В процессе выполнения особо важных задач по сохранению культурного наследия и укреплению межнациональных связей музеи, опираясь на обычаи и достижения разных народов, сохраняют уникальные экспонаты изобразительного и прикладного искусства и другие достижения человечества.
На сегодняшний день в Республике Узбекистан в системе министерств и ведомств функционирует 114 музеев, из них 98 относятся к Министерству культуры и спорта, 70 процентов которых расположены на объектах культурного наследия.
Кокандский городской краеведческий музей – один из старейших в республике. Он основан в 1925 г. по решению Ферганского Окружного исполнительного комитета на базе Дворца кокандского хана Худаяр-хана – сохранившейся части жемчужины города Коканда «Урды», изумляющей и сегодня посетителей своим великолепием.
До 1929 г. Музей назывался Окружным, с 1929 г. – Межрайонным, с 1959 г. по сей день – Кокандским городским краеведческим музеем». В годы Второй мировой войны здание было отдано под госпиталь, а музей закрыт. После его открытия (в 1959 г.) работа по пополнению фондов была возобновлена.
Воздвигнутый в ХIХ в. дворец Худаяр-хана с многодворовой композицией занимает площадь в четыре гектара. К восточным центральным воротам ведет широкая дорожка. На портале ворот крупными арабскими буквами написано: «Центральный замок Саида Мухаммада Худаяр-хана». Дворец построен из жженого кирпича местными мастерами: муллой Суяркулом, усто Солиходжой и бухарским усто Фазылходжой под руководством архитектора Мир Убайдулло. Главный портал, входные ворота, зал торжеств оформлены очень пышно, остальные здания оформлены проще. В середине восточного портала, чтобы подчеркнуть великолепие входной части, выстроен портал с башенкой. Резные ворота позже отреставрированы мастером Кадыржаном Хайдаровым, боковая часть портала украшена алтарными нишами. Сталактитовые углубления айвана состоят из цепи резных деревянных колонн со сталактитовыми капителями, шаровидными основаниями и резными узорами из ганча. Потолки залов расписаны цветочными узорами, в средней части есть сталактитовые углубления. На стенах айвана – алтарные ниши, украшенные узорами.
В настоящее время в Музее-дворце, считающемся объектом культурного наследия, раскинулась экспозиция на 1226,2 кв.м, в его фондах хранится 34 тысячи экспонатов об истории, природе, культуре, искусстве, этнографии, литературе края.
В 2011 г. Республиканским фондом «Узбекмузей» и специалистами музея была разработана новая научная концепция Кокандского городского краеведческого музея, обновлены его экспозиции. В нем функционируют отделы археологии, нумизматики, каллиграфии и книжного дела, оружейный, этнографии, изобразительного и прикладного искусства. Основная часть экспозиции Музея посвящена социально-политической ситуации города Коканда ХVII- ХIХ вв.
В ХVIII- ХIХ вв. в Коканде были в расцвете более десяти видов ремесел: чеканка по металлу, резьба по дереву, гончарное, ювелирное и ткацкое дело, произ-водство шелковых изделий, вышивка, набойка и др. Высококачественные уникальные изделия опытных народных мастеров широко представлены в фондах Кокандского городского краеведческого музея. Среди экспонатов – пушки, ружья, ножи, стрелы, щиты. Далеко за пределами Коканда славились и необычайно изящно выполненные бронзовые кувшины для воды, которые можно было приобрести только на базарах этого города. В обиходе жителей Коканда были золотые, серебряные и медные монеты, отчеканенные в городе. Они также представлены в Музее. В некоторых случаях использовались золотые и серебряные монеты Бухары, Ирана, Афганистана, серебряные рубли России – свидетельство развития торговых отношений.
Издревле кокандцы славились своими певцами, танцорами, поэтами. В ХVIII в. в литературной среде Коканда были известны такие поэты, как Гози, Низами, Хуканди. В сборнике о поэтах Фазли Намангани «Мажмуъат ушшуаро» есть сведения о 75 поэтах того времени. В фондах Музея хранятся рукописные произведения известных поэтов и прозаиков, грамоты, указы, переписка периода правления Мадалихана, Шералихана и Худаяр-хана, а также произведения таких представителей классической литературы, как Хофиз Шерози, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Фузули, Бедил, рукописи произведений местных авторов, книги, изданные литографическим способом, образцы каллиграфии.
Русский путешественник Ф. Федченко, прибывший во второй половине ХIХ в. в Коканд, был изумлен развитием здесь ремесленничества, в частности, искусством производства бумаги, о чем он подробно писал в своей книге: «Кокандцы, прославив своим ремесленничеством Туркестанский край на весь мир, известны также произ-водством качественной бумаги». По его словам, писчебумажные фабрики «в Средней Азии только и существуют в Кокандском ханстве» (1, с. 100). Выпускали бумагу на предприятии, расположенном в махалле Муи Муборак, что близ Урды. Позже по указу Худаяр-хана оно было передислоцировано в кишлак Калъача Сохской долины. Кокандская бумага высоко ценилась не только в Туркестане, но и в странах Ближнего Востока. Образцы ее также широко представлены в Музее.
В коллекции изобразительного искусства Музея собраны уникальные произведения художников Западной Европы, России, Узбекистана начиная с ХVII в. по сегодняшний день. Это картины А. Фобенса, Б. Петерсона, П. Кортона, А. Прокофьева, Б. Боткина, Ю. Клевера, П. Суходольского, У. Тансыкбаева, А. Абдуллаева, Ю. Талдыкина, В. Гофурова, К. Мамазияева, В. Засивенко, Т. Ахмадалиева, М. Ткаченко, М. Фазылова и других авторов.