Крупнейшими центрами художественной керамики в Средней Азии IX – XIII вв. были Самарканд, Бухара, Чач, Фергана, Хорезм. Как один из значимых видов прикладного искусства керамика получила широкое распространение в связи с развитием торгово-ремесленных городов, которые были центрами этого вида прикладного искусства, где появлялись технологические новшества и новые приемы оформления.
В IX – XII вв. Ферганская долина переживала период подъема экономического развития, который отразился и на производстве керамической посуды, центры которой находились в основном в городах Ахсикент, Ош, Узген, Кува и др. Узоры над белым ангобом желтой и синей глазурью, а иногда – под нею, свидетельствуют об общности стилевых тенденций с афрасиабской керамикой, завезенной сюда из Согда. Кувшины покрывались тонкой светло-желтой глазурью и украшались расписным или гравированным орнаментом. Ляганы были четырех видов, отличающихся формой и размерами. На их внутренней части – в центре – располагались пяти- или семиконечные звезды, края украшались растительными или геометрическими узорами в виде повторяющихся чередований кругов и ромбиков. Лицевую часть ляганов покрывал простой узор, расположенный по радиусу и состоящий из направленных в центр углов, соединенных линиями. Преобладает зеленовато-желтая и золотистая глазурь.
Художественная керамика темуридского периода отражает общие тенденции, бытовавшие в XIV – XVII вв. на территории Средней Азии, характеризующиеся стиранием местных традиций и своеобразием художественного развития, объединенных влиянием ислама, формированием и широким распространением “темуридского керамического стиля”. Процессы, протекающие в поливной керамике этого времени, имели основополагающее значение для формирования орнаментального стиля и системы узоропостроений в керамике всех последующих столетий.
В XVIII – XIX вв. происходит обновление гончарного ремесла, с большей локализацией художественных процессов, связанных с формированием на территории среднеазиатского Междуречья Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств. Для ферганской и хорезмской керамических школ была характерна холодноватая сине-бело-голубая гамма цветовых оттенков, связанных общностью технических приемов – использованием поташной или ишкоровой глазури, придающей специфическую сине-голубую окраску подглазурной росписи. Во всем остальном – в формах изделий, содержании и трактовке орнаментов – керамика этих двух школ имела существенные различия. Большим разнообразием по формам и содержанию декоративных мотивов обладала керамика ферганской школы в отличие от традиционных неполивных сосудов для воды – мургоба, которые изготавливались женщинами горных районов Таджикистана. Мастера ферганской школы производили мургоба, полностью покрытые глазурью.
В конце XIX – начале XX в. ведущее место, безусловно, занимала ферганская школа поливной керамики Андижана, Гурумсарая, Намангана. Северные регионы Таджикистана также входили в состав ферганской школы керамики, главным центром которой являлся Риштан. Риштанская керамика отличалась высокими технологическими и художественными качествами. Мастера Риштана разработали собственный стиль росписи с изысканным рисунком. Нередко в орнаментику вводятся конкретные предметные изображения – от чойдышей, кувшинов, музыкальных инструментов до ружей и ножей. В конце XIX – начале XX в. в Средней Азии славилась риштанская столовая посуда типа “чинни”. В развитии этой местной традиции определенную роль играл массовый ввоз китайского фарфора. Наиболее явственно китайское влияние проявилось в соседних с Риштаном областях Таджикистана, особенно в кишлаке Чорку. Народные мастера Риштана в XX в. делали и свистульки – игрушки – чурчурак или хушпулак. Этим промыслом занимались в основном женщины.
Один из наиболее известных центров ферганской голубой керамики – Гурумсарай, прославившийся изделиями с монументальными композициями, изображающими кувшины и чойдыши. Для Гурумсарая характерен так называемый зеркальный узор, когда орнамент одновременно можно рассматривать и как фон, и как рисунок. Орнаментальный состав гурумсарайской керамики отличал больший консерватизм, более тесное следование и приверженность исконным традициям.
Одним из центров производства поливной керамики являлся также город Наманган. В конце XIX – первой трети XX в. мастера Намангана широко использовали как ишкоровую, так и свинцовую глазурь. В декоре изделий использовались такие узоры, как четан гул, мехроби, паргори накш, ислими айлана, олма гул, тумор, бехи гул, дондона (зубчатый узор), давра ислими, оба, жанжира и т.д.
Другим значительным центром ферганской школы керамики был Андижан, мастера которого редко используют ишкоровую поливу, поэтому их изделия, несмотря на сходство с орнаментикой Гурумсарая и Риштана, имеют, тем не менее, желтый колорит, поскольку при обжиге ими используется свинцовая глазурь. В начале XX в. в небольшом городке Андижанской области Шахрихане изготавливали большие плоские блюда для празднеств и ритуалов.
В конце 20-х гг. XX в. во многих керамических центрах организуются артели, курсы, школы. Гончары изготавливали традиционную посуду, при орнаментации которой использовали кистевую роспись, гравировку и штамп. Керамика ведущих школ все еще сохраняла локальное художественное своеобразие. В то же время в 1930-е гг. под влиянием общих тенденций начинается поиск новых художественных решений. Наиболее ярким их проявлением было использование портретных и сюжетных композиций. В 1950 – 1960-х гг. керамисты уделяли внимание также созданию сюжетно-тематических и портретных изображений, ориентированных на язык станкового искусства, что в целом нарушало образный строй традиционных по формам изделий.
К числу наиболее динамично развивающихся центров гончарства современности можно отнести Риштан – богатейший источник изучения специфических особенностей нынешнего состояния традиционной керамики как с точки зрения технологии и производства, так и художественного оформления и стилевых особенностей. В 1970 – 2000-х гг. (в 1970-х гг. было заново восстановлено изготовление ишкоровой глазури) можно отметить следующую тенденцию в развитии риштанской керамики: отдавая дань традиционному наследию, риштанские мастера достаточно смело и решительно вносят изменения как в трактовку формы изделий, так и в характер орнаментального декора. Они стремятся к новациям, которые, однако, не всегда дают положительный результат, нередко приводя к эклектике. Кропотливое, детальное восстановление традиционных форм и орнамента, постоянное следование традициям уступает место все более активному проявлению индивидуальной творческой инициативы, расширению спектра используемых приемов и орнаментальных узоров.
В настоящее время риштанские керамисты применяют на основе традиционных и технологических приемов ишкоровую глазурь, а также используют привозные фабричные красители: окись меди, кобальт, окись марганца.
Локальные художественные особенности риштанской керамики во многом определяются характером орнаментального декора изделий. Ее орнаментика наиболее богата и насыщенна, включая в себя весь комплекс орнаментальных узоров, используемый керамикой Узбекистана, – геометрические и растительные узоры, знаки-символы, предметные изображения, зооморфные и антропоморфные мотивы. В то же время идет процесс дальнейшей декоративизации как первичных архетипов (древний и средневековый периоды), так и вторичных (предметные изображения конца XIX – начала XX в.). Кроме того, в керамику проникают архетипы третьего поколения, внесенные на протяжении XX столетия (1930 – 1950-е и 1990-е гг.). Так, с 1990-х гг. в декоративное оформление плоских блюд ряд мастеров начал включать каллиграфические надписи арабской вязью, фрагменты минаретов, мечетей, медресе, портреты и т.д.
Изменение социальных условий бытования традиционных ремесел закономерно привело к определенным трансформациям, отразившимся на характере риштанской керамики. Процесс перехода традиционных художественных ремесел из сферы утилитарной в область сувенирного производства, начавшийся в середине XX в., в начале нынешного столетия был продолжен. Исчезли многие традиционные формы изделий; ведущей в настоящее время остается форма лягана, сохраняющая хорошее пространство для декора и не потерявшая утилитарного назначения. В то же время получает развитие экспериментальный поиск новых орнаментальных решений. В целом в процессе адаптации риштанской керамики к условиям рыночной экономики немало настораживающих моментов. В поисках рынка сбыта многие мастера подстраиваются под невзыскательные вкусы туристов, что нередко приводит к потере традиций и особенностей стиля. Осложнилась ситуация с подготовкой кадров керамистов. Старая система “усто – шогирд” в настоящее время приобрела слишком упрощенную, искаженную форму. В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда рынок портит традиционную систему подготовки высококлассных мастеров-керамистов, что ведет к упадку общего уровня керамики прославленного центра. Ведущие мастера, которые производят высококачественные изделия, стремятся продать их по цене, соответствующей качеству, в то время как их ученики отдают свою продукцию задешево. Поточная продукция заполонила салоны, галереи, рынки туристических центров Бухары, Самарканда, Хорезма, Ташкента. Да и в самом Риштане порой очень сложно встретить посуду, выполненную в исконных традициях Риштанского керамического центра. Орнамент серийных подделок чрезмерно измельченный, сухой, графичный и лишь отдаленно, по некоторым деталям, напоминает сочный и живописный декор изделий лучших мастеров края. Молодое поколение керамистов, ориентируясь на рынок и заказчика, стремится наладить ускоренное, а значит – менее качественное производство, с другой стороны, среди них сохраняется осознание необходимости следования исконным традициям. Такая ситуация создает немало сложностей в творчестве риштанских мастеров.
Таким образом, на современном этапе актуальной становится проблема сохранения самобытной природы исконной орнаментики и в этом смысле – чистоты художественно-образной структуры риштанской керамики. Необходима проработка вопроса о регулировании цен и защите авторских прав в сфере традиционного народного искусства.
Несмотря на проблемы творческого и организационного характера, позитивные сдвиги, произошедшие за годы независимости, очевидны. Неизмеримо вырос социальный статус народного мастера-керамиста, а риштанская керамика стала продаваемой, обретя свой торговый бренд. Увлечение профессией керамиста охватило все слои населения края, заметно возрос интерес к традициям керамики в самом Риштане и за его пределами. Многие мастера побывали в творческих командировках в Японии и в других странах, стали проводить свои персональные выставки за рубежом.
В Риштане благодаря энтузиазму мастеров и поддержке местных органов власти заметно активизировалась пропаганда творчества ведущих керамистов, был создан ряд музеев и творческих студий народных мастеров прославленного центра. В их числе Дом-музей известного керамиста Ибрагима Камилова, Дом-галерея, созданная Рустамом Усмановым (1997), Творческая мастерская Алишера Назирова (2005). Все это, безусловно, внушает оптимизм и уверенность в то, что несмотря на имеющиеся в развитии риштанской керамики проблемы творческого и организационного характера этот крупнейший в Центральной Азии центр традиционного гончарства будет развиваться в верном направлении.
Сурайё Алиева