Среди плеяды выдающихся художников Азербайджана особое место принадлежит художнику, графику Эльмире Шахтахтинской (1930 – 1997 гг.). Выбор ею пути художественного творчества не был случайным: род Шахтахтинских дал Азербайджану немало деятелей культуры и науки. Окончив в 1950 г. Азербайджанское государственное художественное училище имени А. Азимзаде, Э. Шахтахтинская поступила в Московский Институт живописи имени В. И. Сурикова, в мастерскую плаката. В середине 50-х гг., в самом начале своего творческого пути, молодая художница создала ряд политических и социальных плакатов, посвященных актуальным темам советского времени. Кратко выражая основную мысль плаката, Э. Шахтахтинская заявила о себе как о мастере, творчески решающем поставленные задачи, находя новые, порой необычные формы выражения повседневных проблем.
Широкую известность Э. Шахтахтинской принесла серия культурно-зрелищных плакатов “Азербайджан – страна древнейшей культуры” (1, с. 3 – 4). В течение 15 лет ею создан цикл плакатов-картин, раскрывающий перед зрителем многообразие истории и культуры азербайджанского народа. Тщательное изучение исторического и фактологического материала, продуманность основной идеи, умелое использование фона и вспомогательных деталей позволили Шахтахтинской создать эмоционально-образные произведения искусства. Особое место в цикле занимают портреты выдающихся деятелей культуры и искусства Азербайджана периода древности и средневековья. Поэты и мыслители Низами Гянджеви, Хагани Ширвани, Имадеддин Насими, Мухаммед Физули и др. изображены выразительно, с мельчайшими подробностями историко-этнографического плана; узнаваемо, но в то же время ново. Удостоенная звания Заслуженный деятель искусств Азербайджана в 1963 г., звания народный художник Азербайджана в 1977 г., Э. Шахтахтинская создала галерею плакатов-портретов деятелей культуры Азербайджана ХХ в, в их числе Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев, Фикрет Амиров, Самед Вургун и др.
Среди произведений Э. Шахтахтинской особое место занимает плакат-портрет выдающегося узбекского поэта и мыслителя эпохи средневековья Алишера Навои, работа над которым была завершена ею в 1991 г., к 550-летию Навои. Тема Узбекистана была не нова для художника. Еще студенткой она с этюдником посещала различные места Узбекистана. Живописные пейзажи, старинные памятники, этнографические особенности одежды – все это волновало и привлекало молодого художника, которая переносила все увиденное на бумагу и холст. Еще раз Э. Шахтахтинская столкнулась с темой Узбекистана, работая над портретом видного азербайджанского философа Бахманйара ал-Азербайджани (993 – 1066 гг.), который был воспитан выдающимся ученым-энциклопедистом Абу Али Ибн Синой, взявшим смышленого мальчика себе в ученики. Ибн Сино впоследствии писал: “Он мне любим как сын и даже больше. Я дал ему образование и воспитание… ” (2, с.15 – 16).
Творчество и прогрессивная общественная деятельность основоположника узбекской классической литературы, учёного и мыслителя Алишера Навои (1441 – 1501 гг.) оказали огромное влияние на развитие культуры не только узбекского, но и многих других народов средневекового Востока. Его наследие и по сей день пользуется большой популярностью в Азербайджане. Так, в 2004 г. Указом Президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева избранные произведения Навои были изданы на азербайджанском языке (3). Образу А. Навои большое внимание уделяют многие азербайджанские художники, скульпторы, композиторы (4, с.19 – 21, 37 – 40).
Результатом кропотливой работы Э. Шахтахтинской стал плакат-портрет, свидетельствующий о широте эрудиции, творческой фантазии и таланте художника. Для портрета А. Навои в исполнении Э. Шахтахтинской характерны живописность и декоративность – отличительные черты восточной миниатюры. На переднем плане картины – А. Навои, сидящий на тахте с раскрытой книгой в руках. На втором плане – розовый куст, страница из рукописей Навои, миниатюра из его произведения, круг и резная деревянная колонна. В верхнем левом углу картины на азербайджанском языке кириллицей, но в виде арабской вязи написано: “Алишир Навои – 550″. Лиризм, романтическая взволнованность картины выдают не только композиция, но и теплая приглушенная цветовая гамма одежды и фона.
Композиция работы – не дань какой-либо традиции и моде, не условность ради условности, а тщательно продуманная идейность, простота и доходчивость. Используя композиционный принцип восточной миниатюры, Э. Шахтахтинская применила современные методы изобразительного искусства. Реалистическая манера исполнения портрета – свидетельство того, что художник стремится раскрыть характер, индивидуальность поэта – человека зрелых лет с седой бородой, свежим цветом лица и рук, выдающих человека творческой профессии, познавшего сущность своей эпохи и людской природы, сохранившего веру в будущее. Именно поэтому академик Н. Пономарев, один из педагогов Э. Шахтахтинской в Суриковском институте, отмечал: “Она умеет раскрыть характеры с какой-то непосредственной лиричностью. Именно эта светлая и тонкая лирика становится главной для многих ее героев, многих ее работ” (5).
В усилении эффекта лиризма заметную роль играют органично сочетающиеся с портретом и способствующие его выразительности аксессуары. Именно они отражают неповторимые приметы времени, в которое жил Навои и черты народа, которому он принадлежал.
Каждая деталь, каждая линия плаката несут определенную смысловую нагрузку. Так, многозначен куст роз с одним полностью раскрывшимся цветком и несколькими бутонами слева от Навои. Роза является символом красоты, совершенства, любви, блаженства, мудрости, тайны. Ее культ сложился на Востоке, где она считалась символом любви; в восточной поэзии одна из излюбленных тем – тема любви розы и соловья. В эпоху средневековья образ розы утверждается и в европейской символике. В целом этот цветок как средневековый образ совершенства и гармонии сопоставляют с лотосом в символической традиции Древнего Востока. Символизируя сердце, роза означает любовь, жизнь, творчество, плодородие, красоту.
Чуть позади розового куста как предмет второго плана изображена резная деревянная колонна, поверхность которой покрыта растительным рельефом в сочетании с геометрическим. Колонна замечательна не только высоким искусством резьбы и богатством орнамента, но и гармоничностью пропорций, оригинальным оформлением нижней части ствола в виде кувшина с цветущими побегами растений. Такая форма колонны с уникальной орнаментальной резьбой по дереву с незначительными интерпретациями прочно укоренилась в традиционной строительной практике повсеместно в Узбекистане, являясь своеобразной “визитной карточкой” узбекского ремесла. Колонна с глубокой древности у разных культур символизировала мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землей, а также Древо жизни и путь духовного возрождения, она всегда воспринималась как символ прочности, устойчивости, целеустремленности. Неслучайно существовал обычай в честь значительных побед сооружать именно колонну (например, столбы-трофеи в Древнем Риме, колонна римского императора Траяна, Вандомская колонна Наполеона в Париже, колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне и Александрийский столп в Санкт-Петербурге, в честь победы русской армии в войне 1812 г.).
Фоном на портрете выступают две страницы из рукописей Навои: одна – с миниатюрой, вторая – со стихами. Э. Шахтахтинская смогла гармонично вписать их в общую канву картины как по размерам и формам, так и по цветовой гамме.
Обе страницы наложены на декоративное изображение круга, который немного перекрывает колонну. Круг символизирует бесконечность, совершенство, непрерывность развития мироздания. В большинстве традиций, в качестве упорядоченного пространства жизни предстает в виде круга космос. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени, символ вечного движения. В то же время кругу свойственна ориентация на центр – невидимый, но реальный. Интересно, что в центре круга на картине – листы поэмы и голова поэта.
Любое воспроизведение внешнего бытия – это реконструкция с упором на основные, с точки зрения художника, и допускаемые природой материала линии, формы, детали, которые представительствуют от имени подразумеваемого целого и замещают его. Внутренняя форма образа – личностна, она несёт след авторской идейности, его вычленяющей и претворяющей инициативы, благодаря чему образ является выражением исторически относительных тенденций и идеалов. Азербайджанской художнице Э. Шахтахтинской в полной мере удалось передать величие выдающегося узбекского поэта и философа Алишера Навои.
Литература
1. Эльмира Шахтахтинская. Каталог выставки. Плакат. Живопись. Графика. М., 1981.
2. Мамедов З. Дж. Азербайджанские философы и мыслители средневековья. Баку, 1993.
3. Navai Alisir. Secilmis asarlari. Baki, 2004.
4. Нагиева Дж. М. Навои и азербайджанская литература XV – XIX веков. Ташкент, 1990.
5. Аскерова Х. Плакатное искусство Эльмиры Шахтахтинской // Международный музыкальный культурологический журнал, http://harmony.musigi-dunya.az.
Сабухи Ахмедов (Азербайджан)