Искусство рельефной обработки художественных изделий из металла – торевтика – по древности происхождения уступает лишь художественной керамике. В древнейший период преобладали изделия из бронзы. Позже местные торевты создавали свои произведения из золота, серебра, меди и других металлов, создавая шедевры искусства. Торевтика античности и раннего средневековья представлена в основном изделиями из серебра с позолотой, а начиная с XI в. главной продукцией ремесленников- торевтов становятся изделия из меди и ее сплавов.
Особый взлет в развитии торевтики Узбекистана характерен для позднеан- тичного и раннесредневекового периодов (III – VIII вв.). В это время художественные изделия из драгоценных металлов – золота и серебра, предназначавшиеся для правителей, знати и зажиточных слоев общества, приобретают светскую тематику – сцены пиршеств и тронных восседа- игора Абдуллаева Ажурная музыка металла (Чеканка по металлу и история ее развития в Узбекистане) ний, охотничьи подвиги, единоборства и культово-мифологические сюжеты. Они включают образы мифологических и эпических героев, различных божеств, изображения фантастических существ и реальных птиц, животных.
В IX – X вв. в связи с исламизацией в областях Средней Азии появляется стиль, синтезирующий традиции ис-кусства различных народов, вошедших в состав халифата, на новой идеологиче-ской основе. Рост городов, расширение среды потребления металлических изделий различного назначения стимулировали развитие массового ремесленного производства, сырьевые потребности которого драгоценные металлы удовлетворить не могли, способствовали процветанию ремесла, массовому распространению более дешевых – медных изделий и сплавов меди с бронзой, оловом, свинцом, серебром, во многих случаях заменявших предметы из золота и серебра.
В середине XI в. в прикладном искусстве Средней Азии меняется художественный стиль оформления изделий, торжествует национальное орнаментально- декоративное начало. Самым распространенным приемом нанесения орнамента становится гравировка, наиболее полно отвечающая основным принципам декоративности-плоскостности, «ковро- вости» узора. Все реже применяется рельефная чеканка. Появляются новые – изящные и легкие формы предметов. В торевтике IX – XII вв. широкое распространение получил эпиграфический орнамент, не знакомый раннесредневеко- вому искусству. Надписи почерками «строгий» и «цветущий» – «куфи» и «насх» состояли из тривиальных благопо- желаний типа «слава, успех, здоровье, счастье, благополучие » и т.д. безымянному владельцу сосуда или чаши. Как и в поливной керамике той поры, надписи постепенно стилизуются, становятся неразборчивыми и превращаются в своеобразный письменный орнамент.
Стремление мастеров-чеканщиков к изощренности орнаментального узора и изысканности форм сосудов усиливается в XIII-XV вв. Нередко применяется инкрустация узоров серебряными и золотыми нитями. Сохранилось славившееся в ту пору среднеазиатское вооружение: украшенные богатым чеканным узором и накладными узорами из драгоценных металлов и ярких самоцветов щиты, шлемы, сабли, кинжалы, боевые топорики, широкие пояса.
В XVIII – XX вв. города Хива, Бухара, Коканд, Самарканд, Карши, Шахрисабз, Ташкент становятся главными центрами производства чеканных изделий.
Чеканка – тонкая ручная работа, выполняемая довольно простым инструментом пелад – калямом, виды которого разнообразны. Калямы применялись в зависимости от характера орнамента и техники нанесения узора. Кроме того, в наборе инструментов имелись молоток и предметы для шлифования поверхности изделия после чеканки (ранда и мискал – тип напильников). Для нанесения очертания рисунка на поверхность изделия чеканщики иногда пользовались циркулем. Но опытные чеканщики, знающие сотни узоров, не прибегают к предварительному нанесению очертаний и наносят его сразу зубилом.
Обычно чеканщик работает сидя на полу перед низким деревянным столиком, на котором помещается подушка из толстого слоя особого вара – кандал – ее упругая и пластичная поверхность очень удобна для работы (она отражает и смягчает удары молоточком по каляму). Кандал – сусло сока растений, произрастающих на территории Индии и Ирана. Остывший вар мастер закрепляет на поверхности рабочего столика. Придерживая резец пальцами левой руки, чеканщик правой рукой отрывисто, но мягко ударяет молотком по верхнему концу наклонно поставленного резца. При чеканке полых высоких сосудов их внутренность заполняется песком или тряпками и утрамбовывается. Закончив чеканку узора, мастер подчищает его контуры, обрезает и выравнивает края, добиваясь изящества линий, а затем приступает к обработке фона узоров. Последней операцией является шлифовка поверхности изделия, узор которого наносится поливным и чеканным способом. Поливной – выведение узора с помощью металлической или бронзовой колоды, на которую постукиванием молоточком накладывается медная или свинцовая пластинка. Появляется узор на пластинке, которая закреплялась на изделии. Второй – чеканный способ, имел два вида: чеканный и расписной – вспомогательный. В оформлении фона пользовались вспомогательными приемами отделки.
Общий процесс развития стиля среднеазиатской чеканки сопровождался одновременно и образованием ее локальных школ, полностью сложившихся в XIX в. В1967 г. в Хиве была открыта школа художественного производства. Хорезмская школа чеканки особенно устойчива в сохранении форм и орнаментации. Хорезмские кувшины для воды всех видов не похожи по форме и отделке на подобные же сосуды других районов, где они и называются иначе. В Хиве «пузатые» кувшины для воды назывались «тунча». Отдельные из них имели крышку и ручки кувшинов. Локальным своеобразием в медночеканных изделиях было и то, что кроме кувшинов использовались и медные ведра «кашкул». Своеобразны, например, тазики для умывания, называемые в Хорезме «селобча», а не «дастшуй», как в других областях Узбекистана. У них более высокий резервуар, некоторые имеют даже подставку (капи).
Нигде в Узбекистане, кроме Хорезма, не производят сосуды для воды – оригинальные «кумганы». В остальных регионах их называют «офтоба». Кумган отличается от офтоба тем, что не имеет ручки. Он более плоский по форме, имеет длинное и узкое горлышко.
Особенность хивинской техники – гладкий фон, без отделки. Изделия мастеров хивинской школы строги и богаты. Подкраску фона они не делают, умеренно употребляя только черный и красный лаки, а фон отделывался штрихами – параллельными линиями и значительно реже – пуансоном. Широко применялись хорезмскими чеканщиками медальоны – «турунж» (от арабе, «лимон») и сетки сложных конфигураций. В орнаменте хивинских чеканщиков преобладают элементы растительного характера, среди которых популярен «айланма ислими» – в виде завитков побега, туго закрученных в спирали и усыпанных 5-6 лепестковыми цветками, изображенными в фас и в профиль. Из хивинских растительных узоров можно выделить условный узор в виде кипариса – «савр».
Интересна родословная семьи Матча- новых, родоначальником которой был Мухаммад Панно. Он был чеканщиком, литейщиком и гравером ханских оружейных мастерских. Его сын Худайберган являлся чеканщиком, музыкантом, каллиграфом, резчиком печатей, отливал пушки и был первым часовым мастером в Хиве.
В начале XX в. в Хиве работали такие талантливые медники и мастера чеканки, как Матякуб Джанибеков, Хужанияз Сайитниязов, Собирхан Худайберганов, Бекжан Якубов и Атаджан Мадрахимов. В годы независимости древним видам национальных ремесел стало уделяться большое внимание. В Хиве бурно развиваются чеканка по металлу, резьба по дереву, ганчу, мрамору, мозаика, художественная резьба, ковроделие, кожевенное ремесло. Изделия хивинских мастеров – кувшины, подносы, блюдца становятся популярными и за рубежом. Народный мастер Хайитмат Богибеков за резные изделия, выполненные в традиционном восточном стиле, удостоен призов международных выставок и сертификата ЮНЕСКО.
Народные ремесла – неразрывная часть древнего культурного наследия. Всесторонняя поддержка деятельности народных мастеров, возрождение традиций наставник – ученик – залог его дальнейшего процветания.
Игора Абдуллаева