Традиционная вышивка Кашкадарьинской области известна по публикациям о вышивке “ироки”, получившей развитие в Шахрисабзе и в близлежащих к нему кишлаках. В то же время вышивка других районов Кашкадарьи, выполненная преимущественно в традиционной для Узбекистана технике “босма”, практически до последнего времени не изучалась. Учитывая это обстоятельство, в 2008 г. во время проведения фестиваля “Асрлар садоси” автором данной статьи был собран материал о вышивальщицах из разных районов Кашкадарьинской области и на базе этих данных составлен маршрут научной экспедиции под руководством А. Хакимова. В том же году при поддержке фонда “Форум культуры и искусства Узбекистана” состоялась научная экспедиция в область, в результате которой был собран интересный материал по ковроделию и вышивке региона (автор статьи выражает благодарность руководству экспедиции, предоставившему эти материалы).
Наряду с вышитыми изделиями из фонда Каршинского и Шахрисабзского музеев, было исследовано и зафиксировано еще 106 изделий из различных районов и кишлаков Кашкадарьинской области.
Среди изделий, украшенных вышивкой и зафиксированных во время экспедиции, – сюзане, джойнамазы (коврики для молитв), джойпуши (покрывало для спальных принадлежностей), такияпуши (маленькие сюзане), зардевор (покрывало для ниши), женский и мужской пояса, платочки невесты, наволочки, тюбетейки и другие предметы. В данной статье приводится предварительная характеристика орнаментально-композиционных особенностей традиционной вышивки нескольких кишлаков Касансайского (западная часть) и Китабского (восточная часть) районов Кашкадарьинского региона за последние 50-60 лет их бытования.
В Касансайском районе, где проживает в основном узбекское население, были исследованы центры производства ковров и вышивки в кишлаках Ак-тепа (мастерицы Гавхар Джумаева, 1969 г.р., Байна Бекмурадова Б., 1953 г.р.), Куйи Оброн (мастерица Фазиля Хакбердиева, 1942 г.р.) и Жиззалик (здесь проживают две удивительной судьбы русские женщины, которые вышивают традиционные узбекские изделия – это Таисия Федоровна Гаврилина – 1940 г.р. и Нина Ивановна Марчишина, 1945 г.р.). В этих кишлаках была зафиксирована вышивка с оригинальным орнаментом, в том числе с редкой для других регионов зооморфной композицией в виде стилизованных птиц в розетках и узоров самовара и др.
В кишлаке Ак-тепа, где живут в основном узбеки племени мангыт, было зафиксировано небольшое количество вышитых изделий. Это в основном небольшие сюзане с розеточным типом композиции, именуемой “ойли” (от “ой” – луна; по существу, это орнаментальная круглая розетка).
Вышивка была выполнена в 1970-1971 гг. Б. Бекмурадовой, которой тогда было 17 лет. Сама она из рода мангытов, в среде которых ремесло вышивки не было популярным. Но, судя по изделию, Б. Бекмурадова хорошо освоила искусство вышивания. На небольшом сюзане, вышитом С. Хайрулаевой в 1951 г. в возрасте 18 лет, расположены 15 розеток с рогообразными отростками по краям. И хотя она таджичка, но вышитые ею узоры характерны для орнаментики кочевых скотоводческих племен.
По общему рисунку розетки напоминают стиль ургутских вышивок с отростками черного цвета, символизирующими рога овцы или барана. Выявленные в кишлаке Ак-тепа изделия вышивки, их орнаментация и приемы исполнения позволяют сделать вывод о том, что эта самая западная зона Кашкадарьинской области находилась под влиянием, с одной стороны, самаркандской школы вышивки, а с другой – традиций ковроделия кочевых племен региона.
К регионам, где более распространено искусство вышивания, можно отнести кишлаки Куйи Оброн и Жиззалик, расположенные недалеко один от другого в южном направлении от кишлака Ак-тепа.
В кишлаке Куйи Оброн было обнаружено большое количество ковровых и вышитых изделий. Одна из ведущих мастериц кишлака Фазиля Хакбердиева (1942 г.р.) с 18 лет занимается вышивкой и ковроделием. Сюзане с 12-ю фигурными розетками по всему полю было создано ею в 1959 г. Оно напоминает аналогичное сюзане из Ак-тепа. Характерны названия узоров – розетки – ой нусха (узор луны), внутри – олма гуль (цветок яблони), по краям – оба гуль (узор воды). Все они семантически связаны с наступлением весны, праздника Навруз.
Интересные по орнаментике изделия вышивки сохранились в семье учительницы местной школы Мархамат Норкуловой (1953 г.р.). Среди них старый джойнамаз, вышитый ее матерью Кизман Баратовой (1918 г.р.) предположительно еще в 1930-е гг. На домотканой бязи шелковыми нитями в технике ильма с помощью бигиза (иглы с крючком) нанесен тонкий изысканный растительный узор. Наряду с узором лола-гуль в декоре джойнамаза использованы и такие мотивы, как калампир-нусха (узор перца), ой нусха (узор луны), чинда хаел (собранные воедино мысли). Внутри михрабной каймы вышит узор, напоминающий сильно стилизованные арабские надписи. В целом – это один из редких экземпляров изысканной кашкадарьинской вышивки, свидетельствующий о высоких традициях этого ремесла, существовавшего в регионе в первой половине ХХ в.
М. Норкулова представила еще два сюзане и один джойпуш (покрывало) с необычным зооморфным (птицы) и предметным (самовар) орнаментом, выполненные около сорока лет назад ее сестрой Ойшахар Буриевой. Причем для одного сюзане и джойпуша, выполненных в 1970 г., общей чертой является мотив птицы – летящего голубя (кабутар или каптар гуль) с характерным хохолком.
Относительно большое квадратное сюзане из ярко-красного сатина содержит 9 круглых белых и желтых розеток, внутри которых вышиты расправившие крылья голуби белого и зеленого цветов. В пространстве между розетками также расположены такие же фигуры птиц, которые выглядят так, словно были вышиты по трафаретному рисунку. У них на груди будто вырезаны 5-звездчатые розетки.
Джойпуш чуть меньших размеров, чем сюзане, но фигуры красных и белых по цвету птиц более крупные и расположены не внутри розеток, а в виде самостоятельного орнамента на темно-коричневом фоне. Между ними словно разбросаны круглые розетки, некоторые из них с тремя отростками. Голубь также символизирует весну, обновление жизни и в представлениях местного населения издревле связан с культом возрождающейся природы. О причастности к этой тематике узоров сюзане свидетельствуют и другие растительно-цветочные мотивы – олма гуль – цветок яблони, каджак гуль – завитушка и др.
Весьма оригинален узор на другом сюзане, названном мастерицами самовар-сюзане (1971 г.) по мотиву узора, который напоминает широко распространенный в ковроделии кочевых народов мотив чаён гул – узор скорпиона, встреченный нами, например, и в вышивке. Так, сходные по силуэту мотивы были обнаружены нами в нескольких сюзане из коллекции Каршинского и Шахрисабзского музеев, однако в них этот мотив носит явно выраженный растительный характер. Сомневаться в том, что на сюзане О. Буриевой изображен мотив самовара, не приходится, поскольку внутри него вышит узор в виде цветов радуги – атлас нусха, – заимствованный из орнамента атласных тканей, и в данном случае, безусловно, символизирующий пламя. Этот узор активно используют в композициях своих изделий ковровщицы соседнего Мубарекского района.
В декоре сюзане, выполненном в кишлаке Жиззалик, также встречаются изображения птиц. Но авторами узора (чизмакаш) были разные мастерицы. В кишлаке были обнаружены два такияпуша одинаковых размеров с мотивами птиц, вышитые шелковыми нитями в 1973 и в 1979 гг. Автором рисунка является, по мнению учительницы местной школы Гульсары Расуловой, ее тетя Жамоат-амма, которой больше 80 лет.
Изображение птиц имеется и на сюзане, которое так и названо – каптар ой сюзане (мотив голубя). Оно было создано в 1985 г. по рисункам Холбиби Хазратовой (1930 г.р.), которая сама и вышила его. Рисунки ее птиц близки силуэтам птиц Жамоат-аммы на такияпуше 1973 г. и рисунку птиц на сюзане из соседнего кишлака Оброн, что может свидетельствовать о существовании местной моды на этот мотив в течение 1970-х – 1980-х гг. В настоящее время этот мотив практически не используется народными мастерицами. Х. Хазратова самостоятельно научилась создавать узоры, в ассортименте ее рисунков помимо каптар ой, имеются такие мотивы, как самарканд ой (самаркандский узор), атргуль ой (цветок розы), киличак (меч – деревянный инструмент для уплотнения ковровых узоров).
В кишлаке Оброн было обнаружено также сюзане с 12 круглыми розетками (1972 г.), узор которых был составлен матерью Г. Расуловой – Зиёдой Расуловой. Узор назван мастерицами кашкадарьё нусха ой (кашкадарьинский узор). Примечательно, что эта розетка очень похожа на ой-нусха байсунских сюзане, что усиливается характерным красным цветом ткани, на которой вышита орнаментальная композиция. В кишлаке Жиззалик были обнаружены также и вышитые джойнамазы и другие бытовые изделия, узоры которых свидетельствуют о влиянии на их орнаментику традиций самаркандской школы традиционной вышивки.
Наиболее распространенными зонами традиционной вышивки исконно считались центральные и особенно северо-восточные районы, к которым относится шахрисабзско-китабская школа. Учитывая большой объем материала по этому региону, мы остановимся лишь на характеристике довольно интересного материала из кишлака Дониёршах Китабского района. В кишлаке проживает смешанное население – узбеки и таджики. Мастерицы кишлака занимаются как ковроделием, так и вышивкой. Жительница кишлака Р. Муминова (1941 г.) помимо этого сама составляет рисунки своих изделий. По этой причине в ее ковровых и вышитых изделиях наблюдаются общие орнаментальные мотивы – например, скорпион, амулет, пятизвездочный узор, треугольник и т.д. От вышитого ею в 1963 г. огромного сюзане, напоминающего байсунские, сохранилось лишь 12 круглых розеток (мастерица называет их дойра, а небольшой круглый медальон внутри – дойрача).
В отличие от байсунских сюзане между розетками Р. Муминовой изображен мотив самаркандской вышивки корди-ош, вышитый черными нитями. Другое сюзане, вышитое мастерицей в 1983 г., представляет собой законченную композицию из 12 розеток. Розетки она также назвала дойра гуль, а место узора корди ош занимают мотивы в виде веток, завершающихся бутоном цветка, и названы ею каджак гуль. Внутри каймы узоры названы рукодельницей гунча гуль или олча гуль и ол вали – черешня, байсунские мастерицы этот узор называют оба – вода. Тот же принцип выделения двух центральных розеток в многорозеточной композиции использован Р. Муминовой в сюзане, вышитом ею в 1988 г. Здесь уже не 12, а 9 розеток, а узор между ними назван – кайрилма гуль в виде расходящихся по 4 сторонам веток со стреловидным наконечником.
В более мелких изделиях, вышитых Р. Муминовой, – бошкарс и белкарс – используются те же названия узоров – кайрилма гуль, гунча гуль, олвали и т. д. Она учитывает масштабы пространства и умело варьирует размерами и формой узоров, приспосабливая их к меньшему масштабу. Характерно, что в вытканных ею ковровых изделиях используется популярный в самаркандских вышивках мотив сандык – сундук.
Схожие по колориту и орнаментальным приемам (розеточные композиции) изделия – сюзане, джойпуши, ястыкпуши, джойнамазы – создала К. Абдуллаева (1938 г.р.) – сестра Р. Муминовой. Некоторые из них она вышивала по эскизам Р. Муминовой, однако изделия К. Абдуллаевой по характеру орнамента и их наименованиям отличаются большим разнообразием.
Так, в созданных ею в 1958 г. схожих по мотивам ястыкпуше и джойпуше она использует розетки, но называет их не дойра гуль, как сестра, а ой-нусха. Между розетками использует узор в виде веток, вышитый черными нитями, арча гуль. Этот же мотив арча гуль, видимо, ее излюбленный, она использует и в сюзане 1968 г., но трактовка мотива более выразительна, в этом случае узор напоминает больше мотив кордиош. Вообще К. Абдуллаева активно использует пространство между розетками, употребляя для этого узоры в виде разнообразных растительных веток, вышитых в основном черными нитями и названными ею райхон гуль, а небольшие узоры в кайме поэтично назвала – булут нусха.
Серию созданных К. Абдуллаевой в 1958 г. изделий продолжает очень красивый, оранжевого цвета, ястыкпуш с 5 крупными розетками, а между ними вновь новая трактовка узора – ветки с цветком на навершии, сильно напоминающие узор корди-ош, но мастерица называет его товус пат – хвост павлина. В созданном в 1961 г. джойпуше между розетками К. Абдуллаева использует ветвистые узоры из черных нитей, но теперь в ее трактовке это чинор гуль, хотя она утверждает, что могут быть и цветы опиумного мака – кукнори гуль.
В созданном в том же 1961 г. небольшом сюзане, менее насыщенном узорами, она использует еще один узор – чаен гуль – в виде загнутых рогообразных веток. Творческая фантазия мастерицы довольно разнообразна, и это проявляется в орнаментике джойнамаза, сюзане и джойпуша, вышитых ею по собственным рисункам в 1960 г. Джойнамаз и сюзане выполены на белом сатине, а джойпуш – на голубой шелковой ткани. Главный орнаментальный принцип остается прежним – это сочетание розеток и узорных ветвей между ними, но мастерица и здесь вносит элемент новизны. Она использует прежние мотивы – доирагуль, арчагуль, калампир гуль, райхон гуль, олвали, оба сув и др., но в новом сочетании, что придает ее изделиям особое звучание.
Вышивка изделий из кишлака Дониершейх по общим принципам орнаментального (розеточного) и цветового построения близка стилю сурхандарьинской вышивки. Однако использование большого количества узоров, характерных для самаркандской школы, позволяет и в данном случае говорить о сочетании в кашкадарьинской вышивке традиций нескольких регионов.
Таким образом, исследования, проведенные в кишлаках Кашкадарьинской области, позволили сделать следующие предварительные выводы:
1) узоры кашкадарьинских ковров и вышивок взаимопроникали, поскольку нередко одна и та же мастерица и вышивала, и занималась ткачеством ковров;
2) в вышивке оригинально переплетаются традиции местных мастериц с традициями сурхандарьинской и самаркандской школ вышивки;
3) своеобразие кашкадарьинской вышивки связано с использованием в 1970-е – 1980-е гг. орнамента зооморфного (птицы, скорпион) и предметного (самовар) содержания;
4) в декоре сюзане выделяются два типа композиций – розеточные и свободно расположенные узоры в виде растительных кустов или изображений птиц.
Зилола Насырова