22 – 27 октября в столице Республики Узбекистан проходила VII Ташкентская международная биеннале современного искусства «Различные культуры – единый мир» при содействии Академии художеств Узбекистана и хокимията города Ташкента.
В состав представительного международного жюри вошли: председатель – Президент Сите де Арт Жан Ив Лангле (Франция); члены жюри – Масут Фаткулин (Россия), председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников; Эртегин Саламзаде, доктор искусствоведения, директор Института архитектуры и искусства НАНА (Азербайджан); Мария Цанцаноглу, директор Музея современного искусства (Греция); Томас Эльсен, арт-куратор (Германия); Алексей Наумов, ректор Академии художеств Латвии; Мариника Бабаназарова, директор Каракалпакского государственного Музея искусств им. И.В. Савицкого.
27 октября в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана были подведены итоги XII Ташкентской международной биеннале современного искусства.
Поощрительные призы получили: Жозефин Туралба (Филиппины); Ник Сайерс (Великобритания); Инна Костина (Азербайджан); Юлия Алагир (Узбекистан); Павел Войницкий (Беларусь); Бинзуман Хамад (Саудовская Аравия); Алексей Наумов (Латвия); Денизхан Озер (Турция); Георгиос Кацангелос (Греция); Ли Со Янг (Корея); группа мистера Хана (Корея, Тайвань); Грег Банан (США); Ма Жун (Китай); Фархад Фарзалиев «Yarat» (Азербайджан); Рамал Казимов (Азербайджан); Норхуроз Курбанов (Узбекистан); Мауро Магрини (Италия); Лия Швелидзе, Мамука Цхекладзе (Грузия).
Дипломов Международной Конфедерации союзов художников «За оригинальность художественного решения в произведении, представленном на VII Ташкентской международной биеннале современного искус-ства» были удостоены: Смаил Баялиев (Казахстан); проект «Измерения невидимого мира» – куратор Гаяне Умерова (Узбекистан); Анатолий Шелест (Израиль); Максим Варданян (Франция); Норико Ямомото (Япония).
«За органичное сочетание традиций искусства Узбекистана и современного образного языка в произведении, представленном на VII Ташкентской международной биеннале современного искусства» были отмечены проекты «Современное искусство Каракалпакстана», «Джаз в красках» Дамира Рузыбаева, «Художники Самарканда»; Баят Мухтаров; Ибрагим Валиходжаев; Бабур Мухаммедов; Бабур Исмаилов; Леким Ибрагимов; Бахадыр Джалалов; Зелимхан Саиджанов.
Специальных призов биеннале удостоены: Урич Лау Вай-Юэнь (Сингапур); Саодат Исмаилова (Узбекистан); Группа «Finding us» (Южная Корея, Черногория, Сербия, Испания, Eгипет, Эфиопия, Дания, Польша).
«Гран-при» выставки был вручен Вячеславу Усеинову (Узбекистан).
Мы предлагаем вниманию читателей впечатления о биеннале членов жюри и ее участников.
Жан Ив Лангле (Франция), председатель жюри:
Я думаю, что название биеннале «Различные культуры – единый мир», не случайно. Она заинтересовала многих зарубежных художников. Работы узбекских живописцев по праву достойны быть участниками выставок международного значения – они креативны, индивидуальны по исполнению, что, безусловно, заинтересует поклонников искусства в других странах мира. В работах узбекских художников превалирует трактовка устоявшихся канонов, традиций. В международных выставках считаю целесообразным участие художников из Узбекистана с работами, выполненными в стиле «contemporary art». Мы будем рады их новым идеям. Особо хочется отметить оригинальность исполнения инсталляции В.Усеинова и видео-арты С. Джаббарова, Т. Макачевой, экспонировавшиеся на данной выставке.
Томас Эльсен (Германия), член жюри:
Я считаю, что организаторы Ташкентской международной биеннале, в том числе ее куратор Камола Акилова, провели очень серьезную работу по подготовке к этому мероприятию. Ташкентская биеннале отличается от европейских биеннале, которые мы наблюдаем, например, в Венеции или на больших арт-ярмарках Базеля или Кельна. Я впервые в Ташкенте и вообще в Узбекистане и мне здесь было очень интересно. Для меня важно было узнать, как художники работают здесь и как идет подготовка к выставке. Менталитет и религия в каждой стране имеют свои особенности, различаясь как в одном обществе, так и в разных странах. Даже в Европе у немецких художников свой менталитет, отличный от менталитета, например, британских или швейцарских художников. Может быть, эти различия не так велики, но они есть.
Для картин узбекских художников характерен высокий уровень исполнения, высокая культура образования, с одной стороны, а с другой очень важно, что в искусстве Узбекистана сохранены традиции. Такие встречи необходимы для художников разных стран в целях обмена опытом работы. Будет интересно посмотреть лет через 10, 20, 30, что из этого получится. Я вырос в Германии, для меня всегда было привычно видеть экспериментальные формы искусства. Я считаю, что мы все должны учиться друг у друга, понимать друг друга, обмениваться опытом, изучать традиции как своего, так и других народов.
Думаю, что проекты, подобные этому биеннале, помогут сделать шаг вперед, чтобы узнать не только как выглядит картина, но и понять способ мышления, чувства, традиции художника другой страны, вступить с ним в диалог. С каждым новым шагом узбекские художники будут узнавать больше о европейской культуре, а европейские – об узбекской культуре и искусстве. Считаю, что большинство художников вашей страны, работы которых я видел здесь, действительно имеют четкое представление о том, что они пишут. У них есть своя концепция, идея и интерпретация мира, собственная позиция, и это, действительно, впечатляет. Трудно сосредоточить внимание на какой-то определенной стране, потому что спектр представленных здесь работ очень широк. Я член жюри биеннале, мы очень долго и интенсивно обсуждали все работы, которые видели здесь и уверенно могу сказать, что узбекские художники имеют серьезный опыт и высокий результат.
Роза Абенова (Казахстан), галерист, участник выставки:
На Ташкентской международной биеннале наша галерея «Ару-арт» представляет арт-объект «Степная архитектоника» талантливого казахстанского художника Смаила Баялиева. В своей работе автор использует металлическую конструкцию, обтянутую необработанным войлоком. В последнее время его интересует тема мустангов, которая связана со степным прошлым казахского народа. Ташкентская международная биеннале современного искусства на сегодняшний день – един-ственная в регионе Центральной Азии. Она представляет собой широкоформатный форум его различных направлений. Я бы пожелала, чтобы следующая Ташкентская биеннале, наряду с модерном и постмодерном, более широко и масштабно представила сontemporary art – искусство, которое на сегодняшний день активно развивается в разных странах. А в целом, масштабное мероприятие организовано прекрасно, тем более, что Международная биеннале в Ташкенте проводится уже в седьмой раз.
Валид Джахин (Египет), участник выставки:
Я впервые в Ташкенте, на меня большое впечатление произвели культура и искусство вашей страны, вашего народа. Очень интересны были встречи со студентами, работы которых исполнены с большим мастерством, несмотря на их молодость. Многие из них очень та-лантливы, я могу себе позволить так говорить, потому что работаю преподавателем в Академии изобразительного искусства в Египте. Мне нравится, что в вашей стране проводятся биеннале изобразительного искусства и что на следующий год состоится фотобиеннале.