Народные песни и инструментальные мелодии, являясь в значительной степени не только развлечением, но и насущной потребностью, выполняя различные функции, касающиеся как семейной жизни человека (свадьба, труд, досуг), так и явлений природы, верования, бытовали с самой различной тематикой и в разных формах. Музыкальные жанры, образы, формы исполнения, выразительные средства в музыкальном фольклоре постоянно взаимодействуют со спецификой, уникальностью каждого конкретного локального проявления. Музыкальный фольклор Кашкадарьи в историко-культурном контексте отличается разнообразием жанров и музыкально- стилистических признаков, разновидностью инструментария и традиционными формами музицирования. В их числе как обрядовые, колыбельные, трудовые песни, народно-эпические сказания дастаны, так и инструментальные наигрыши на чанг-кобузе, домбровые напевы, чарующие мелодии на сибизги и чупон найе, своеобразные танцевальные ритмы на ударных инструментах. При этом исторические, социально- экономические условия жизни в регионе способствовали образованию определенной межэтнической и межнациональной связи и общности музыкального наследия народов, населяющих данную область: уже несколько столетий здесь проживают узбеки, таджики, арабы, туркмены и представители других национальностей.
Успехи любительского музыкального движения демонстрируются на многочисленных конкурсах и фестивалях республиканского и международного масштабов, на общенациональных праздниках Навруз и Мустакиллик. Достижения бесспорны, а исполнительский уровень многих фольклорных ансамблей удивляет и радует. Почти во всех районах Кашкадарьинской области функционируют фольклорные ансамбли, ряд из них удостоен звания «Народный фольклорный ансамбль». Среди них «Чирокчи чироклари» Чиракчинского, «Момогул» Каршинского и «Занжирсарой» Мубарек- ского районов. Большую известность обрели ансамбли «Араб гуллари» города Карши, «Бешкарсак» и «Чаманзор» Шахрисабзского, «Сабогул» Китабского, «Махаллада дув-дув ran» Камашинского, «Фарзона», «Бустон» и «Омон ёр» Касан- ского, «Ал-арабия» Миришкарского, «Гулрух» Гузарского, «Нурафшон» Нишанского, «Нозиргул» Яккабагского районов. Ансамбли вносят свой вклад в сохранение обрядов и обычаев и в целом – в развитие традиционного фольклорного искусства. Именно фольклорно- этнографические ансамбли способствуют приобщению к большому искусству, насыщению повседневного музыкального быта, возрождая естественное музыкальное общение на материале и в духе местных песенных традиций. Характерной тенденцией в таких коллективах является стремление создавать собственный репертуар с учетом традиционной культуры, прежде всего местных фольклорных традиций, в частности, кашкадарьинских.
Народный фольклорно – этнографический ансамбль «Чирокчи чироклари» создан в 1988 г. при Доме культуры Чиракчинского района Кашкадарьинской области. Первоначально он назывался «Уфори» (настоящее название – с 1994 г.). Особую популярность у зрителей в то время завоевал мужской народный танец «Уфори» (уфар – песенно-танцевальный жанр), а также заключительные произведения вокальных разделов макомного искусства). Организатором ансамбля была Махкам- тош Каюмова – страстный знаток и ценитель фольклора. Она объединила в коллективе более 40 человек – мужчин и женщин преклонного возраста, которые увлекались народными песнями и танцами и были в определенной мере знакомы с местным фольклором. Во многом коллективу помог и директор Дома культуры Бурхан Маматов, который составлял репертуар, занимался обработкой фольклорного материала. Особое внимание уделялось народным обрядам, сохранению местного музыкального диалекта, музыкальных традиций. Репертуар слагался из отрывков и терма (музыкально-поэтический жанр народных сказаний) из дастанов «Алпамыш» и «Гор оглы», обрядовых песен – «Мучал той» (торжество мечал, т.е. двенадцати- годичный восточный цикл), «Туй- туйларга улашсин» (Со свадьбой свадьба соединится), «Туй мубарак» (поздравления со свадьбой), трудовых – «Куш хайдаш» (Запрягание волов), «Майда» (Молотьба), колыбельных – «Алла»; популярных народно-массовых песен «Омон ёр», «Атиргул» (Роза), «Оккина когоз пириллар» (Шелест отбеленной бумаги), «Чирокчининг кургони» (Курганы Чиракчи) и др.
Своеобразием исполнительства является использование в репертуаре ансамбля искусства народных сказителей с их гортанной манерой пения в интерпретации Шомурода бахши Тогаева (отрывки из дастана «Алпамыш», а также напевы бахши – «бахши куй» и терма), удостоенного в годы независимости почетного звания «Народный бахши Узбекистана». Среди старейших участников ансамбля – Тошой момо Хайитова – исполнительница народных песен и напевов на чанг-кобузе. Популярны театрализованные представления ансамбля «Туй маросими» (Свадебный обряд), «Чирокчи чироклари» (Огни Чиракчи), «Чирокчи момо» (Матушка Чиракчи), «Навруз» и др., где наряду с народными обрядами значительное место занимали такие образцы песне творчества, как свадебные «Туй муборак» (поздравительная), «Ёр-ёр» (шественно- величальные), «Хазор али» (Поклон невесты), «Кутлов» (Приветствие), колыбельные «Алла», календарные «Навруз», «Сумалак», «Бойчечак» (Подснежник), трудовые «Мехнат кушиклари» (Песни о труде), бытовые «Плов», «Дугона» (Подружки), «Омон ОМОН булди» (Все стало добрым), лапары (песни-диалоги), современные песни, посвященные Родине, Кашкадарье, родному краю «Суйла думбирам» (Пой, моя домбра), «Чирокчи момо» (Матушка Чиракчи), «Думбирам» (Моя домбра), «Узбекистон», «Тошкучанинг йуллари» (Дороги Ташкуча), «Чирокчининг кургони» (Кургани Чиракчи) и др. Среди исполнителей Хамро Мурадова, Чинни Тоштемирова, Кучкар Курбанов, Абдураззак Тошев. Ансамбль успешно участвовал в таких конкурсах и фестивалях, как «Мархабо, талантлар – 1995», «Чашма-94», «Бойсун бахори», «Асрлар садоси», в юбилейных мероприятиях, посвященных таким историческим личностям, как Амир Темур, Ал Фергани, а также городам Хиве, Шахрисабзу.
Народный фольклорно-этно- графический ансамбль «Момогул» образован в 1988 г. при Доме культуры Каршинского района. Инициатором и руководителем его была Момогул Ахмедова, по профессии крановщик. Она – большой знаток фольклорного искусства и прекрасная исполнительница народных песен. В ее репертуаре как традиционные, так и современные песни. Момогул Ахмедова вовлекла в ансамбль женщин махалли, с которыми разучивала старинные народные песни. Это М. Саатова, Т. Зайдуллаева, И. Маматова, М. Жаббарова, Р. Тоштемирова, Л. Чарыева, X. Эгамбердыева, Н. Ганиева, Н. Бабаева, X. Гайбуллаева, Г. Алибекова. Музыкальным руководителем и обработкой песен занимался Мейли Туракулов. Душой ансамбля была Момогул Ахмедова, а визитной карточкой коллектива стала песня «Момогул» (Женской цветок). В репертуаре ансамбля прочное место заняли такие народные песни, как «Алла» (колыбельная), «Туй маросими» (Свадебный обряд), «Ёр-ёр», «Омон ёр», «Нозиргул» (Женское имя), «Онажоним» (Милая матушка), «Чойнак ракси» (Танец с чайниками), «Кошик ракси» (Танец с ложками), «Беллари тасмадак- кина» (Любимая с тонкой талией), «Хо, Лайли» (О, Лейла) и др., сохранивших древние предания, обряды, историю родного края, местные музыкальные традиции. Песни сопровождались игрой на дойре и чанг-кобузе. Ансамбль принимал участие в праздновании Навруза и Мустакиллика в Ташкенте, в фольклорных фестивалях в Туркмении и Германии, республиканских конкурсах фольклорных ансамблей.
В 1995 г. был создан фольклорно- этнографический ансамбль «Занжирса- рой», сразу завоевавший популярность своим отношением к фольклорным традициям. Его руководитель – Фазыл Мадиев. В ансамбле, наряду с представителями старшего поколения принимает участие молодежь. Основная цель коллектива – сохранить и возродить народные обряды и музыкальные традиции Кашкадарьи. Отсюда и свойственный для нее репертуар, где традиционные песни сочетаются с современными народными песнями и танцами. В их числе «Согинч» (Тоскуя по тебе), «Кизги- на» (Девчонка), «Ёрим мани» (Моя ненаглядная), «Совчилик» (Сватовство), «Кашкадарё эли» (Край мой, Кашка- дарья). Определенное место в репертуаре ансамбля занимают песенные жанры лапар, кошук, терма. Ансамбль – участник общенациональных праздников, юбилейных мероприятий, фольклорных конкурсов и фестивалей. В 2007 г. коллективу присвоено звание «Народный фольклорный ансамбль».
Деятельность многих фольклорно – этнографических ансамблей на местах – неиссякаемый источник музыкальной активности. Среди его участников – носители подлинного музыкального наследия Узбекистана. А участие в этих ансамблях дает возможность молодежи не только сохранять народные традиции, но и осваивать принципы устного музицирования, в частности, локальные особенности фольклорного исполни тельства. Деятельность фольклорных ансамблей на местах всячески поддерживают местные локальные музыкальные традиции, которые складывались на основе многолетних устойчивых личных контактов участников творческих народных коллективов.
Махбуба Исмаилова, Шарход Абдуллаев