Музыкальная культура Узбекистана вступила в новую историческую эпоху с уникальным творческим багажом, созданным такими корифеями композиторской школы Узбекистана, как Сулейман Юдаков, Муталь Бурханов, Манас Левиев, Тулкун Курбанов, Икрам Акбаров и др. Творческая зрелость Мустафо Бафоева, Нуридина Гиясова, Дилором Сайдаминовой, Дмитрия Янов-Яновского пришлась на последнее десятилетие ХХ в. Благодаря обретению Республикой Узбекистан независимости они сумели заявить о себе на мировой сцене. Безграничные возможности открыты перед молодым поколением узбекских композиторов. Нет спускаемых сверху директив, плановых рамок, цензурных запретов, идеологических заказов. В результате стали появляться интересные масштабные сочинения, связанные с историческим прошлым нашей страны, с ее культурой.
Выдающимся событием культурной жизни страны стал состоявшийся 10 марта 2012 г. в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана Концерт симфонических произведений группы молодых композиторов – преподавателей кафедры композиции и инструментовки Консерватории. Концерт организован заведующей кафедрой Композиции и оркестровки Ойдин Абдуллаевой.
В числе исполняемых произведений – Симфония №2 «Жадидлар хотираси» лауреата Государственной премии имени Зульфии Ойдин Абдуллаевой. Симфония, будучи достижением венского классического симфонизма, является одним из сложнейших жанров. О. Абдуллаевой удалось найти и не перешагнуть демаркационную грань между европейской традицией и инвариантом узбекского музыкального языка. Композитор впервые в истории узбекской музыки обратилась к трагической истории джадидов – представителей прогрессивного течения мусульманского учения, ратовавших за развитие фундаментального образования, процветание искусства, раскрепощение женщин. Яркие представители джадидов – Фитрат, Абдулла Кадыри, Усман Насыр, Чулпон и др. Сочинение композитора, посвященное «Педагогу по полифонии Тулкуну Курбанову», с одной стороны, обнаруживает явное воздействие музыки устной традиции, а с другой – отличается полифоническим толкованием тематического материала. Иначе говоря, биполярное поле, ставшее основой формы и драматургического развития, вбирает смысловой оттенок заявленной программы. Думается, ее можно «прочитать» как интеграцию европейской модели в восточную культуру. Дихотомия проявляется на разных уровнях, начиная с трактовки формы. Традиционная четырехчастная композиция с контрастным сопоставлением медленных и быстрых разделов основана на полифоническом становлении тематизма. В то же время выдвигается философско-созерцательный, медитативный тип изложения, который в полной мере отражает суть движения джадидов. Это, безусловно, продиктовано национальной традицией, где «изначально заданными являются не только средства, но и содержание» (1, с. 19).
На вечере был исполнен также Концерт для фортепиано с оркестром Абдулазиза Хасанова в исполнении лауреата республиканского конкурса(? Назв. Конк.) Захро Мухамеджановой и Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением лауреата премии «Нихол» и международных конкурсов дирижёра Азиза Шахокимова. Произведение отличается целым рядом достоинств: несомненная национальная принадлежность, достаточно убедительное развитие тематизма. Однако схематичность построения драматургии, обилие так называемых «общих форм движения» создали некоторую расплывчатость формы.
Еще одним произведением инструментального жанра стал Концерт для фортепиано с оркестром Хуршиды Хасановой, в котором в полной мере проявились такие особые качества композитора, как инструментальное мышление, называемое концертированием, и единство композиции. Неопределенность концепции концерта лишь подтверждает мнение автора данных строк, что Х. Хасанова, как и другие молодые композиторы, пробующие свои силы в данном типе симфонической музыки, находится в стадии творческого поиска жанровой специфики.
Традиции узбекского поэмного симфонизма продолжает симфоническая поэма Сарвара Юсупова «Сабъаи сайер», в которой средствами музыки композитор пересказал бессмертное творение великого Алишера Навои – его знаменитую «Пятерицу». В этой связи невольно возникают параллели с поэмой «Памяти поэта» Икрама Акбарова. В сочинении С. Юсупова проступает определенный тип программного симфонизма, связанный с театральной музыкой. Отсюда – яркий театрализованный тип мышления, «кадровость» в выстраивании и развитии мелодии.
Симфония Дилноз Камиловой «Утмиш ва замон» – своеобразная рефлексия современного человека на родную историю и культуру. В сочинении своеобразно сочетаются лирико-психологический, интимно-повествовательный и эпический типы мышления. Симфония, безусловно, является определенной вехой в становлении своеобразного языка и стиля молодого композитора, несмотря на то, что картинно-изобразительные эпизоды с включением уфарной мелодики несколько утяжеляют образный мир и затягивают драматургию развития.
Творчество преподавателя композиции и музыкально-теоретических дисциплин Бухарского государственного колледжа искусств Фарруха Акрамова известно благодаря его камерным сочинениям. Симфония Big Bang (Большой взрыв) относится к типу программного симфонизма. Поводом для создания симфонии послужила теория о происхождении Вселенной вследствие большого взрыва. Сочинение, подчиненное внутренней психологической линии, насыщено драматическими элементами «на срыве». Современный музыкальный язык, свободная трактовка формы, вызывающие не однозначные мнения, демонстрируют новые тенденции в узбекском симфонизме.
Таким образом, творчество молодых композиторов – это сложнейший, но интереснейший путь, избранный талантливыми музыкантами еще до обретения подлинной художественной зрелости, и нам выпала уникальная возможность проанализировать один из его этапов.
Музыковед
Литература
1. Азимова А. Традиционный музыкальный язык узбекского. Каракалпакского и уйгурского народов». Ташкент, 2008, С.19.