Непревзойденный мастер искусства миниатюры Камалиддин Бехзад родился в 1455 г. в городе Герат в семье бедного ремесленника. Он рано осиротел и воспитывался известным художником Мираком Наккашем – главой придворной библиотеки Хусейна Байкары. Молодой Бехзад постигал секреты изобразительного искусства своего времени также у Пира Сейид Ахмеда Тебризи, учившегося в свое время у бухарского мастера Джахонгира. Он быстро завоевал признание не только у художников, но и у поэтов Джами, Лутфи и Алишера Навои.
Раннему периоду жизни Камалиддина Бехзада посвящено произведение известного художника Джавлона Умарбекова «Миниатюрист Мирак Наккош с учениками», где мастер Мирак Наккаш изображен с учениками в пору пробуждения жизни, цветения растений. Держа в руке цветок, учитель объясняет Камалиддину, что цветок – часть природы, образ чистоты, нежности и гармонии, олицетворение жизни. Ученик внимает каждому слову учителя. После беседы с учителем Камалиддин испытывает прекрасные и добрые чувства, передавая в своих произведениях свою всеохватывающую любовь к жизни, каждое мгновение которой учит его ценить красоту природы, гармонирующую с состоянием души. На одной из его картин на первом плане изображена цветущая ветка со множеством маленьких цветков. Покачиваясь, на ней сидит певчая птица, символизирующая связь человека с природой. На фоне картины изображены стремящиеся вдаль скачущие кони, выражающие творческий полет мысли, развития и неумолимое движение вперед, к победе человеческого духа.
Картина написана в теплых, золотистых тонах. Хорошо продумана композиция картины, решен колорит, в едином ключе написаны одежда и детали растений. Отрадно, что художник с тонким изяществом сумел мастерски, грамотно связать изобразительные языки восточной миниатюры и западноевропейской художественной школы, что свидетельствует об умении автора преобразовывать на полотне свои мысли и чувства посредством кисти и красок.
12-летнего Бехзада изобразила в своем произведении «Юный Камалиддин Бехзад», художница Азиза Маматова. Запечатленный на полотне в полупрозрачном мерцании воздуха образ Бехзада смотрится изящным силуэтом на фоне неба. Его взгляд олицетворяет юность и благородство. Одежда сшита из изумрудного цвета ткани с вкраплениями алого. Во взгляде отражено состояние его души. Безбрежное пространство небес окутывает мир юноши, подобно сияющему покрывалу, где вода и воздух сошлись в едином дыхании, а символы, окружающие его, словно светятся изнутри, говоря об общечеловеческих ценностях. Птица Феникс – символ жизни, возрождающийся из пепла, – напоминание о круговерти природы. Крылатый белый конь – символ вдохновения и творчества у художников, музыкантов и поэтов. Серебристо-белая форель – символ чистоты, ясности ума и благородных целей. Полумесяц – свидетельство культуры страны, где рос и развивался Бехзад как творческая личность, впитывая наследие предков и обогащая мир своими произведениями. Гармонично и тонко найден небесно-синий цвет, вобравший в себя бирюзу, лазурь и аквамарин. Художница в полной мере исполнила свой замысел, создав образ юного мастера.
Со времен зороастризма дошло до нас имя великого художника Мани. Вторым Мани называли Камалиддина Бехзада его современники, европейцы называли его восточным Рафаэлем, а также «редким из редких».
Как художник Камалиддин Бехзад сформировался во времена правления Хусейна Байкары (1438 – 1506), когда культура расцвела благодаря ее покровителю – великому поэту и просветителю Алишеру Навои. Для многих талантливых представителей литературы и искусства Герата XV в., как и для Бехзада, в его становлении как художника решающую роль сыграли встречи с этим гениальным поэтом, с которым он разделял свои убеждения. Одна из таких встреч с А. Навои отражена в работе художника Темура Сагдуллаева «Диалог поэта Алишера Навои с миниатюристом Камалиддином Бехзадом». Портрет Алишера Навои написан с миниатюры художника Махмуда Муззахиба, ученика Камалиддина Бехзада. Поэт стоит, опершись двумя руками на посох. Его тонкое лицо светится умом, а глубокий взгляд устремлен на художника, который держит в одной руке папку со своими произведениями, а в другой – готовую книгу, которую он преподносит поэту.
Произведение выполнено в монохромной гамме, янтарный цвет которой решен колоритом картины, написанной с большим мастерством. Кажущаяся простота композиции – это, прежде всего, деликатная гармония цвета и линии. Ничто не диссонирует и не выпадает из поля зрения художника. По выражению лиц героев, их глаз и движению рук, зритель может ясно определить глубину их чувств, ощутить мир одухотворенных личностей. Спускающиеся рукава одежды у Навои закрывают кисти рук, символизируя прожитую плодотворно жизнь. Книга – сборник знаний и мудрости, а весеннее цветущее дерево отождествляет единение душ поэта и художника.
…Камалиддин Бехзад жил в Герате до 1510 г. Переехав в Тебриз, он был назначен главой тебризской шахской библиотеки Сефевидов. К. Бехзад – основоположник гератской школы миниатюрной живописи. Большими мастерами стали его ученики Махмуд Музаххиб, Султан Мухаммад и Касим Али.
Школа Камалиддина Бехзада оказала большое влияние на подготовку и становление художников-миниатюристов и развитие искусства живописи в Средней Азии, Азербайджане, Иране.
Образу Камалиддина Бехзада посвятили свои работы и скульпторы. Так, скульптурное произведение Равшана Миртоджиева «Камалиддин Бехзад» расположено рядом с Мемориальным музеем-садом, которому присвоено имя этого выдающегося мастера средневековой миниатюры. Скульптура создана в 2011 г. Немного вытянутые пропорции скульптуры, с изящным движением приподнятой одной руки, держащей кисть, а другой – лист бумаги, выражают суть этой творческой личности и его утонченную натуру. Все многочисленные светотеневые перетекания, ритмические вариации, контрасты углубленных и выпуклых мест вылеплены как оттенки движения одухотворенной материи. И в то же время скульптор передает в своем произведении не мгновенность, а длительную протяженность во времени, строгую, кристальную архитектоничность, а также широту и зрелость выношенной, отстоявшейся системы представлений о Камалиддине Бехзаде. Произведение сочетает классическую чистоту и строгость стиля с неповторимой оригинальностью.
В творчестве Д. Умарбекова, А. Маматовой, Т. Сагдуллаева и Р. Миртожиева ярко выражены тенденции, в которых отражаются органичное усвоение художественного опыта предшествующих поколений, сохраняются преемственные связи между прошлым и настоящим.