Скульптура ферганской долины

Выпуск №3 • 1371

В годы независимости искусство узбекских скульпторов претерпело серьезные изменения. Их творческие возможности были подняты на более позитивные высоты. Фундамент был заложен многолетним плодотворным трудом, поиском мастеров, созвучным нашей национальной идеологии. Монументальные комплексы памяти и почестей, возведенные в регионах, ввели в искусство скульптуры новые художественные традиции, изменившие структурные основы – образ, пластику, пространство, открывшие в этой сфере деятельности новые приоритеты. Творчество ферганских скульпторов и возводимые ими памятники – тому пример.

Ученые археологи нашли в Ферганской долине граненый и отшлифованный из черного камня амулет «Двуглавой змеи», датированный двухтысячилетней историей до н.э. Это – наглядное вещественное доказа-тельство, во-первых, того, что в быту наших далеких предков уже тогда укоренилась культура применения украшений и художественных изделий, во-вторых, он – доказательство высокого уровня мастерства умельцев – скульпторов, создавших уникальное изделие декоративной скульптуры.
Скульптуры, обнаруженные на территории Узбекистана, свиде-тельствуют о том, что методы и принцип работы мастеров-скульпторов применялись не только для изготовления вещей, необходимых в быту, но также для произ-водства различных художественных и ювелирных изделий.
В результате археологического исследования, проведенного в городе Куве, и благодаря найденным в руинах буддийского храма отдельным частям и деталям скульптурных изделий доказано, что искусство в этом регионе имеет древнее происхождение. Произведения тех лет хотя и не дошли до нас в целостности и сохранности, но даже те немногие раритеты, что удалось найти, дают обзорное и временное представление о зарождении этого вида искусства.
Продолжительный «застой» средневековья сменился с конца XIX – начала XX в., как в целом в Средней Азии, так и в Узбекистане в частности, появлением реализма, формирование которого тесно переплеталось с традициями изобразительного искусства Европы, с течением времени приобретавшего национальный колорит. В 1950 – 1960-е гг. узбекская скульптура набирает силу и развивается не только в столице, но и в отдаленных регионах. Исследователи отмечают: «В изобразительном искусстве Узбекистана вторая половина шестидесятых и семидесятые годы были годами укрепления творческих коллективов областей республики» (1, с. 157). Во всех областных центрах развивалось искусство скульптуры. В частности, его бурный рост можно наблюдать и в Ферганской долине. Безусловно, до 1950-х гг. поступали аналогичные заказы, и много внимания уделялось портретному жанру, однако «в первой половине XX века хотя и работали несколько скульпторов, но сама школа еще не сформировалась» (2, с. 107). Первую половину XX в. считают периодом творческого роста (3, с. 224). Поэтому в большинстве источников период расцвета искусства скульптуры датируется второй половиной XX в., в частности, 1960 – 1980 гг. В середине 60-х гг. появляется сильная группа молодых талантливых скульпторов. Творческий процесс активизировался с поступлением таких новых заказов, как выполнение рельефных изображений для фасадов вновь возводимых зданий с современной планировкой, установлением внутри них и на окружающей их территории скульптурных изображений, украшением интерьеров произведениями прикладного искусства. С середины 70-х, в 80-е гг. в Коканде активно работают скульпторы Э. Таджибаев, М. Мухиддинов, Ю. Горюнов, М. Эргашев, Г. Пярин, в Андижане – В. Пускин, Р. Сулейманов, Дж. Миртаджиев, Б. Расулов, К. Флоров, А. Тухтасинов, в Намангане – М. Рахманбердыев, Н. Арзимов, М. Шахадатов.
Годы независимости расширили творческие возможности искусства скульптуры. Изображение облика великих ученых и мыслителей-предков, внесших весомый вклад в мировую науку и просвещение, стал новым направлением в разработке национальной темы. На местах ускоряется процесс развития искусства скульптуры, заменив прежние принципы работы на более действенные и объективные, что нашло свое воплощение в работах станкового, монументального искусства в Ферганской долине.
Так, в 1992 г. в Намангане был воздвигнут памятник «Машрабу» (скульптор И. Джаббаров). Памятник установили в парке на аллее, на расстоянии 30 м от главных ворот. В индивидуальном поиске, пластике, выбранной мастером, есть своя символика: композиция призвана передать состояние, облик мыслителя, направившегося к городским воротам, собравшегося в долгий путь, путь, который ведет к просвещению. Автор скрупулезно оттачивал как самое фигуру героя, так и детали одежды, где каждая складка подчеркивает и в целом передает динамику движения как человека, так и ветра. Сильная поступь, общий облик героя, устремленного вперед, – доказательство многогранности поисков. С помощью внешнего облика автор раскрывает и передает внутреннее состояние, мироощущение, характер образа. Легендарный Машраб, живший в народном представлении, сам предстал пред зрителем. Памятник благодаря оригинальному композиционному решению, пластическому воплощению идеи включен в ряд произведений, выполненных с безупречным художественным мастерством.
В годы независимости были открыты памятники и в других населенных пунктах Ферганской долины. В частности, в 1993 г.в Андижане был установлен памятник «Мирза Бабур» скульптора Дж. Миртаджиева, который, активно начав работать в 1990-е гг., за небольшой промежуток времени достиг весомых творческих результатов. Его произведения отличают свобода подачи образа, богатство пластических и оригинальность композиционных решений. Герои его произведений находятся в неразрывной связи с действительностью. В произведении «Мирза Бабур» для образного выражения автор применил сильнейшее формообразование, свойственное пластическому искусству. Общее построение памятника навеяно романтическим художественным подходом. Любовь к Родине, душевные переживания сильной личности выражены с помощью точных штрихов и очертаний. Памятник создан мастерски в свободном стиле, в едином синтезе формы и содержания.
Необходимо упомянуть еще об одной скульптуре Дж. Миртаджиева – «Чулпан», установленной в 1997 г. в Андижане. Композиция скульптуры символически построена так, что глубоко задумавшийся поэт сидит на срезанном пне огромной чинары. Дерево – символ многолетней репрессии, пережитой народом, отношение к национальной культуре, наследию. Печальный взгляд поэта – взгляд на судьбу многих достойных людей, безвременно ушедших из жизни.
Говоря о творчестве скульпторов в годы независимости, о памятниках, установленных в Ферганской долине, следует особо отметить скульптуру «Аль Фергани» скульптора И. Джаббарова, воздвигнутую в Фергане и Куве в 1998 г. В Фергане, в памятнике со множеством архитектурных элементов через символику выражено стремление, желание мыслителя передать свое научное наследие обществу. Перед зрителем предстает образ духовно богатого ученого. Идейное содержание произведения – раскрыть важность открытий, вклад ученого в мировое научное наследие. Общий обзор памятника – образ личности, показывающей свои научные открытия миру.
В памятнике, установленном в городе Куве этому же ученому, дан другой аспект – раскрыт процесс научной деятельности мыслителя, ученого, полностью посвятившего себя, свою жизнь науке. Памятник, где использованы больше классические приемы, посвящен последним годам жизни Аль Фергани.
Монументальные скульптуры, памятники нашим предкам зрительно дополняют собирательный образ народа, представления о великих людях страны. В памяти народа остается их облик, как облик реальной личности. Уникальные произведения монументальной и станковой скульптуры в комплексе с архитектурными куполами – синтез художественного единения прошлого и современности.
Литература
1. Такташ Р. Станковая скульптура Узбекистана 1960-х, 1980-х годов. Ташкент, 1989.
2. Такташ Р.Х. Изобразительное искусство Узбекистана. Ташкент, 1976.
3. Искусство Советского Узбекистана. 1917-1972 / Долинская В., Захидов П., Кадырова Т. и др., научн. ред. Ремпель Л. И. М., 1976.

Pin It

Comments are closed.