(К 75-летию художника Гафура Абдурахманова)
Г. Абдурахманов – живописец, который в своем творчестве продолжает традиции таких мастеров, стоявших у истоков формирования изобразительного искусства Узбекистана, как П. Беньков, А. Волков, Усто Мумин (А. Николаев), В. Уфимцев, З. Ковалевская. Он – один из уважаемых и «старейших» не по возрасту, а по служению музе живописи художник, мастер сложных по композиции жанровых холстов, автор замечательных пейзажей Крыма, человек своего времени, чье творчество формировалось в русле национальной художественной школы.
Гафур Абдурахманов – участник многих республиканских, международных художественных выставок. Он относится к художникам-«шестидесятникам», творческая биография которого начиналась на рубеже 60-х – 70-х гг., когда он создал такие произведения, как «Ангрен. Осень» (1960), «Утро» (1963), «Сенеж» (1965), «Семья» (1971). Выразительность этих работ строилась больше на чувстве, чем на пластической содержательности и мастерстве.
«Визитной карточкой» художника стали его пейзажи. Истоки этого предпочтения – в годах его ученичества в мастерской Р. Ахмедова, который очень часто вне программы возил своих воспитанников на пленэрные этюды.
Творческая эволюция Г. Абдурахманова происходила последовательно, без резких скачков. Его живопись не отличается повышенной цветовой декоративностью и напряженной, обогащенной палитрой, присущей полотнам его современников – Е. Мельникова, Я. Салпинкиди, И. Шин. Не привлекает его и иррациональный мистический аспект, явившийся одним из ответвлений узбекского авангарда и прозвучавший в живописи Ж. Умарбекова, В. Ахунова, Ж. Усманова, Ф. Ахмадалиева. В своих картинах художник, работающий в реалистическом русле, основное внимание уделяет композиции. Хотя, на первый взгляд, они кажутся несколько однотипными по структурному построению, их отличает последовательность, неуклонное стремление автора создать законченное живописное произведение. Г. Абдурахманов – из тех художников, которые одинаково свободно чувствуют себя во всех жанрах живописи: натюрморте, портрете, пейзаже, жанровых композициях. В лучших классических традициях выполнены его натюрморты. Они повествовательны – цветы, фрукты, овощи меняются в зависимости от определенного времени года: «Натюрморт с лепешками» (1982), «Натюрморт с самоваром» (1992), «Натюрморт с рыбой» (1991), «Осенние дары» (1996).
Уже в первых картинах художник стремился воплотить свои поэтические переживания («Ангрен. Осень» (1960), «Иссык-Куль» (1960), «Сенеж» (1965), «Зима в Ташкенте» (1976)). В пейзажах раннего периода подкупают наблюдательность и искренность. Этот жанр живописи стал основным средством художественного самовыражения молодого Г. Абдурахманова. Пейзажи его – чаще небольшие по размерам; но автор постоянно заботится о завершенности произведения. В работах Г. Абдурахманова нет фрагментарности, острых ракурсов, неожиданных точек зрения. Он, наоборот, стремится к целостному восприятию натуры, подчиняя пейзажный образ единому настроению. Это настроение задаётся не темой, а выбранной художником колористической средой и пластическим решением. В поисках наибольшей образной выразительности Г. Абдурахманов постоянно варьирует манеру, колорит. Картина раннего периода «Стадион Пахтакор» (1972) – пример урбанистического пейзажа.
Важными для творческого роста Г. Абдурахманова явились зарубежные поездки. Он писал натурные этюды в Болгарии, Франции, Польше, Крыму, запечатлевая характерные пейзажные мотивы: морские берега, памятники архитектуры, набережные, порты. Эмоциональная палитра его «привозных» этюдов разнообразна. Чаще всего они носят лирический, созерцательный характер. Но вместе с тем зоркий глаз художника улавливает особенное, неповторимое, как, например, в серии крымских работ «Гурзуф» – своеобразной сюите из нескольких десятков холстов, связанных между собой общим настроением.
Г. Абдурахманова увлекает работа над образами исторических личностей. Портретная галерея мастера представлена такими именами, как А. Навои, Х. Байкара, Низами Ганджави, Бабур, Мукимий, Ойбек, Г. Гулям. В этих портретах отразились цельность натуры художника, обостренное чувство национальной гордости, самосознания. Его герои – интеллектуалы, которых волнуют проблемы их эпохи. Это люди спокойные и мудрые, в них все гармонично, и отсюда – ощущение величия их духа.
Одно из тончайших по духовной сущности портретных произведений мастера – картина «Памяти Батыра Закирова» (1995), образ которого художник отождествляет с героем поэмы Расула Гамзатова «Птица со сломанным крылом».
Внимание и уважение к жизни народа, реализм художественного языка отличают такие работы мастера, как «Свадьба» (1971), «Проводы на защиту Родины» (1972), «Праздник урожая» (1975), «Чабаны» (1987). Картина «Свадьба» (1972) – наиболее совершенное творение раннего периода художника, где он совмещает ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна с приемами и стилизацией под народный лубок.
Серьезные трансформации в творчестве Г. Абдурахманова происходят в начале 1990-х гг., когда художник заметно ослабляет свою зависимость от натуры. Невзирая на успех, который уже сопровождал его, художник решается на нечто весьма рискованное – на трансформацию живописно-пластической трактовки холстов. Так рождается серия полотен, посвященных Самарканду, – «Навруз. Самарканд» (1992), «Самарканд. Старый караванный путь» (1995), «Землетрясение» (1995), «Старый Самарканд».
В 2001 г. Г. Абдурахманов в числе таких известных художников Узбекистана, как В. Акудин, М. Ахмедов, М. Садыков, Ю. Чернышов, Я. Салпинкиди, И. Бахрамов, И. Шин, Д. Мурсалимов, был в творческой поездке в Доме творчества «Ак-Таш». В созданной здесь серии живописных полотен с видами горных вершин и долин Ак-Таша проявилась его истинная манера письма. В его пейзажах, отразивших душу природы, ощущается рука истинного мастера. «Ак-Таш. Течет родник», «Ак-Таш. Рассвет», «Вечер», «Осень в Ак-Таше», «Ак-Таш. Тишина» – эти картины замечательны как по колористической гамме, так и по композиционному построению. Современные пейзажи Г. Абдурахманова – это горные вершины Хумсана, Гилана, змейки дорог, цветущие весенние сады и золотые кроны деревьев. Они глубоко реалистичны, материально осязаемы, в них ясные живописные планы. Они не перегружены цветом, поэтому взгляд зрителя как бы проникает сквозь тонкий слой краски и утопает в бесконечности дальних планов.
Вспомним о самоотверженной педагогической деятельности Г. Абдурахманова. 15 лет он возглавлял Республиканское художественное училище имени П. Бенькова (сейчас – Республиканский художественный колледж). За этот период там получили азы художественного образования Ж. Умарбеков, А. Мирзаев, Б. Жалалов, А. Нур – те художники и мастера декоративно-прикладного искусства, которые в настоящее время определяют развитие искусства Узбекистана. Многие годы Г. Абдурахманов работает сначала доцентом, а в настоящее время – профессором кафедры изобразительного искусства и методики преподавания Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами. Г. Абдурахманов – «Заслуженный наставник молодежи Узбекистана». За вклад в национальное изобразительное искусство Академия художеств Узбекистана наградила Г. Абдурахманова золотой медалью.
Произведения художника хранятся в музеях и частных собраниях Америки, Германии, Франции, Польши, Японии, Кореи, Турции и других стран.