Марина Бородина,
художник
Создание тематических парков и озелененных пространств – актуальная тема в современном городском ландшафтном проектировании. Благоустройство жилых территорий рассматривается уже не только как «озеленение», а как создание тематических микроландшафтов, представляющих «лицо города».
Ландшафтное проектирование призвано решать вопросы комплексной организации жизненной среды человека, при этом выходя за рамки традиционных приемов построения садово-паркового ландшафта. Подобная ориентация продиктована расширением набора задач, стоящих перед дизайнерами на стыке областей градостроительства и художественной организации среды, создания «медитативных» рекреаций.
Каждый участник формирования дизайна ландшафтной среды (архитектор, скульптор, дендролог, эколог, строитель, инженер и т. д.), опирается на исторический опыт садово-паркового искусства, знаний в области экологии, дендрологии, ботаники, гидрологии, почвоведения, инженерной подготовки территории и других составляющих.
Здесь важна, с одной стороны, широта взгляда автора, его осведомленность во многих смежных дисциплинах, с другой – необходима концентрация усилий, определяющих конечный результат комплексного проектирования (эстетические, функциональные, экологические, коммерческие, конструктивные или философско-мировоззренческие решения поставленных задач). Акцент в проектировании ставится на создание индивидуальных ярких пространств, определяющих лицо объекта.
Ландшафтные сценарии условно можно разделить на следующие группы: познавательные, эстетические, спортивные, экологические, воспитательные, хозяйственные, рекреационные. Наиболее актуальные среди них следующие концепции:
«Природная религиозность». Сакрализация флоры, признание божественности космического миропорядка, поиск органичного сопряжения архитектуры и природы, природы и человека, преклонение перед тайною ее законов – основные ее принципы;
«Эстетизация ландшафта». Одна из важнейших задач современной «науки об искусстве» дизайна – оптимизация взаимоотношений общества и природы с целью достижения их коэволюции – гармоничного взаиморазвития. Культурный ландшафт – это любая геосистема, во внешнем виде и внутренней структуре которой очевидны присутствие и преобразующая деятельность человека (носителя той или иной культуры). Следуя этой логике, свалка, к примеру, также является культурным ландшафтом. Уж там преобразующая природную основу деятельность человека особенно заметна.
Идеи академика В. И. Вернадского относительно перехода биосферы в ноосферу — сферу разума, также весьма близки концепции эстетизации культурного ландшафта. В частности, интеллектуальная энергия как движущая сила ноосферного развития в его трудах находит немало аналогий в представлениях о духовной составляющей культурного ландшафта. Расцвет классического периода развития концепции «эстетизация ландшафта» – период Возрождения и следующий за ним период абсолютных монархий в Европе – проявился в классических примерах садово-паркового искусства;
«Экологическая» концепция ландшафтного дизайна – это создание мер для защиты природного ландшафта от загрязнения и уничтожения, борьба за чистоту природной стихии, создание безвредных условий для жизни человека в искусственной среде;
«Символическая интерпретация природы». В этой концепции рассматривается свойство архитектурных форм, находящихся в природной среде, соответствовать восприятию природным формообразованиям, соблюдать принципы интерпретации природы. Город – особая форма существования природы: не антипод ее, а интерпретатор. Пример – «Сад космических размышлений», созданый известным архитектором, критиком и теоретиком, постмодернистом Чарльзом Дженксом. Этот поистине удивительный космический сад, несмотря на капустные грядки и длинное название, уже несколько лет считается одним из самых оригинальных садов на планете. Он расположен в городе Дамфас (юго-западная часть Шотландии) и занимает территорию площадью 16,2 га. В этом саду среди плавных, волнистых и кривых линий рельефа, словно на китайской миниатюре, отражаются размышления о космосе, возникновении Вселенной и смысле жизни. Если посетитель устал от такого своеобразного “мозгового штурма”, он может отдохнуть в беседке бессмысленности, где ничего не помешает расслабиться и побыть наедине со своими мыслями (рис.1-2);
«Компенсация природы» – это возмещение нанесенного ущерба, «компенсационный ландшафт». Геоэквивалентность (соответствие создаваемого человеком культурного ландшафта, существовавшему на его месте естественному) осуществляется посредством следующих приемов: воспроизводство территории (сады на крыше, вертикальное озеленение фасадов), подземная архитектура и др. (рис. 3);
«Пространственные иллюзии» – приемы визуального расширения или углубления пространства, стремление показать архитектурный объект на гармоничном фоне или акцентирование природных элементов в современных стесненных условиях города. Создатели современного ландшафтного дизайна, как творческого акта соединения с природой, используют все возможности, чтобы подчеркнуть экологическую сущность на уровне символов, визуальных предпочтений, оптических эффектов.
Дизайнер при создании определенного ландшафтного сценария проектируемого участка использует набор современных концептуальных приемов. Например, ограждение территории решить с использованием отражающих поверхностей (зеркал), чередования прозрачных и глухих участков в зависимости от желания открыть пространство сада на улицу (сценарий «Двор без границ») или скрыть нежелательный вид, создать камерное замкнутое пространство (сценарий «Монастырский двор») и т.д.
Стремление удивить было присуще искусству дизайна изначально. Дизайн возникает из определения основной идеи-концепции проекта. Направление «ленд-арт», по его идеологии, призвано рождать наиболее яркие проекты. Дефицит пространства, перенасыщенность современной городской среды приводят к появлению примеров искусственного регулирования «взгляда» наблюдателя, приемов визуальной коррекции пространства – фиксированные точки обзора (виста), скрытие нежелательных компонентов вида, акцентирование природных элементов, оптические иллюзорные эффекты и др.
Прием «Виста»