И, наверное, неслучайно Г. Н. Лола писал: «Удивительно, что до сих пор нет общей теории дизайна» (3).
В конце ХХ – начале ХХI в. актуализировались проблемы теории и практики дизайна, которые на сегодняшний день представляют собой сферу достаточно развитую, разветвленную, динамично развивающуюся. На протяжении многих десятилетий теория дизайна создавалась и изучалась западноевропейскими и американскими исследователями (4). Обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе история и теория европейского и американского дизайна в достаточной степени изучена, исследовано творчество школ дизайна. Именно европейские исследователи ввели понятие «философия дизайна». По мнению Томаса Мальдонадо, «различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир» (5).
Большой вклад в развитие теории дизайна внесли российские исследователи (6), которые все его виды классифицировали на: 1) дизайн как предметное творчество; 2) дизайн предметно-пространственной среды; 3) дизайн в информационной среде. В их трудах дизайн выступает как явление, связанное с культурой и цивилизацией и является материальным носителем стиля и образа жизни, несущим в себе определенные культурные смыслы (7).
В современном понимании дизайн – это проектная культура, особенности которой – образность, системность, инновационность. Он требует профессионального совмещения образного и системного начал и вносит в реальность новые социокультурные смыслы.
В годы независимости на постсоветском пространстве проблемы дизайна также актуализировались в ряде искусствоведческих школ. В частности, в Азербайджане был проведен ряд научных исследований в области теории дизайна (8). Так, Э. Алиев считает, что современный дизайн непосредственным образом связан с визуализацией культуры, которая «отражает глубинные процессы смены ее метаязыка, трансформации всего множества картин мира – национальных, социальных, научных, художественных» (9, с. 3). По мнению автора, дизайн – это вид искусства, заполнивший собой культурное пространство постмодерна, это отражение западной картины мира, воплощающее ее архетипы на поздней стадии развития европейской культуры. Безусловно, дизайн, помимо художественной образности, которой он обладает, рассчитан на определенный уровень, стандарт потребления, или, иначе – культуру потребления. Категория формы – центральная при создании картины дизайна (9 ,с. 124 – 125 ).
Хотелось бы отметить, что дизайн в ХХ-ХХI вв. во всем мире – динамично развивающееся явление с научно обоснованной теорией, различными школами и концепциями, направлениями и персоналиями. Он занял свое достойное место в науке и в жизни социума и в его сознании
Дизайн в Узбекистане в XX в.
Многие теоретические положения, изложенные в научных трудах по дизайну в Узбекистане в ХХ в., позволяют в совершенно другом ракурсе рассмотреть проблему дизайна в Узбекистане, художественная культура которого представляет собой уникальное явление, синтезирующее традиции прошлого и инновации будущего, глубину рафинированной восточной культуры и широту динамично развивающейся европейской культуры.
Дореволюционный период развития художественной культуры в Узбекистане, на наш взгляд, не позволяет говорить о дизайне как особом виде художественного творчества. Вхождение региона в Российскую империю, включение его в орбиту капиталистических отношений способствовало изменению жизни общества, внесению перемен в традиционный уклад его жизни, в культуру, искусство. Особенно это находило отражение в европейской части городов Узбекистана, в которых появлялись новые транспортные средства, промышленные предприятия, банки, типографии, магазины, фотоателье, школы, гимназии и др. Все эти новшества носили европейский характер, а вернее, стиль русской культуры конца ХIХ – начала ХХ в. Это проявлялось не только в облике архитектурных сооружений, но и в стиле одежды, в промышленных товарах, наводнивших местный рынок, фотоснимках, первых вывесках, в печатной продукции. Скорее всего, это были зарождающиеся зачатки дизайна во всей Российской империи, когда рынок стал нуждаться в рекламе, а реклама требовала соответствующего художественного исполнения, причем не живописи или графики в привычном понимании, а дизайна.
Сложная социально-политическая и экономическая ситуация в 1920-1950-е гг. особо не благоприятствовала развитию дизайна. Гражданская война, голод, разруха, репрессии, вторая мировая война, восстановление народного хозяйства в послевоенные годы, акцент на развитие тяжелой промышленности – все это представляло иную систему координат, в которой было просто не до дизайна. Тем не менее в этот период большое внимание уделялось работе с населением. Искусство в этом процессе играло особую роль. В его пропаганде в 1920-1930-е гг. принимали участие такие, ставшие впоследствии известными, художники, как Л. Бурэ, О. Тате-восян, Г. Никитин, А. Николаев (Усто-Мумин), В. Еремян, И. Казаков, И. Икрамов, С. Мальт, Б. Жуков и др. Именно их усилиями создавалась почва для развития графического дизайна в будущем.
Традиционная узбекская одежда в 1920-1930-е гг., хотя и медленно, но приспосабливалась к новым условиям, особенностям эпохи. Появление в ассортименте новых видов одежды, отсутствие декоративных излишеств, украшений, отказ вначале от платка поверх тюбетейки, а в последующие десятилетия – и от самой тюбетейки, использование промышленных тканей, готовых изделий постепенно стало доминирующей тенденцией в развитии одежды данного периода.
1930-1940-е гг. – период создания фундамента легкой промышленности. С 1930-х гг. швейная промышленность стала удовлетворять массовые потребности людей. Все больше стала распространяться европейская одежда, зачастую ее элементы стали сочетаться с национальной одеждой, хотя, к сожалению, терялась цельность, историчность, духовность и содержательность, свойственные историческому костюму. Но тогда это был резонанс на изменившиеся условия и ритм жизни, преимущество массового фабричного швейного производства перед кустарным.
В 1940-1950-е гг. в дизайне одежды сохраняются две тенденции: европейская: приталенный пиджак с прямыми плечами, широкие брюки в мужской одежде; в женской – расклешенная юбка, свободный отрезной лиф, обилие украшающих деталей и т.д., и национальная одежда. Причем в отдаленных областях сохранялись даже виды традиционной одежды рубежа ХIХ-ХХ вв. В 1959 г. в Ташкенте открывается Дом моделей одежды, ознаменовавший формирование профессионального искусства моделирования.
В 1960-1970-е гг. актуализируются проблемы необходимости насыщения рынка товаром. Приоткрывшийся «железный занавес» раскрывает мир западного перенасыщения товаром, в котором дизайн давно уже занял свои лидирующие позиции. В этот период в Узбекистане на крупных государственных предприятиях налаживается производство мебели, товаров широкого потребления, предметов быта, которые начинают носить приметы нового времени. Широко распространенным становится термин «техническая эстетика и дизайн», охвативший области художественного проектирования изделий текстильной, легкой, машиностроительной, приборостроительной, автомобилестроительной и других видов промышленности. Дизайн во всех его видах начинает развиваться более интенсивно, но пока еще не дает каких-то авторских оригинальных решений.
В 1960-1980-е гг. дизайн одежды в Узбекистане развивается в общем контексте общесоюзного дизайна одежды, основные критерии которой – современность, целесообразность, выявление красоты человеческого тела. Помимо сохранения собственно национальной одежды используются национальные традиции в современном дизайне одежды Узбекистана, что находит выражение в использовании отдельных деталей традиционных форм, применении национальных тканей – бекасабов, банорасов, атласов. Элементы золотого шитья стали применяться в вечерних платьях, ткань атлас обыгрывалась в моделировании современной одежды.
Дизайн в Узбекистане в период независимости
С обретением Республикой Узбекистан независимости дизайн стал одним из популярных видов художественного творчества, чему способствовали развитие рыночных отношений, открытие многочисленных предприятий малого и среднего бизнеса, активизация в налаживании международных культурных связей, информатизация общества. Более того, дизайн вошел в орбиту культурной политики молодого независимого государства, что нашло отражение в постановлениях правительства Узбекистана, посвященных развитию сферы дизайна (10).
Большое внимание дизайну стало уделяться и в сфере художественного образования. В созданном в 1997г. Национальном институте художеств и дизайна имени К. Бехзада был открыт факультет дизайна с кафедрами дизайн одежды и дизайн интерьера. Многие десятилетия дизайнеров для легкой и текстильной промышленности готовит Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности. Подготовку кадров в области дизайна ведет и Ташкентский государственный технический университет имени Абу Райхана Беруни и Ташкентский архитектурно-строительный институт.
В Узбекистане проводятся научные семинары, научно-практические конференции, мастер-классы, тренинги в области дизайна как на республиканском уровне, так и с приглашением зарубежных специалистов. Позитивным является опыт Ташкентского архитектурно-строительного института в области тесного сотрудничества с Версальским университетом (Франция) и Баухаузом (ФРГ), с которыми проводятся ежегодные двусторонние стажировки студентов.
Наиболее развитые виды дизайна в Узбекистане – графический, дизайн одежды, интерьерный и ландшафтный. Проведение фестивалей, конкурсов в области дизайна одежды способствует появлению ряда талантливых модельеров, работающих не только для отечественного рынка, но и демонстрирующих свои коллекции на зарубежных подиумах. Организация различных международных выставок, биеннале, арт-проектов, а также участие узбекских художников в выставках за рубежом актуализировали и проблемы эксподизайна. В связи с развитием малого и среднего бизнеса широкое распространение получил дизайн рекламы.
Интересны дизайнерские проекты в области художественного оформления городской среды. Многие инновационные идеи в эту сферу привносит молодежь, в том числе выпускники Ташкентского архитектурно-строительного института. Проводимые ими выставки демонстрируют обилие интересных, современных идей, связанных с освоением городского пространства. Проблема в другом: нет финансирования для реализации создаваемых проектов. В интерьерном дизайне зачастую участвуют и художники-живописцы, театральные декораторы, как например, заслуженный деятель культуры Б. Исмаилов, и др. В целом практика дизайна в Узбекистане свидетельствует о развитии различных его видов. В настоящее время идет процесс освоения зарубежного опыта, знакомство с достижениями мирового дизайна, ведутся попытки найти собственное решение, поиски индивидуального стиля.
К вопросу о теории дизайна в Узбекистане
Теория дизайна в Узбекистане, однако, заметно отстает, скажем, от других научных школ зарубежных стран, даже на постсоветском пространстве. Для этого были объективные причины: неразвитость сферы дизайна, тиражирование типовых проектов. На наш взгляд, с одной стороны, это связано с недостаточным изучением истории и теории дизайна в высших и средних специальных профильных учебных заведениях. Учащимся и студентам в большей степени прививаются практические навыки в работе над дизайнерскими объектами, но в меньшей степени уделяется внимание собственно философии и концепции дизайна.
С другой стороны, дизайн, и особенно, его теория – это новая сфера для исследователей. Долгие годы вопросы теории дизайна не актуализировались в реестрах исследовательских шифров. «Техническая эстетика и дизайн», так назывался научный паспорт в реестре ВАК. Акцент в нем в основном делался на проблемы конструирования и технологические особенности изделий текстильной, легкой, машиностроительной, приборостроительной, автомобилестроительной и других видов промышленности; графический анализ; статистические методы обработки данных; исследование форм и конструкций изделий (исторических и современных); техническое воплощение результатов исследования. Однако проблемы собственно истории, теории, и в особенности философии дизайна, оставались вне поля зрения исследователей. На сегодняшний день в Узбекистане за небольшим исключением практически отсутствуют фундаментальные исследования по современному дизайну.
Контекст социокультурного развития в Узбекистане актуализировал проблему тщательного научного изучения сферы дизайна. Именно исходя из этого был изменен научный паспорт дизайна в реестре ВАК. В настоящее время вместо «Техническая эстетика и дизайн» он называется «История и теория дизайна». И это не просто изменение названия, а переориентирование исследовательской мысли с конструктивных и технологических проблем на проблемы более широкого порядка, а именно – на изучение исторических этапов в развитии узбекского и зарубежного дизайна, его обширной теоретической проблематики и практики. Объектами данной специальности являются: дизайн архитектурной среды, дизайн одежды, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн рекламы, дизайн мебели, промышленный дизайн, эксподизайн; процессы художественного проектирования, конструирования с учетом эргономических, социологических, психологических, экологических, биологических, технологических, материаловедческих и физико-химических факторов. Есть еще много организационных вопросов, связанных с подготовкой специалистов – теоретиков в области дизайна и тем более докторов наук в области дизайна.
На защите магистерских диссертаций по специальностям «дизайн интерьера» и «дизайн одежды» в Национальном институте художеств и дизайна имени К. Бехзада было представлено много интересных, инновационных проектов, которые могут быть воплощены в реальной жизни. Отрадным было и то, что большинство магистрантов, прежде чем приступить к своему проекту, изучили опыт, накопленный в подобных проектах в зарубежных странах.
Подытоживая сказанное, хотелось бы отметить, что дизайн в Узбекистане, безусловно, есть и он постоянно развивается. Налицо – его различные виды, дизайнерские фирмы и сами дизайнеры, работающие с местными потребителями, товарами местных производителей и местным сырьем. Дизайн в Узбекистане – это динамичное пространство, которое постоянно видоизменяется, «является вместилищем как для социального дискурса, так и для личных ассоциаций» (11, с. 82). Хочется напомнить нашим дизайнерам одну истину, высказанную известным американским профессором Китом Уайтом: «Восхищайтесь предшественниками, но не подражайте им» (11, с. 99). Именно это качество стимулирует дизайн, является его движущей силой и основой для создания интересных проектов.