Музыкальное наследие народа связано с географическими и климатическими условиями жизни. Место обитания влияет на характер, жизненные взгляды и на философию людей. В этой связи музыкальные инструменты – одно из ярких средств выразительности. Характеристике узбекских народных инструментов посвящено много трудов. Так, в трактате Дарвеша Али Чанги “Рисолаи мусика” ученый даёт характеристику почти каждому инструменту, сравнивая их с природой и с людьми. Постепенно за каждым из них закрепилась сфера, которая характеризует тот или иной образ. Для демонстрации женского образа часто используются такие инструменты, как дутар, рубаб, чанг, най, а мужского – тамбур, ут, сато и др. Метроритмика способствует передаче эмоционального состояния человека, его грусти, печали, радости, веселья, счастья, выражение которых возлагается на ударные инструменты. Сложившиеся традиции образности народной музыки вошли и в академическую композиторскую школу.
Музыкальная жизнь Узбекистана 1960-х гг. обогатилась новым пластом – эстрадным. Будучи новым явлением, узбекская эстрадная музыка переняла многое от музыки мировой, сохранив народные традиции и достижения академической композиторской школы. В этом ключе использование народных музыкальных инструментов в аранжировке эстрадных произведений придало особый колорит эстрадным песням и выделило их среди множества других узбекских произведений подобного жанра. Следует заметить, что исполнителей эстрадных песен этого периода горячо принимали не только у себя на родине, но и за рубежом. Выступления узбекских певцов пользовались большим успехом во многих странах мира благодаря не только исполнительскому, певческому и актерскому мастерству, но и таланту композиторов и аранжировщиков. Песни звучали свежо и современно. Например, репертуар Б. Закирова – основоположника узбекской эстрадной песни, богат не только песнями узбекского народа, но и других народов мира, которые были заново аранжированы и оркестрованы.
В аранжировке знаменитого “Арабского танго”, например, использованы как инструменты эстрадно-симфонического оркестра, так и народные инструменты. Песня выполнена в стиле шансон, эмоциональную сферу которого ярко отражают инструменты эстрадно-симфонического оркестра, а арабский колорит создают узбекские народные инструменты. Данная композиция и по сей день – вне влияния времени, что еще раз подтверждает мастерство и талант аранжировщиков и исполнителей.
В 1960-е гг. новым было и творчество вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Так, первый в республике ансамбль “Ялла” широко использовал народные инструменты. В репертуар этого ансамбля входили песни народов как восточных, так и западных стран. Среди популярных композиций 1970-х гг. большое количество обработок народных песен, где использованы народные инструменты. Это, например, такие яркие, динамичные, колоритные популярные композиции, как “Бойчечак”, “Яллама ерим”, “Хандалак”, “Рамозон”, “Юмалаб”, успеху которых способствовали профессиональная инструментовка и грамотное применение узбекских музыкальных народных инструментов. Солирующий инструмент – кашгарский рубаб. Его мелодичный, мягкий, завораживающий тембр гармонично сливается с электрическими инструментами ВИА. А в композициях на основе казахских народных песен “Алтынай”, “Каратургай” солирующим инструментом является казахская домбра, передающая настроение бескрайних степей и такие особенности характера казахского народа, как любовь к свободе, шутке.
Узбекская популярная музыка, как и мировой эстрадный пласт, стремительно развивается, вбирая в себя все лучшее. Репертуар таких исполнителей, как Н. Абдуллаева, Г. Якубов, К. Каюмов, Ю. Усманова, группы “Карс”, “Нола” и др., является эталоном мастерства синтезирования и использования народных инструментов в различных стилях и направлениях поп-музыки. Большинство композиций из репертуара перечисленных исполнителей было успешно представлено на гастрольных поездках за рубежом. Позиционирующая как поп-рок-фольк группа “Карс”, возглавляемая талантливым певцом и актером Р. Намазовым, вошла в первую тройку победителей на престижном международном фестивале “Азия даусы” в Алматы. Любая композиция из репертуара этой группы насыщена фольклорным духом, а сплав электронных и народных музыкальных инструментов дает необычайно новое интересное звучание. В аранжировке широко используются дутар, най, танбур и множество ударных инструментов. Основой всех композиций служат богатейшая ритмика и узбекские ударные инструменты.
Невозможно представить развитие узбекской поп-музыки в отрыве от узбекского фольклора. Представители сегодняшней поп-культуры много экспериментируют в области синтеза народной музыки и современных цифровых направлений в популярной музыке. В создании композиций используются форма, принципы развития, метро-ритмика и тембровая окраска узбекского фольклора. Произведения, создаваемые без применения фольклорной музыки, однообразны и не представляют интереса в качестве исследуемого объекта, особенно на фоне шквала информации в области современной популярной музыки.
Испытывая ощущение гордости, хочется перечислить произведения, авторы которых, опираясь на народные музыкальные традиции, справляясь со сложными задачами при их создании в многогранных стилях популярной музыки, смогли создать весьма интересные произведения, в том числе молодежного направления. Например, выбравшие себе амплуа рэп и хип-хоп исполнителей, музыканты смело экспериментируют в области применения узбекских ритмов и музыкальных инструментов в создании подобных произведений. К ним относятся группа “Радиус” и Шохрух. В композициях групп “Радиус”, “Шекспир”, “Тунги капалак” и др. ведущим, эмоционально нагруженным инструментом является сато. Новые технологии, в частности цифровая техника, не миновали и музыкальную сферу, а это способствует появлению иных видов творчества, воплощению разнообразных интересных идей.
Возможности цифровых музыкальных инструментов фактически не ограничены. С их помощью можно воспроизвести звуки любого народного инструмента. Это, безусловно, большое достижение в музыкальной жизни, особенно в гастрольной деятельности музыкантов, когда по многим причинам сопровождение соло исполнителя становится невозможным, в том числе и экономически ограниченным. Вместе с тем изложенная таким образом музыка лишена самого главного – души исполнителя. Хотя расходы при записи популярных композиций с участием музыканта-исполнителя на народных инструментах превышают минимальные затраты, истинные ценители искусства идут на такие “жертвы”.
Рынок шоу-бизнеса в Узбекистане многогранен. Здесь реализуют свое творческое начало многие талантливые музыканты. Но музыкантов, представляющих эстрадное искусство Узбекистана на высоком уровне, пока не много. Нельзя говорить о национальной эстраде в отрыве от национальных традиций. Совокупность передовых технологий и вековых традиций может дать продуктивный рост. Много примеров, отражающих гармоничный сплав прошлого и современного. Это, например, известные хиты из репертуара представительницы узбекского “Quiet storm” – одного из направлений стиля соул, С. Назархан. Ее песня “Коралар” исполнена в стиле нео-соул с элементами ритм-энд-блюза.
Известный узбекский шлягер 1980-х гг. приобрел совершенно иной облик. Хотя в произведении не использованы звуковысотные народные инструменты, имитация их осуществлена за счет струнной группы синтезатора (обработанный звук скрипки имитирует звуки гиджака). Но ведущим, придающим узбекский колорит инструментом здесь является оригинальная дойра. Следует отметить прекрасное вокальное исполнение солистки. Все многообразие мелизмов узбекской мелодики дополнено бек-вокалом, который и придает песне ритм-энд-блюзовую черту. Песня “Ер-ер”, исполняемая С. Назархан, тоже в стиле нео-соул. Обрядовая свадебная песня приобрела совершенно необычный, новый облик за счет не узбекской ритмики. Электронные звуки ее подчеркивают новизну и свежесть композиции. Но эмоции печали искусно выражены посредством национальных инструментов найя, дутара, сато и тамбура.
В узбекской популярной музыке множество примеров произведений и удачных, и менее удачных, но отрадно, что популярная музыка страны не отрывается от своих корней, а народные музыкальные инструменты находят применение как в народной и академической музыке, так и в современных стилях узбекской популярной музыки.
Надира Аманова