19 – 25 октября 2011 г. в столице Узбекистана по инициативе Фонда «Форум» проходил международный кинофестиваль “Золотой Гепард», для участия в конкурсных программах которого были поданы заявки от кинематографистов более чем из 45 стран Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Отборочная комиссия отсмотрела 139 полнометражных, 87 короткометражных и 74 анимационных фильмов. Для конкурсной программы было отобрано 43 картины – 12 полнометражных, 16 короткометражных и 15 анимационных. Главная идея кинофорума выражена в его девизе “Цивилизации XXI века: диалог культур”, а также в слогане: “Человеческие истории: философия чувств”. По итогам 2011 г. кинофорум «Золотой гепард» получил главную премию MTVA-awards в номинации Лучшее шоу года, которая была вручена Генеральному директору кинофорума академику Академии художеств Узбекистана Акбару Хакимову.
Идея и инициатива проведения кинофорума была вызвана общественной востребованностью. В 2010 г. первым был вопрос, который прозвучал на пресс-конференции по итогам ART WEEK Style.uz 2010: «Будет ли проводиться кинофестиваль?» Утвердительный ответ был получен от автора проекта Гульнары Каримовой. Уже в декабре того же года в Интернете появилась информация о том, что Фонд «Форум» собирается проводить международный фестиваль нового кино. А в начале января 2011 г. начался первый этап работы – определение концепции и содержательного наполнения кинофорума. При этом организаторы отказались от термина «новое кино», или, как его еще называют – «артхаус», так как для такого рода проектов в Узбекистане не было достаточной кинематографической базы и творческого опыта.
В памяти зрителей сохранились те годы, когда в Ташкенте проходили кинофестивали стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, в 1968 г. в Ташкенте прошел первый Кинофестиваль стран Азии и Африки, а с 1976 г., когда в нем впервые приняли участие представители Латинской Америки, стал фестивалем трех континентов. Эти кинофестивали проходили очень торжественно, имели определенный резонанс. Но, к сожалению, как правило, они были крайне идеологизированы. Ташкентскому МКФ была предоставлена роль некоего регулятора процессов, связанных с так называемым национально-освободительным движением на этих континентах. Поэтому при выработке концепции, идеи, стратегии нынешнего кинофорума в основном учитывались художественно-эстетические параметры, уровень профессионализма фильмов, которые будут представлены на большом ташкентском экране и, естественно, их деидеологизированность. К тому же уже само их название говорило о явном региональном ограничении. Организаторы кинофорума с самого начала решили, что в кинофоруме будут участвовать кинодеятели из самых разных стран мира. И еще одно отличие кинофорума от прежних ташкентских кинофестивалей – он стал призовым.
Концепция кинофорума «Золотой гепард» соответствовала идеям проекта фонда «Форума» – «Art Week Style.uz», а сам он проходил в рамках этой Недели искусств. Культурная стратегия фонда «Форум» – включение нашей страны в международный контекст искусства. Вот эта задача и стала одной из важных в общей концепции кинофорума, цель которого заключалась в привлечении ярких, неординарных произведений киноискусства, развивающих язык кино и отражающих тенденции мирового процесса и повышение интереса широкой общественности к киноискусству как средству сохранения национальных культур и общечеловеческих ценностей. Одной из важных задач кинофорума было также ознакомление узбекского зрителя с лучшими произведениями нового мирового кино и процессами развития отечественного кинематографа последних лет.
Девиз кинофорума: «Цивилизации XXI века: взаимодействие культур», определял стратегию всех будущих кинофестивалей. Другой не менее важной задачей была выработка слогана, объясняющего его цели и смысловой формат: «Человеческие истории: философия чувств», так же, как и девиз, был одобрен Оргкомитетом, что исключало из программы эпатирующих блокбастеров, криминальных историй и при просмотре фильмов, представленных для показа на фестивале, помогало для принятия решений о включении того или иного фильма в конкурсную программу. Апробация идеи и концепции кинофорума прошла в мае 2011 г. в Бухаре. Тогда в рамках Фестиваля традиционной культуры «Асрлар садоси» состоялся круглый стол «Кинофестивали – феномен современной мировой культуры», ставший серьезным предварительным этапом в подготовительном процессе, дав ориентиры для дальнейшей работы. Его участниками были автор проекта Гульнара Каримова, дирекция кинофорума, а также около 40 видных представителей киноискусства из Китая, Франции, России, Казахстана, Испании и, конечно же, нашей страны. Символично, что эта встреча прошла именно в Бухаре, ведь там в 1924 – 1925 гг. был снят и демонстрировался один из первых узбекских фильмов «Минарет смерти» – суперпопулярный восточный вестерн, который имел успех в Европе и Америке.
У любого кинофестиваля должен быть символ. В этом плане предложения были самыми разными. Но выбор символа должен был быть оправдан и исторически, и содержательно, и эмоционально. Как оказалось, на гербе Дома правителей Чача (древнее название Ташкента) был изображен гепард, то есть этот образ был тесно связан с историей Ташкента. Гепард – животное быстрое, красивое, грациозное. Его выбор в качестве символа подчеркивает устремленность и быстроту включения кино Узбекистана в международный контекст.
В состав рабочей группы по подготовке кинофорума «Золотой гепард» вошли профессиональные критики, режиссеры, актеры. Экспертом стал известный российский кинокритик Андрей Плахов. Работа шла в тесном сотрудничестве с «Узбеккино». Летом 2011 г. стали поступать фильмы, и тут же приступила к работе отборочная комиссия, которой предстояло отобрать 12 лучших полнометражных и по 15 короткометражных и анимационных картин для конкурсного показа.
Члены отборочной комиссии полнометражного кино, которую возглавила режиссер Камара Камалова, просмотрели 139 присланных картин, отобрав из них 12. По короткометражным и анимационным фильмам было просмотрено примерно по 80 фильмов и отобрано в конкурсную программу 16 короткометражных и 15 анимационных.
Группу по отбору короткометражных фильмов возглавлял молодой, но уже известный режиссер Аюб Шахобиддинов, анимационных – Назим Туляходжаев. В целом было прислано много хороших картин, что позволило уже на подготовительном этапе понять, что кинофорум будет не просто событием, а содержательным проектом. В процессе отбора как у членов комиссии, так и у оргкомитета появилось несколько картин-фаворитов. Но, несмотря на это, организаторы кинофорума никоим образом не влияли на решение жюри, хотя в итоге мнения организаторов и жюри по большей части совпали.
Следует отметить, что подготовительный период явился неким самостоятельным проектом – с марта по октябрь 2011 г. было проведено несколько круглых столов, состоялся мини-фестиваль молодых режиссеров отечественных короткометражных фильмов «Начало», ряд пресс-конференций и т.д. Интерес к ташкентскому кинофоруму в мире оказался значительным. Возможно, это связано с тем, что Узбекистан сегодня – престижное государство на культурной карте мира. Приятно отметить, что создатели многих фильмов, которые не раз были представлены в конкурсах на самых авторитетных фестивалях в Каннах, Берлине, Венеции, решили прислать свои ленты для показа на ташкентском кинофоруме.
Международное жюри было представлено по трем направлениям крупнейшими деятелями современного мирового кино. Членами жюри полнометражного кино во главе со швейцарским режиссером Мориц де Хадельном, который долгие годы был директором Берлинского и Венецианского кинофестивалей, были также Пегги Чао – известный кинопродюсер из Китая, Шуния Ито – культовый японский кинорежиссер, Егор Кончаловский – российский режиссер и продюсер, Ингеборге Дапкунайте – известная литовская актриса. Жюри по короткометражным фильмам возглавил критик из Германии Ханс-Йоахим Шлегель и киновед из Франции Ян Раймон, жюри по анимационном фильмам – режиссер-мультипликатор из России Андрей Хржановский и кинорежиссер из Франции Региз Гезельбаш. Во всех трех направлениях были представители Узбекистана: в полнометражном – Аюб Шахобиддинов, короткометражном – режиссер Ёлкин Туйчиев, анимационном – Назим Туляходжаев.
Демонстрации фильмов, отобранных для показа в конкурсной программе, а также мастер-классы ведущих зарубежных режиссеров проходили в Большом зале Дворца творчества молодежи. На торжественном открытии кинофорума во Дворце творчества молодежи состоялся гала-показ художественного фильма «Под сенью боярышника», снятого всемирно известным китайским кинорежиссером Чжаном Имоу. В конкурсе полнометражных фильмов наша страна была представлена художественными кинолентами «Постскриптум» (режиссер Ё. Туйчиев, 2010) и «Свинец» (режиссер З. Мусаков, 2011).
Награды Ташкентского международного кинофорума «Золотой гепард» были вручены 25 октября на его закрытии в Большом зале Дворца творчества молодежи по следующим номинациям: «Лучший полнометражный фильм»; «Лучший короткометражный фильм»; «Лучший анимационный фильм»; «Лучшая режиссура»; «Лучшая мужская роль»; «Лучшая женская роль».
Первая награда была вручена за «Лучший анимационный фильм». Безусловным победителем в этой номинации, по мнению жюри, стал фильм «Мобил» (режиссер Верена Фелс, Германия). Специальным дипломом «За оригинальный почерк» жюри отметило ленту «Тени внутри» (режиссер Моана Вонштадль, Германия). Еще один спецприз «За яркое изобразительное решение» получил фильм «Белая курица» (режиссер Дмитрий Власов, Узбекистан).
В номинации «Лучший короткометражный фильм» был награжден фильм «Сыро, сварено, сожжено» (режиссер Шахрам Мокри, Иран). Дипломами «Особое упоминание жюри» удостоились еще две ленты короткого метра – «Взгляд» молодого узбекского режиссера Умида Хамдамова и «Спой мне песню, чтоб уснуть» (Норвегия).
Главный приз в номинации «Лучший актер» жюри присудило узбекскому актеру Назиму Туляходжаеву за роль в фильме «Постскриптум». Кроме того, дипломы в категории «Особое упоминание жюри» получили еще два актера – Дору Ана за роль в фильме «Медаль почета» (Германия-Румыния) и Андрас Хатази за роль в фильме «Морген» (Франция-Румыния).
«Лучшей актрисой» в одноименной номинации была названа Полина Кутепова за роль в фильме «Дом ветра» (Россия).
Приз в номинации «Лучший режиссер» завоевал Чанг Цо Чи за фильм «Когда любовь приходит» (Китайский Тайбей).
Главная награда Ташкентского кинофорума – приз за «Лучший фильм» – единогласным решением жюри была присуждена картине «Свинец» узбекского режиссера Зульфикара Мусакова. На первый взгляд, может показаться, что это фильм на историческую тему, и тема сталинских репрессий уже ни у кого интереса особого не вызывет. Но эту глубоко психологическую историю никак нельзя назвать архаичной. Кстати, об особом психологизме и глубоких человеческих интонациях, звучавших в фильме, говорил и председатель жюри Мориц де Хадельн.
На кинофоруме были вручены и специальные дипломы. Так, диплом в номинации «Диалог культур в искусстве» был присужден немецкому режиссеру Лео Хасину за фильм «Каддиш для друга», в котором лейтмотивом звучала тема симбиоза и противостояния культур, религиозной толерантности. Культура сближает, но также она может стать источником конфронтаций и войн – таков философский посыл картины, отличающейся высоким гуманизмом и актуальностью поставленных проблем. «Лучшим авторским фильмом» стала лента «Мама Гого» исландского режиссера Фридрика Тор Фридрикссона, поразившая зрителей тонким психологическим киноязыком и блистательной актерской игрой главных исполнителей.
С точки зрения соответствия представленных картин идеям кинофорума, особо хочется отметить короткометражный фильм «День» (Корея), который потряс зрителей до глубины души – тонкий, умный, пронизанный золотой метафорой киношедевр. Зрители этому фильму аплодировали стоя.
В рамках кинофорума состоялся показ современных узбекских фильмов, который проходил во Дворце искусств, где зал был полон на всех трех гала-премьерах – «Келганда келин-2», «Висол» и «Андижонлик мехмон». Ташкентскому зрителю и гостям кинофорума также были представлены фильмы узбекского авторского кинематографа – «Дорога под небесами» (режиссер К. Камалова), «На том берегу» (режиссер С. Назармухамедов), «Юрта» (режиссер А. Шахобиддинов) и др. Большие и малые мероприятия создали своеобразный ландшафт кинофорума и придали ему масштабный характер. Даже их короткий перечень дает представление о широте спектра кинофорума. Во-первых, события проходили и во Дворце творчества молодежи, и в Институте искусств, и во Дворце искусств им. А. Навои, и в Доме кино. Во-вторых, это была внеконкурсная программа, в рамках которой прошли показы не только отечественного игрового кино, но и документального, а также французской мультипликации. И, в-третьих, проведение целого цикла мастер-классов, которые провели практически все видные гости кинофорума – Сергей Соловьев (Россия), Режи Гезельбаш (Франция), Жерар Кравчик (Франция), Шуния Ито (Япония), Матиас Хьюз (США). Общение с такими выдающимися мастерами мирового кинематографа поможет студентам ощутить себя в контексте не локального, а универсального, глобального кинопроцесса. И это очень важно не столько для их профессионального выбора, сколько для их профессионального самоощущения.
Весьма интересным был и круглый стол в Доме кино на тему «Актуальные проблемы мирового кино и развитие национального кинематографа Узбекистана». Естественно, что перспективы развития отечественного узбекского кино были в центре полемики кинодеятелей многих стран. Участники говорили о проблемах некоммерческого и коммерческого кино и о зрителях, для которых это кино снимается. В этой связи консультант кинофорума кинокритик Андрей Плахов отметил, что только в Узбекистане кино сумело сохранить своего отечественного зрителя. Участниками круглого стола были определены основные направления, по которым необходимо находить решения и проводить соответствующие реформы в развитии национального кино Узбекистана. Первое – это образовательный процесс. Хотя база у нас очень сильная, но многие ресурсы маститых деятелей кино остаются неиспользованными. Поэтому максимальное использование имеющегося творческого потенциала для воспитания новой плеяды профессионалов в области кино – это тоже одна из важных задач. В этой связи было высказано мнение, что в республике необходимо создавать специальный вуз – Институт кино и телевидения. Второе направление – организация по примеру других стран негосударственного Фонда поддержки национального кино. За рубежом существует позитивная практика по развитию национального кино, в России, например, действует специальный фонд по спонсированию кино, помимо бюджетных средств. И третье – создание Национальной киноакадемии, что явится стимулом для дальнейшего развития кинематографа Узбекистана. У нас есть мастера, которые получали международные премии, которые уже широко известны, но нет соответствующего социального статуса отрасли кино. Хотя позитивные примеры в Узбекистане имеются – в качестве такой модели был приведен опыт создания и деятельности Академии художеств Узбекистана. Таким образом, кинофорум дал импульс к рассмотрению ряда важных актуальных вопросов в практике современного узбекского кинопроцесса.