Один из интересных, своеобразных мастеров современного изобразительного искусства Узбекистана – Сейран Куртджемиль – живописец не только по образованию, а, скорее, по своему призванию, мироощущению. Уже ранние работы С. Куртджемиля, которые он выставлял на республиканских выставках, привлекли внимание искусствоведов и художников. В них ощущалась удивительная культура живописной подачи, поиск своеобразной манеры, эксперименты с формой и цветом, а главное – утонченный внутренний мир художника, очень светлый и теплый. Его работы стали сразу узнаваемы на вернисажах, он всегда входил в ряд самых талантливых молодых художников Узбекистана. Было совершенно очевидно, что Сейран Куртджемиль – талантливый живописец со своеобразной манерой письма, свободой выражения и большим новаторским потенциалом.
Творческая биография художника аналогична биографиям многих других художников поколения С. Куртджемиля. Он родился в 1967 г. в г. Янгиюле. Учился на художественно-графическом факультете Ташкентского государственного педагогического института им. Низами (ныне ТГПУ имени Низами) в мастерской Яниса Салпинкиди. Надо отдать должное Я. Салпинкиди, в стенах ТГПИ им. Низами воспитавшему целую плеяду интересных художников, которые сегодня работают в живописи, графике, актуальном искусстве. Его заслуга также в том, что он сумел создать на художественно-графическом факультете творческую атмосферу, во главу угла которой было поставлено пристальное изучение искусства западноевропейского и русского авангарда, а также поиск, эксперимент, стремление не только к профессиональному уровню, но и своеобразному выражению.
Персональная выставка С. Куртджемиля, состоявшаяся в Галерее изобразительного искусства Узбекистана в декабре 2011 г., позволяет проследить эволюцию творчества художника. Хотя, как считает сам художник, он еще продолжает находиться в творческом поиске. И это, наверное, прекрасно, потому что когда художник пребывает в состоянии поиска, его творчество живет, развивается, меняется, наполняясь новыми мыслями и чувствами, новыми образами и пластикой.
Эволюция творчества любого художника вполне логична, потому что творчество меняется вместе с жизнью. Совершенствование формально-пластического языка мастера – это не просто творческий эксперимент, а рефлексия на изменяющиеся реалии. Хотя интуитивно ощущаешь, что стержень творчества С. Куртджемиля остался прежним, но художник может стать еще глубже, утонченнее, а живопись его может петь, возвышаться над миром или заставлять задуматься, а может, тихо грустить… Бессмысленно искать ценность живописи С. Куртджемиля в сопоставлении ее с окружающим миром и в соответствии с ним. Его работы еще раз подтверждают, что «значение произведения искусства – в нем самом, а не в предполагаемых сравнениях с реальностью».
В изобразительном искусстве ХХ в., а теперь уже в искусстве ХХI в., сквозь многообразие стилистических поисков проясняются четыре принципиальные тенденции, которые взаимодействуют одна с другой и могут проникать одна в другую. Первая тенденция – «романтическая», сохраняющая пафос поэтики; вторая – устремленная к постоянному формотворчеству; третья – требующая интерпретации и существующая «лишь в диалоге, в плазме дискуссии, объяснения, вербализации»; и четвертая – сохраняющая традиционную фигуративность, жизнеподобие . Творчество С. Куртджемиля – это тот редкий случай, когда ощущаются все четыре тенденции одновременно. Сохраняется ли пафос поэтики в его работах? Да. Увлекает ли художника формотворчество, экспериментаторство? Да. Требует ли творчество художника интерпретации, объяснения, вербализации? Безусловно, да. Сохраняет ли живопись художника жизнеподобие, фигуративность? Конечно, да.
Художник пишет пейзажи, натюрморты, портреты, мифические сюжеты, декоративные композиции. Он избирателен в своих темах, отдавая предпочтение камерным мотивам. Но С. Куртджемиль из тех художников, которые камерный мотив могут возвысить до уровня значимого, содержательного, высокопрофессионального. В работах С. Куртджемиля можно ощутить влияние постимпрессионизма, авангарда, постмодернизма, но главное – ощущаешь его внутренний мир – мир богатой духовной культуры, мир настоящего искусства, в котором главенствует поиск собственного Я, своего места в искусстве.
Первое впечатление, которое возникает от восприятия работ художника, – это присутствие при некоем таинстве, когда ты видишь воочию, как собирается мир из разноцветных частичек, красок, ритмов, мазков… В этом таинстве есть что-то от живописи русского художника П. Филонова, который искал свой стиль, уподобляя его динамике живой природы. Но П. Филонов был творцом своего времени, в его творчестве нельзя не ощутить драматизма, душевного надлома. Мир в его картинах, скорее, распадался на частички…
Ищет свой стиль и С. Куртджемиль. Но живет он в другом времени и пространстве. И его мир – цельный, светлый, утонченный, созидательный. С. Куртджемиль – удивительный художник, потому что его образы не привязаны к окружающей нас действительности, но в то же время они не находятся в области ирреального. Они словно парят между реальностью и ирреальностью, оставляя свободу интерпретации для зрителя. Это то самое невидимое пространство, которое мы называем визуализацией внутреннего мира художника, выраженного через цвет, фактуру мазков, ритмику. Чтобы понять мир образов С. Куртджемиля, в него необходимо погрузиться. И только тогда он приоткроет грани своего творчества.
С. Куртджемиль – художник, воспевающий город. На протяжении ХХ в. и в искусстве ХХI в. городская тематика остается привлекательной для художников, давая простор воображению и рождая массу вариаций для интерпретации. Человек в современном городе находится под воздействием постоянно меняющегося окружающего мира. Городская среда, ее насыщенность зрительными элементами, оказывает большое влияние на состояние человека и своеобразное воздействие на внутренний мир художника.
Городские мотивы составляют основную часть пейзажей С. Куртджемиля. В работах «Лоскутный город» (2009 г.), «Вид из окна № 1» (2010 г.), «Задний двор» (2009 г.), «Вид из окна» (2009 г.), «Южный город» (2010 г.), «Город» (2011 г.), «Раннее утро» (2007 г.), «Утро» (2011 г.) узнаваемые сюжеты и мотивы благодаря мастерству художника превращаются в поэтичный мир. Вроде бы рисунок очень прост, контуры домов напоминают изображения домов в детских рисунках. Но в картинах мастера каждый живописный мазок приобретает ценность, он словно дышит. Автор работ – великолепный цветовик, тонкий колорист. Казалось бы, он, как и все живописцы, пишет цветом, но сочетание цветов в палитре художника необычайно импульсивно и «многословно». Такие сочетания «говорящего» цвета в работах художников – большая редкость. «Говорящий цвет» – это суть самовыражения художника С. Куртджемиля, конструкт его поэтического мышления. У художника есть и сельские мотивы, хотя их немного. В работах «Сельский пейзаж» (2010 г.), «Полдень в винограднике» (2001 г.) избранная тематика, скорее, – пространство для цветового эксперимента. К примеру, в работе «Полдень в винограднике» художник через цвет, ритм, живописную пластику передает ощущение летней знойной жары, ярких красок Востока в лучших традициях живописи ориентализма. На наш взгляд, это одна из наиболее удачных картин художника.
Еще одна стихия художника – это жанр натюрморта: «Натюрморт с фруктами» (2003 г.), «Натюрморт» (2010 г.), «Цветы, вино, фрукты» (1999 г.), «Натюрморт с бутылками» (2000 г.), «Натюрморт с рыбкой» (2001 г.), «Натюрморт с лимоном» (2011 г.) и другие. Пожалуй, именно в нем проявляется эстетство художника в самом хорошем смысле. Казалось бы, композиционно они логически выверены, но не схематичны и обладают большим эмоциональным воздействием. Причина этого – в тонком колористическом мастерстве художника, не просто в использовании цвета, а в особой «цветописи». Казалось бы, художник в своих натюрмортах использует известные мотивы. К примеру, мотив граната варьировался неоднократно в работах узбекских художников, мотив интересный как своим символическим содержанием, так и визуальным решением. Но С. Куртджемиль дает ему свое решение, «образ» его граната невозможно перепутать с изображением этого мотива у других художников. В натюрмортах С. Куртджемиля визуальный ряд и большей частью цвет передают ощущение жизни, ее красоту, ее ритмику. В чем-то натюрморты художника напоминают натюрморты П. Сезанна. Это одушевленный «вещный» мир, в котором каждая изображенная деталь живет своей жизнью. На наш взгляд, натюрморты С. Куртджемиля отличаются утонченностью, легкостью и виртуозностью живописного исполнения.
Своеобразное место в творчестве художника занимают работы философского звучания. Это «Люди, бросающие невод» (2008 г.), «Близнецы» (2010 г.), «Над городом» (2002 г.), «Человек с собакой» (1998 г.), «Камила» (2010 г.), «Тишина» (2011 г.), «Девушка с чашей» (2011 г.). Некоторые из них близки к портретному жанру, другие более условны, метафоричны. Но и те, и другие рассчитаны на ассоциативное восприятие. Образы людей в работах художника воспринимаются не как конкретные портреты, а как определенные универсальные архетипы. Они не несут в себе знаковости национальной принадлежности, возраста, cоциальной конкретики, они условны и символичны.
К примеру, произведение «Люди, бросающие невод», полно глубокого смысла и метафорично по своему художественному решению. Визуально – это толпа людей с поднятыми руками, устремивших взор к небу и пребывающих в состоянии ожидания. Изображены рыбы, плывущие в небесах. Но это не просто улов рыбы. В картине все символично. Художник передает состояние людей в ожидании чуда, веры, надежды. А это состояние знакомо каждому человеку. В искусстве разных стран рыба выступает символом плодовитости, в том числе и в духовном плане, и изобилия. Рыбы в традиционной культуре многих народов символизируют чистоту. В христианстве – это сама вера, становясь символом Христа. В эпоху европейского средневековья «рыба стала символом духовной сущности, сокрытой под видимым покровом вещей» (3, с. 369). В работе С. Курджемиля есть ощущение какого-то предстояния перед высшими силами…
Картина «Близнецы» написана, казалось бы, на понятную тему. Проблема схожести и различия, идентичности и индивидуальности, общности и своеобразия всегда была актуальна в философии, психологии, культуре, искусстве. В теории архетипов известен «архетип двойничества человеческой натуры, единства и противоположности сознания и тени, рационального и иррационального, духовного и телесного». Двойничество – это и способ человека взглянуть на себя глазами другого человека. В постмодернистской парадигме двойничество включает в себя и момент игры. У С. Куртджемиля это тоже не просто близнецы, всматривающиеся друг в друга. Это символы поиска собственного «Я», поиска индивидуальности, избежания клише, однотипности. Ведь обладание собственным «Я» всегда представляло и представляет одну из самых больших человеческих ценностей!
Внимание привлекает работа «Тишина» (2011 г.), в которой крупным планом художник изображает девочку с морской раковиной. Колористическое решение картины, типаж девочки напоминают о том ощущении от вслушивания в морскую раковину в далеком детстве, которое остается у человека на всю жизнь. Образ девочки в своем визуальном решении близок маске, и это тоже архетип. Такой же образ маски художник использует в работах «Человек с собакой» (1998 г.), «Девушка с чашей» (2011 г.). И это не случайно, так как архетип маски призван, по Юнгу, скрывать содержание бессознательного. Художник не раскрывает образы, а, скорее, прикрывает их маской, оставляя право самому зрителю «раскрыть» ее.
С. Куртджемиль – художник ощущений, художник состояния. Это подтверждает его картина «Над городом», которая воспринимается как песня. Если попытаться в словах передать ее сюжетную канву, то можно сказать, что в ней изображены два ангела, парящие в небе в яркий солнечный день. Работа написана в желто-красно-синей цветовой гамме. В ней нет ненужных деталей – это особенность композиционных построений картин С. Куртджемиля. Деревья в нижней части картины – наш суетливый мир; дальше – пространство, в котором парят ангелы в обрамлении летающих птиц в виде крестов; солнце в уголке картины, совсем как в детских работах. Но в целом – это ощущение счастья, полета души, мечты. Все удивительно просто, красиво и искренне. Работа напоминает состояние картин Марка Шагала с парящими в небе людьми, но несет своеобразие авторского почерка С. Куртджемиля.
Знакомясь с картинами Сейрана Куртджемиля, можно ощутить, когда художник радуется и когда грустит. У него есть две работы с одинаковым названием «Торжественный день» (2008 г., 2009 г.), в которых через живописное изображение города художник передает свое ощущение радости, счастья, когда душа человека начинает парить. Но в то же время в картинах «Ноябрь» (2007 г.), «Дождь» (2006 г.) с помощью цвета художник передает ощущение осени, сырости, холодного дождя, и в унисон этому состоянию природы рефлексивно откликается душа мастера.
В детской студии Галереи изобразительного искусства Узбекистана провели эксперимент, предложив детям на выбор сделать копии с работ С. Куртджемиля. Удивительно, но дети в возрасте от 5 до 12 лет смогли очень тонко прочувствовать внутренний мир художника и написать свои работы в его стиле. Работы получились такими же «лоскутными», интересными, светлыми, яркими и добрыми. И это, наверное, не случайно, потому что внутренний мир художника С. Куртджемиля очень добрый и светлый. Он открыт и излучает позитивную энергетику. Художник создает свои «лоскутные» миры, нужно только суметь в них проникнуть.
Камола Акилова