Телевидение как продукт технологического века и интеллектуальный носитель времени занимает, благодаря многосложности структуры, многоаспектности вещательной деятельности, особое место в мировом культурно-информационном пространстве. Вызывая огромный потребительский интерес, осуществляя задачи вовлечения человека в процесс наблюдения, сопереживания и анализа действительности, формируя его нравственно-эстетические, гражданские, мировоззренческие принципы, оно стало важнейшей составляющей социокультурной жизни второй половины ХХ – начала XXI в., неотъемлемой частью современного быта.
В условиях постоянного контакта с аудиторией телевидение, наряду с коммуникативными и технологическими функциями, выполняет созидательно-творческие, связанные с художественным вещанием, созданием художественных образов и произведений искусства, рожденных как внутри ТВ, так и транслируемых прямо или в записи, пропагандой общечеловеческих ценностей и национальных традиций.
В процессе подготовки программ и передач в рамках художественного вещания принимают участие творческие коллективы, состоящие из целого ряда специалистов, которые несут ответственность за тот или иной участок работы вплоть до ее завершения и сдачи художественному руководству.
Наименее технологически и постановочно сложным представляется демонстрация на телеэкране готового материала (драматического спектакля, кинофильма, эстрадного и циркового представления, балетной и оперной постановки, концертов симфонической, камерной и хоровой музыки и т.д.), что входит в круг обязанностей групп, осуществляющих технический и режиссерский надзор над процедурой его реализации на ТВ.
Гораздо более трудоемкой является подготовка телерепортажей и телепередач на тему культуры и искусства, а также прямого эфира с участием ведущих и большого числа приглашенных со своими конкретными задачами. Постановка телеспектакля, съемка телефильма на основе оригинальной авторской пьесы или литературного источника требуют не только огромных физических и моральных усилий, но и больших временных и материальных затрат.
О чем бы ни шла речь в контексте основных направлений вещания (массово-коммуникационных, развлекательно-рекреативных, художественно-адаптивных), определяющую роль играет фигура режиссера как постановщика и руководителя, который координирует действия всех подразделений, связанных с той или иной конкретной задачей. Круг его задач включает подготовку информационных и документальных программ, оригинальные постановки того или иного произведения, адаптацию материала к условиям экрана, обеспечение синхронного перевода текста, работу с художниками и операторами, осветителями и звукорежиссерами, гримерами, костюмерами и музыкальными оформителями, а также с ведущими, героями первого плана и массовкой.
Новые технологии – завоевание времени – обогатили ТВ всевозможными изобразительными средствами: цветом, фактурными, объемными решениями; придали действию темпо-ритм, скорость, усилили ассоциативные, символические, метафорические начала. Облегчили ли они труд режиссера, который призван работать с первичным материалом (текстом, исполнителями, мизансценами, всем комплексом постановочных и исполнительских приемов) вплоть до достижения конечной цели? Думается, не облегчили, но сделали его (что немаловажно) ярче, рельефнее, зрелищнее, динамичнее, обогатив эмоциональное впечатление зрителя от увиденного.
Какое место в работе режиссера занимает слово? Не потеряло ли оно своего значения в инновационных хитросплетениях, в пространстве ТВ, устремленного к технологическим новшествам? Как показывают наблюдения, слово было и остается главным средством построения диалога с телезрителем, которому адресованы все направления творческой деятельности ТВ. Слово занимает главное место во всех жанрах и формах художественного вещания, одушевляя, персонифицируя, идентифицируя аудиовизуальный образ.
Любое оснащение – это только техника, которая приобретает художественно-смысловое наполнение вместе со словом как средством выражения (в музыкально-сценических жанрах – это слово и музыка, в театральных – слово и действие, на эстраде – слово, а также язык жестов, мимики, пластики, трюков, в балете – пластический язык, невербальное слово, и т.д.) и работает на основной замысел. Поэтому задача режиссера-постановщика – раскрыть заложенную в тексте эмоцию, переживание, характер, мысль и глубину. А как он этого добивается – дело мастерства, актуализации помимо драматического искусства всех выразительных приемов речевого интонирования, всего богатства красок, которыми располагает человеческий голос: тембр, колорит, дикция, звуковая амплитуда, дыхание, четкость, ясность произношения, умение правильно распределить акценты, паузы и выстроить партитуру живого высказывания.
Художественное телевидение, виртуальное по происхождению, для современного человека – повседневная реальность, формирующая его речевую и эмоциональную, этическую и нравственную культуру, способствующая воспитанию базовых ценностей, художественного вкуса. И участие в этом процессе режиссера, который подготавливает к эфиру материал, заставляет его действовать, говорить, звучать, вдыхая в него в буквальном смысле жизнь, – очевидно.
Техника обогащает изобразительные ресурсы телевидения, раздвигает его выразительные рамки, помогает режиссеру, но заменить его не может, поскольку у каждого звена – свои профессиональные функции. В непосредственный контакт с творческим коллективом постановщиков и исполнителей вступает в первую очередь режиссер. От него зависит форма, идейно-смысловая трактовка материала и во многом – конечный результат.
Сегодня в практике ТВ при широком охвате телеаудитории и функционировании всех основных направлений вещания отмечается некоторый спад интеллектуального и профессионального уровня художественных программ. Больше заботясь о внешних эффектах, тиражировании передач, рассчитанных на невзыскательную часть массового потребителя, оно утрачивает интерес к содержательно-выразительным аспектам творчества.
Снижается доля литературной классики – национальной, переводной, обобщающей духовный опыт человечества на разных исторических этапах развития. Редкие гости телевидения – классический балет, классическая опера, мюзикл, узбекская музыкальная драма в лучших своих образцах, хоровое, ансамблевое исполнительство, детское музыкальное творчество, сопровождаемые живыми, эмоциональными комментариями специалистов.
Давно не демонстрируется искусство ушедших из жизни таких выдающихся представителей национальной культуры, как Мулла Туйчи Ташмухамедов, Журахон Султанов, Мамуржон Узаков, Усто Алим, Мухиддин Кари-Якубов, Карим Закиров, Халима Насырова, Мукаррама Тургунбаева, а также известных дирижеров, инструменталистов, артистов узбекского театра, кино, цирка. Демонтируя старые ценности, ТВ не предлагает новых и не развивает нажитый за последние годы опыт. Освобожденное эфирное пространство и эфирное время в значительной мере заполняются массовой культурой (ток-шоу, реалити-шоу, сериалы не лучшего качества и т.п.), стандартизирующей вкус и режиссерские задачи.
Как средство массовой информации, обеспечивающее простоту и удобство восприятия, повторяемость, внушаемость телеобраза, ТВ ориентируется в данном случае на потребительское большинство, на простейшую форму коммуникации, которая не способствует контакту участников этого процесса на серьезном духовном и интеллектуальном уровне.
Показателем экономической рентабельности телевизионной программы, как известно, служит ее рейтинг (размер телеаудитории, выраженный в процентах от общего его числа или в абсолютных величинах). Поддержание этого статуса в художественном вещании зависит от мобильности, таланта и профессионализма режиссера и всей творческой группы. В частности, в работе над созданием телевизионных версий литературных источников необходимо умение воплощать в новых условиях «художественную материю» текста, способную, несмотря на формат, жесткий график производства и выпуска, привлечь внимание высокой степенью правды и мастерства.
Анализ художественных программ ТВ наталкивает на размышления о качестве подготовки в рамках вузов культуры и искусства высококвалифицированных кадров-специалистов, что требует новых, основанных на современных методологических установках мировой телережиссуры подходов. В данной связи актуализируется также проблема повышения мастерства действующих режиссеров-практиков с целью овладения ими профессиональных технологий и методик, выработки современных концепций, служащих многогранному претворению режиссерского замысла, без чего сегодня, в век техногенной цивилизации, не мыслится художественное телевидение.
Данное проблемное поле включает в себя широкий круг вопросов, нацеленных на разрешение противоречий между форматом художественных программ, логикой коммерческого вещания и самоценностью режиссерской профессии, задача которой объединить все ресурсы, весь комплекс традиционных и инновационных средств ТВ с целью достижения художественно полнокровного и завершенного творческого результата.