Художник-монументалист, член Творческого объединения художников Узбекистана автор сюжетных и орнаментальных мозаик, сграффито, росписей и панно Хамидулло Юлдашев родился 20 апреля 1948 г. в кишлаке Сарай Туракурганского района Наманганской области в семье дехканина. Синева родного неба, чистота изумрудной зелени полей, окружавших дом, ряды высоких тополей, виноградные лозы, увешанные золотистыми и синими ягодами, желтые плоды айвы – все это с детства одаривало художника яркими впечатлениями. Как вспоминает Хамидулло-ака, ему хотелось рисовать все, что окружало его в повседневности. Это желание привело его после окончания средней школы в Республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова (ныне Республиканский художественный колледж Академии художеств Узбекистана).
По окончании первого курса училища Хамидулло призвали в армию. В часы досуга он занимался любимым делом – рисовал портреты сослуживцев, работал в штабе художником-оформителем. Завершив воинскую службу, продолжил учебу в художественном училище и получил специальность живописец-педагог.
Вся его дальнейшая деятельность была связана с изобразительным искусством. Поначалу он преподавал азы изоискусства в школе Туракурганского района, затем служил художником-оформителем в Наманганском городском спортивно-техническом клубе СТК, в Наманганском областном художественно-производственном комбинате, где позже работал художником-монументалистом.
В 1980 г. Х. Юлдашев оформил зал спортивного комплекса в кишлаке Гурумсарай Папского района мозаикой «Спорт», используя технику смальтовой мозаики мелкого модуля. В 1981-1982 гг. украсил здание Агропрома (ныне «Пахтабанк») мозаичным панно «Дары природы», а здание «Межколхозсовета» – мозаикой «Освоение новых земель».
В 1983 г. в Давлатабадском районе города Намангана художник оформил стену магазина спортивных товаров мозаичным панно «Спорт». Поэтично воспроизведя атмосферу скачек, он показал себя как способный анималист. Стремительность движений велосипедистов в другой части панно наполняют эту мозаичную картину динамикой и внутренним напряжением. Объясняя тягу к спортивной теме, Хамидулло-ака вспоминает слова русского художника Александра Дейнеки: «Я люблю спорт… Спорт облагораживает человека, как всё красивое».
В том же году в Наманганском городском Доме торжеств художник оформил стену росписью «Музыка», работал над оформлением санатория «Пахталиккуль» в городе Намангане. Мозаичное панно «Медицина», украсив архитектурный объект, стало «визитной карточкой» этого лечебного учреждения.
В 1984 г. художник создал мозаичное панно «Счастливое детство» для детского сада в городе Чартаке. Х. Юлдашевым оформлены также текстильный колледж, административные здания в районном центре Чартаке, стадион в районном центре Уйчи, а также интерьеры и экстерьеры других промышленных и общественных сооружений.
«В нашей стране, – говорит Хамидулло-ака, – монументальное искусство обрело особое значение и получило благоприятные возможности для развития в связи с развертыванием градостроительства, в котором важную роль играет синтез изобразительного искусства и архитектуры. Строятся многочисленные общественные и промышленные сооружения: станции метрополитена и стадионы, дворцы и парки культуры, кинотеатры и детские оздоровительные лагеря. И здесь рука об руку с архитектором, инженером и строителем работает художник-монументалист. Специфика монументальной живописи, в которой я в основном работаю, подразумевает лаконизм композиции, обобщенность выявленного рисунка, глубокую продуманность ракурсов и перспективы с учетом восприятия произведений с больших расстояний и под различным углом зрения. Тут требуются серьезные профессиональные знания и навыки. Вся жизнь художника связана с познанием секретов и тонкостей своего ремесла, но главное, что определяет творчество, – философское постижение окружающей действительности, духовных интересов и устремлений народа, для которого творит художник».
Художник Х. Юлдашев плодотворно работает не только в монументальных жанрах, но и в станковой живописи. Изобразительный строй полотен художника очень современен. В нем живо проявляется характер живописца, его мироощущение. Его темы – думы о вечности бытия, о мимолетности, бренности жизни, о народе и его истории, о природе.
Картины Х. Юлдашева оставляют у зрителя чувство целостности, как если бы в песне слова и музыка звучали в унисон. В школьные годы у Хамидуллы обнаружился музыкальный слух, и он занимался игрой на дутаре. Этот музыкальный дар проявился позднее в его живописи, которую можно назвать «музыкой для глаз».
Характеризуя живописную манеру художника, вспомним высказывание французского писателя Эмиля Золя из «Теории экранов», написанной в 1864 г.: «Мир в произведении искусства воспринимается нами через человека, через его темперамент, его индивидуальность».
Картина «Гузал» («Красавица»), написанная в 2003 г., – произведение символического характера. Овал девичьего лица в центре картины окружен полукругами, полуовалами. Продолжают тему кругов белые и розовые бусины на шее девушки. Взгляд зрителя устремляется в движение по кругу, благодаря чему композиция становится очень динамичной.
В натюрморте «Бошкотирма» («Кроссворд»), написанном в 2007 г., художник ставит акцент на выявление материальности, пластичности предметов. Центральное оранжевое пятно на картине как бы обретает звучание отблеска яркого дня. А нож, направленный к центру картины, помогает решить проблему пространства, т.е. картина олицетворяет замкнутый мир кроссворда, мир загадок.
В картине «Осень» художник передает симфонию красок в изображении даров щедрой природы, которые завихрил в круговерти шальной тёплый осенний ветер.
О философско-символическом полотне «Вечность», созданном в 2007 г., Х. Юлдашев говорит: «Этим произведением, как почти всеми своими картинами, я желал бы заставить любителей живописи философски мыслить, смотреть на мир вдумчиво, стараться увидеть в нем прекрасное…».
Художник продолжает активно работать. Его станковая живопись экспонируется на республиканских, областных и городских выставках. Полотна художника хранятся в коллекциях областного краеведческого музея города Намангана и других собраниях.